Не отказаться ли от этого термина?
(Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М., 1979. – С. 4-12)
О самом разнообразном употреблении термина «интерес» писали Л.И.Божович, Н. А. Беляева и другие исследователи. Они также указывали, что обычно в одном понятии смешивается совершенно различное содержание, включенное в разнообразные виды деятельности — игру, развлечения, учение, науку, производственную работу и т. п. Более того, интересом называют совершенно различные состояния человека—и увлечение делом, и любовь к деятельности, и склонность к различным профессиям, т. е. любое положительное отношение к деятельности, предмету, к любому объекту.
Далее, интересом называют разные степени развития этого процесса у ребенка и взрослого, смешивают с интересом любопытство, любознательность. При этом не различаются разные этапы развития интереса у одного и того же человека.
В ходе нашего исследования мы нашли, что интерес во всех его. видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что мы назвали радостью познавания и познания; 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (побуждений)3. Другие мотивы (долга, необходимости, послушания и т. д.) могут помочь возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его сущность.
Следует сказать, что на разных этапах развития интереса каждый его компонент может выступать то более, то менее энергично. В младшем школьном возрасте большее значение имеет эмоциональный компонент, в подростковом — познавательный. В старшем школьном возрасте непосредственный мотив, идущий от самой деятельности и побуждающий юношу заниматься интересующим его делом, обычно сопровождается рядом социальных мотивов.
В последнее время к такому толкованию приходит большинство исследователей.
Какая разница между интересом и познавательным интересом? Ведь всякий интерес познавателен; в нем, как мы уже сказали, непременно присутствует радость познавания и познания — будь то интерес к искусству или к технике. Без познавательного компонента интереса нет. Но условимся: познавательным интересом мы будем называть частный случай интереса — интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
По каким признакам можно судить о наличии у учащихся познавательного интереса?
Наши исследования позволили выделить признаки интереса, его критерии, которые можно разделить на три группы:
1) специфические для интереса особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся в процессе учебной деятельности на уроке;
2) особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся вне уроков;
3) особенности всего образа жизни учащихся, возникающие под влиянием интереса к той или иной деятельности.
Первую группу признаков (критериев) интереса характеризуют активное включение в учебную деятельность, жадное восприятие познавательного материала, сильная сосредоточенность на заинтересовавшем материале, отсутствие отвлечении, преобладание непроизвольного внимания, возникновение вопросов в процессе учебной деятельности.
На интересном уроке учащиеся сидят не шелохнувшись, они обычно игнорируют даже помехи — не отвлекаются; при отсутствии же интереса отвлечения постоянны. Сосредоточенность может достигаться и при отсутствии интереса — усилием воли, если это нужно; при интересе же нужно усилие воли, чтобы отвлечься от интересующего вопроса.
Желание как можно дольше заниматься данным предметом, нежелание прекратить занятие, урок также очень показательны для интереса. С разочарованием учащиеся встречают звонок, прерывающий интересный урок.
При восприятии заинтересовавшего материала ученик как бы соучаствует в ходе его изложения, сопереживает ход рассуждении учителя и нередко дает об этом знать: нет-нет да и вставит вопрос или как-то еще выразит свое отношение.
Важнейший критерий возникшего познавательного интереса — появление вопросов в процессе учебной деятельности. Не обязательно такие вопросы задаются вслух. В разных возрастах и на разных уровнях развития этот признак проявляется по-разному. Любознательный дошкольник, младший школьник засыпает вопросами родных и учителей. Подросток чаще задает вопросы книге и в ней ищет интересующие его ответы. Взрослый (особенно ученый, исследователь) задает вопросы самому себе, ставит перед собой научную проблему и выясняет ее экспериментально или теоретически.
Возникновение вопросов мы считаем существенным признаком не только появления познавательного интереса. Вопросы, задаваемые по собственной инициативе ребенком (подростком, юношей), дают возможность судить и о содержании его интересов.
Внешние признаки возникшего интереса не сразу удается распознать и отличить от сознательного внимательного вслушивания в трудное (и не всегда интересное) сообщение. Однако пристальный взор опытного учителя увидит особое оживление детей при затронувшей их интересной теме, появление радости на лицах. По блеску широко открытых глаз у одних, по напряженности, устремленности вперед, чтобы лучше видеть, слышать, у других учитель поймет, что ему удалось вызвать у своих учеников интерес.
Вторая группа признаков связана с изменением поведения учащихся в результате возникшего у них познавательного интереса вне урока.
После урока школьники не расходятся, а окружают учителя, задавая вопросы или высказывая собственные суждения по интересующей проблеме. Нередко беседы и споры возникают между самими учащимися. Учащиеся добровольно и охотно берут и выполняют задания для самостоятельной работы, выступают с докладами, сообщениями и т. д., читают соответствующую дополнительную литературу. Это легко проверить по их библиотечным абонементам, узнать из беседы со школьным библиотекарем.
А что делает ученик дома, в свободное от занятий время? Как проводит досуг? Что просит родных приобрести или подарить ко дню рождения? Как расходует свои сбережения? Как меняется под влиянием возникшего интереса весь его образ жизни? Об этом свидетельствуют критерии, выделенные нами в третью группу.
Наши исследования показали, что эмоционально-познавательное, непосредственно мотивированное отношение к предмету или деятельности возникает вначале как эпизодическое переживание, когда у ребенка нет еще настоящего интереса к предмету. Однако учитель раскрывает перед учениками смысл своего предмета или отдельную тему, отдельный вопрос так последовательно, увлекает содержанием настолько, что ученики слушают не отрываясь; их увлекает непосредственное, радостное узнавание нового. (Это первая группа проявлений интереса.) Интерес безусловно возник — учащимся хочется больше узнать по этой теме, они задают вопросы и радуются полученным ответам. Но вот урок кончился, и учащиеся не возвращаются больше к, казалось, заинтересовавшей их теме. Это было временное, эпизодическое переживание интереса. На этом интерес может исчерпаться и так и остаться временным переживанием.
Но учитель снова приходит в класс и ведет новый урок. Развивая проблему, он пробуждает активность учеников, побуждает их вместе с ним мыслить и искать ответ. И так от раза к разу. Интерес закрепляется, становится устойчивым. Переживание обобщается, становится эмоционально-познавательным отношением к предмету, которое побуждает учащихся интересоваться поставленными на уроке проблемами и после того, как отзвенел звонок с урока. (Это вторая группа проявлений интереса.)
Вместе с тем это отношение может и сохраниться, если его поддержат дома, если встречи с интересными людьми или другие события раскроют данную науку с новой стороны, направят школьника к подлинно познавательной книге. Тогда интерес-отношение может статьнаправленностью личности, когда под влиянием познавательного интереса меняется весь образ жизни школьника (это третья группа проявлений интереса). И вот ученик свое свободное время посвящает приобретению дополнительных знаний, вступает в кружок, читает, встречается с людьми, интересующимися теми же проблемами.
Стойкий личностный интерес — это эмоционально-познавательная непосредственно мотивированная направленность всей личности на определенную область знания или деятельности. Это высший этап развития интереса.
Теперь мы можем дать более точное и полное определение интереса.
Интерес (в том числе познавательный) можно определить как эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.