Организация опытно-экспериментальной работы

Под опытной работой в педагогическом исследовании понимается организация автором практической деятельности в соответствии с имеющимся в литературе и практике опытом без каких-либо конструктивных авторских изменений.

Педагогический эксперимент является своеобразным комплексом методов исследования, который обеспечивает научно обоснованную и доказательную проверку правильности выдвинутой в начале исследования гипотезы.

В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента:

1. Естественный и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания. Исследователь наблюдает начальное состояние деятельности, поведения школьников, затем осуществляются рекомендуемые изменения в содержании, формах, методах учебно-воспитательной деятельности. После этого вновь изучаются уровень успешности учения школьников или уровень воспитанности и делается вывод об эффективности применяемой в естественных условиях системы мер.

В случае лабораторного эксперимента выделяется группа учащихся, с которыми в специально созданных условиях осуществляется особая деятельность и делается вывод об ее эффективности.

2. Констатирующий и формирующий эксперимент.

В первом случае исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы. Во втором случае исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учащихся определенных личностных качеств, улучшение их учебной деятельности и т.д.

Для проведения эксперимента, как правило, выделяются две группы (два класса, два коллектива и др.), которые называются контрольной и экспериментальной группами. Определение этих групп осуществляется с помощью случайной выборки, при этом необходимо констатировать примерно одинаковые групповые характеристики, например, одинаковый уровень обученности или воспитанности учеников в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента. Однако возможно проведение эксперимента на одной группе, без выделения контрольной. В этом случае замеряется уровень обученности, или воспитанности, или каких-либо других параметров/характеристик (в зависимости от целей эксперимента) до и после его проведения.

Выделяют следующие основные этапы проведения эксперимента:

1) этап, предшествующий эксперименту (анализ литературы, практики);

2) подготовительный к проведению эксперимента этап (выбор объекта, методики изучения и измерения, определение критериев и т.д.);

3) проведение эксперимента (изучение начального состояния системы, осуществление предлагаемого комплекса мер по решению поставленных в эксперименте задач, фиксирование данных о ходе эксперимента, указание трудностей в его проведении и т.д.);

4) подведение итогов эксперимента (описание результатов конечного состояния объекта/системы, характеристика условий, при которых эти результаты были достигнуты, и т.д.).

В ходе эксперимента необходимо выполнить ряд условий:

1) Определить задачи эксперимента.

2) Выбрать необходимое число экспериментальных объектов.

3) Определить длительность эксперимента.

4) Выбрать конкретные методики, применяемые в ходе эксперимента.

5) Определить критерии оценки успешности экспериментальных действий.

6) Соотнести итоги эксперимента и гипотезу исследования.

Одним из сложных вопросов любого педагогического исследования является выбор критериев эффективности предлагаемой системы мер. Критерии должны удовлетворять следующим принципам:

- быть объективными (насколько это возможно), т.е. оценивать исследуемый признак однозначно;

- быть валидными, т.е. оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить;

- быть нейтральными по отношению к исследуемым явлениям (например, если в экспериментальном классе изучается какая-то тема, а в контрольном нет, то нельзя сравнивать знание учащимися данной темы);

- быть полными, т.е. совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления или процесса.

Заключение

В заключении принято подводить итоги и намечать перспективы, в нем приводятся обобщенные итоги теоретической и практической разработки темы, отражается результат решения поставленных во введении задач. Формулируются выводы, предложения и рекомендации по использованию результатов работы. Заключение должно содержать общую оценку результатов проделанной работы, ее теоретической и эмпирической частей в соответствии с задачами. По своему содержанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем автор еще раз как бы напоминает смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений педагогических исследований и практики. В нем намечаются пути и цели дальнейших исследований и подчеркиваются практические рекомендации. Это может быть сделано следующим образом.

В результате проведённого теоретического (эмпирического, опытно-экспериментального и т.д.) исследования (объект, предмет) для поставленных задач предложены следующие решения (кратко формулируются основные положения решений задач исследования). Правильность предлагаемых решений подтверждается результатами экспериментов, формально-логическими доказательствами и так далее. Это позволяет принять выдвинутую гипотезу. Тем самым достигнута цель исследования. (В другой логике: это позволяет считать поставленную цель достигнутой и, следовательно, принять выдвинутую гипотезу.) В результате исследования предложен обоснованный способ разрешения проблемы. Следовательно, данное исследование можно считать завершённым. Завершение данного исследования не закрывает рассматриваемую тему. В ходе работы вскрылись новые задачи, которые могут рассматриваться как предмет последующих исследований (далее – приблизительные формулировки новых задач).

Приложения

В приложение(я) выносятся вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст. Здесь могут содержаться стимульные материалы, материалы экспериментального исследования в таблицах, диаграммах, графиках; анкеты, опросники, программа тренинговых занятий и т.п., расчеты статистико-математической обработки полученных исследовательских данных.

Типичные ошибки, допускаемые при написании
выпускных квалификационных работ:

- перенасыщенность текста цитатами, что свидетельствует об отсутствии собственного взгляда на данную проблему;

- указание в списке литературы источников, на которые отсутствуют ссылки в работе;

- подмена новизны актуальностью или наоборот:

- неразличение объекта и предмета исследования;

- включение в список таких задач, как «изучение литературы по проблеме», «произвести отбор адекватных методик изучения» и т.д. – это предполагается само собой и является очевидным;

- несоотнесенность выводов заключения с указанными во введении задачами, например: выделенные 4 задачи исследования предполагают 4 вывода в заключении; возможен 5-й вывод, который указывает на перспективу использования полученных результатов.

Наши рекомендации