Философия и педагогика каникул: организационно-педагогические условия подготовки педагогов – организаторов летнего отдыха детей и молодежи
АРХАНГЕЛЬСК - 2008
Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации
Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Щекина С. С. , Голоухова Г.Н.
Философия и педагогика каникул
Выпуск 1
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ
ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Архангельск
ББК 74.03(41) Ш 672 Рецензенты: кандидат педагогических наук, декан факультета социальной работы ПГУ имени М.В. Ломоносова Л.С. Малик; кандидат педагогических наук, доцент АГТУ Мосягина С.Ю. Составители: кандидат педагогических наук, доцент ПГУ имени М.В. Ломоносова Щекина С.С., кандидат биологических наук, доцент ПГУ имени М.В. Ломоносова Голоухова Г.Н. Печатается по решению редакционно-издательского совета Поморского государственного университета Щекина С.С., Голоухова Г.Н. Философия и педагогика каникул. Выпуск 1. Сборник методических материалов для организаторов летнего отдыха детей и молодежи – Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та, 2008. – 86 с. ISBN 5-88086-311-5 Данное учебное пособие является результатом многолетней исследовательской и преподавательской деятельности автора. В нем рассматриваются и анализируются различные вопросы теории и технологии организации социально-досуговой деятельности. В издании нашли отражение учебная программа курса, задания для самостоятельной работы, а также краткий теоретический материал, раскрывающий содержание соответствующего лекционного курса и служащий основой для выполнения теоретических и практических заданий, как в рамках самостоятельной работы, так и на семинарских занятиях. Для специалистов в сфере образования, для социальных работников и социальных педагогов. УДК 370 ББК 74.03 (41) ISBN 5-88086-311-5 ©Щекина С.С., Голоухова Г.Н. Составление, ©Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Здравствуйте, уважаемые вожатые, педагоги, воспитатели и, конечно, их руководители!
Его Величество Лето уже стучится в дверь, скоро в школах прозвенит последний звонок, и тогда миллионы мальчишек и девчонок с радостными криками: "Ура, каникулы! Я еду в лагерь!" - за один день соберут свои чемоданы, распрощаются с тоской и скучной городской жизнью и отправятся к Вам, дорогие Взрослые, в чудесную страну Фантазии и Творчества, для того, чтобы отдохнуть, поправить свое здоровье, приобрести новых друзей, а главное - раскрыться в Вашем, да, да, именно в Вашем летнем лагере. Они будут ждать с замиранием сердца волшебные и чарующие слова: "Добро пожаловать! Мы вас ждали! Очень рады, что вы посетили наш лагерь!"- Дети верят и надеются, что мудрые Взрослые подготовили им незабываемые дни, о которых они мечтали весь учебный год.
Мы уверены, что вами проделана большая творческая работа по созданию программы летнего оздоровительного отдыха в Вашем лагере. Все продумано до мелочей: сценарии праздников, концертов, спектаклей. Разработаны массовые и дружинные дела, отрядные и межотрядные игры, конкурсы, викторины и т. д. Но если Вы опытный вожатый, воспитатель, руководитель, то Вы знаете, что все продумать и предвидеть невозможно. Полезные истории, мудрые советы услышать (прочитать, понять, осмыслить) не хотите ли? А может кто-то из Вас совершенно случайно что-то забыл, а, может, хочет узнать что-либо новое в философии и педагогике каникул, либо желает познакомиться с передовым опытом организации летнего отдыха детей и молодежи?
Если Ваш ответ – «ДА!», то Вы обратились по адресу. Мы начинаем серию публикаций, адресованную организаторам летнего отдыха детей и молодежи. Все выпуски объеденены единым названием «Философия и педагогика каникул»», однако их тематика будет самой разнообразной. Это и общая теория организации каникулярного отдыха, это и «портфолио» разнообразных форм досуго-развлекательных мероприятий, это педагогический мониторинг в летнем лагере, это и особенности организации профильных лагерей и т.д.
Мы очень надеемся, что все выпуски будут содержать достаточно интересный и необычный материал в помощь педагогам- организаторам летнего оздоровительного отдыха детей и молодежи, что собранные и систематизированные из различных источников практические материалы и методические советы помогут Вам в планировании работы, дадут импульс в придумывании и разработке вместе с ребятами и коллегами разнообразных моделей организации жизнедеятельности детей.
Однако, помните: насколько интересной будет жизнь ребят в первую очередь зависит от Вас, педагоги, от вашего педагогического мастерства, от умения понять и принять всех и каждого, от желания творить, удивлять и вдохновлять. Итак, в добрый путь!
Философия и педагогика каникул: организационно-педагогические условия подготовки педагогов – организаторов летнего отдыха детей и молодежи
Детский оздоровительный лагерь является своеобразным мостом, соединяющим образовательное и жизненное пространство ребенка, он помогает ему адаптироваться и самореализоваться в окружающем мире. Особенно результативно это происходит тогда, когда ребята, объединяясь в коллектив, получают уникальную возможность для неформального общения, активного участия как в общественно-полезной, так и личностно значимой деятельности. Эффективность включения детей и подростков в совместную деятельность на благо себе и другим во многом определяется желанием и педагогической позицией находящегося рядом взрослого - вожатого. Вожатый – это профессия для человека ищущего, любознательного, доброго и оптимистичного. Профессия разноплановая и в чем-то экстремальная. Вожатый это – актер, певец, танцор, музыкант, режиссер, затейник, воспитатель и психолог, спортсмен и турист, замечательный организатор, способный увлечь и повести за собой детей, лидер, наставник, а главное старший друг. Позиция вожатого значительно отличается от позиции учителя или социального педагога. Здесь гораздо важнее межличностные отношения, содружество, сотворчество, сопереживание, сообщество детей и взрослых.
В связи с этим очень значима роль вожатого, а также уровень его теоретической и практической подготовленности к подобного рода деятельности. Долгое время существовало ошибочное мнение, что любой человек, даже без специального образования, может успешно работать с детским временным коллективом (отрядом). Но работа вожатого не терпит методов проб и ошибок. На наш взгляд, первым и самым важным (основным) условием готовности педагогов к деятельности в детских оздоровительных лагерях является наличие определенной системы их подготовки. Она должна включать в себя несколько этапов:
§ обучение в рамках специального курса посредством знакомства с системой и опытом работы в различных оздоровительных центрах;
§ адаптация к условиям работы в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) посредством включения в организационно-методическую игру в рамках инструктивно-методического лагеря (ИМЛ);
§ диагностика и познание своих возможностей и способностей посредством включения в активную профессиональную деятельность в ДОЛ.
Таким образом, первым этапом в системе теоретической и практической подготовки педагогов – организаторов летнего отдыха является освоение ими специального курса «Академия вожатского мастерства».
Цель данного курса – создание мотивационно-ценностного и творческого отношения педагогов к деятельности в детском оздоровительном лагере и осознание на этой основе необходимости самообразования и подготовки к практической работе с временным детским коллективом.
Задачи:
- формирование мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие с детьми в ДОЛ;
- углубление и закрепление теоретических знаний и практических умений в решении конкретных социально-педагогических проблем в деятельности вожатого в ДОЛ;
- выявление ценностно-смысловой, личностной, управленческой и методической готовности к деятельности в детском оздоровительном лагере;
Теоретическим основанием данной программы является учет общих закономерностей воспитательной деятельности работников ДОЛ:
- направленность на воспитание и развитие личности;
-координация в практической деятельности разнообразных влияний, обеспечение ее многосторонности;
- разнообразие приемов и способов коллективного и индивидуального воздействия на личность, превращение подростка из объекта в субъект саморазвития и самореализации;
- обоснование логики выдвижения задач, выделение ведущих и соответствующие отбор и корректировка форм и методов работы с детским объединением по мере его становления и развития.
Данная программа состоит из 3-х разделов:
Первый раздел предусматривает обеспечение слушателей основами знаний о наиболее важных проблемах философии и педагогики каникул, знакомит с типологией современных ДОЛ, с основными моделями организации летнего отдыха.
Второй раздел предусматривает ознакомление с положениями законодательных и нормативных актов и других документов, регламентирующих работу по организации отдыха и оздоровления детей, определяющих правовой и социальный статус вожатого, его должностные обязанности и права, а также права детей.
Третий раздел предназначен для обеспечения вожатых основными знаниями, умениями и навыками практической работы в детском коллективе, а также для выработки навыков действий в экстремальных ситуациях.
Анализ литературы по проблеме подготовки педагогов к работе в ДОЛ показал, что на современном этапе подготовки кадров для работы в лагере акцент должен смещаться в сторону практического овладения содержательно-технологической стороной воспитательной деятельности, укрепления личностной позиции (7,8,9,30,34,35,37). Именно поэтому особенностью реализации программы является практическая включенность обучаемых в логику развития лагерной смены, поэтапное участие в каждом из периодов смены (организационный, основной, итоговый) как в роли вожатого, напарника, так и в роли ребенка. Таким образом, программа рассчитана на 12 лекционных и 28 практических занятий (таблица 1). Посещая данный курс, педагоги учатся не только составлять проект отрядной деятельности с учетом логики развития лагерной смены и возрастных закономерностей ребенка, но и разрабатывать новые формы работы в ДОЛ. Происходит изменение позиции по отношению к ребенку, обогащение новыми средствами работы, позволяющими обеспечить физическое, социальное, интеллектуальное, психологическое и морально-нравственное благополучие ребенка (4,19,23,24,27, 39,45).
Основные формы: традиционные (лекции, семинары, практикумы), творческие (тренинги, организационно – деятельностные, творческие и ролевые игры, мастерские и мастер-классы).
Таблица 1
Тематическое планирование
Содержание | Кол час. | Форма занятия |
1. Философия и педагогика каникул | лекция | |
2. Нормативно-правовые основы организации летнего отдыха детей и молодежи | лекция | |
3. Модели организации летнего отдыха | лекция | |
4. Слагаемые успеха лагерной смены - концептуальная, содержательная, инструментальная, кадровая модели смены | лекция | |
5. Некоторые особенности установления первичного контакта во временном детском коллективе | лекция | |
6. Игра и праздник как важнейшие составляющие образовательно-воспитательного процесса в ДОЛ | лекция | |
7. Психолого- педагогические основы профессиональной культуры вожатого. Формирование личностной готовности к работе с детьми в условиях ДОЛ. «Миссия вожатого» | организационно-педагогическая игра | |
8. Принципы и методы планирования работы вожатого | Семинар - практикум | |
9. Игровой блок «Общелагерное и отрядное знакомство» | Тренинг | |
10. Методика разработки сценарного плана мероприятия | Практ. занятие | |
11. Методика организации и проведения отрядных дел | Практ. занятие | |
12. Методика организации и проведения интеллектуальных игровых программ | практикум | |
13. Игровой практикум | Мастер-класс | |
14. Работа вожатого с отрядом в условиях плохой погоды | Практикум | |
15. Оформительский практикум | Мастерская | |
16. Музыкальный практикум | Мастер-класс | |
17. Танцевальный практикум | Мастер-класс | |
18. Методика организации подвижных игр | практикум |
Следует отметить, что основным изменением в сознании обучающихся по данной программе должен быть переход от распространенной и ошибочной установки: вожатый обеспечивает досуг ребенка (организует развлекательные мероприятия) к пониманию необходимости создания педагогом условий для приобретения подростком социально-позитивного опыта своего развития. Именно на реализацию этой парадигмы и направлено содержание лекционного блока данного курса. Ведущую ценностно-мотивационную и практико-ориентационную роль при этом играет содержание первой лекции - «Философия и педагогика каникул».
На этой вводной лекции слушателям сначала раскрывается психолого-педагогическая сущность понятия «каникулы». Следуя определению Даля, каникулами можно было бы назвать время, когда нечего работать, нет дела. Очевидно, что в наше время слово каникулы стало употребляться в ином смысле, не только через раскрытие его лексического значения, но и через основные характеристики его содержания и смысла (18,19,42) (таблица 2).
Таблица 2