Анализ программы по русскому языку для I отделения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида
I РАЗДЕЛ: Обучение грамоте.
Цель: формирование элементарных навыков чтения и письма.
Уроки называются «уроки грамоты и правописания» в течение первого года обучения.
II РАЗДЕЛ: Формирование произношения.
Цель: развитие ритмической и звуко - слоговой структуры речи
Уроки называются «уроки произношения» и проводятся в 1-м классе – 2 раза в неделю, во 2-м классе – 1 раз.
III РАЗДЕЛ: Развитие речи.
Цель: расширение объем словарного запаса, развитие связной устной и письменной речи.
Уроки называются «уроки развития речи» и проводятся с 1-го по 4-й класс 4 раза в неделю.
IV РАЗДЕЛ: Обучение грамматике, орфографии и правописанию.
Цель: формирование уровня относительной грамотности (владение правилами школьной программы)
Уроки называются «уроки русского языка» и проводятся со 2-го класса 4 раза в неделю.
V РАЗДЕЛ: Обучение чтению и развитие речи.
Цель: формирование навыков синтетического чтения (правильное, беглое, выразительное и осознанное) и воспитание нравственных качеств личности на прочитанном материале. Уроки называются «уроки чтения» и проводятся во 2-м классе 4 раза в неделю, в 3-м и 4-м классе – 3 раза в неделю.
VI РАЗДЕЛ: Индивидуальные занятия
Цель: коррекция индивидуальных речевых нарушений учащихся класса.
Кол-во индивидуальных занятий определено программой обучения в зависимости от класса.
1-й класс – 8 ч. в неделю
2,3,4-й классы – 7 часов в неделю.
32. Принципы, задачи и содержание логопедической работы при разных формах дизартрии.
Дизартрия(речедвигательное расстройство) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи.
Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.
Изучением вопросов дизартрии занимались-Правдина Ольга Влад-на,Мартынова Раиса Ив-на, Мастюкова Елена Мих-на,Архипова Елена Фил.и др.
При классификации дизартрии на основе принципа локализации мозгового поражения различают псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную (подкорковую), мозжечковую, корковую формы дизартрии (О.В. Правдина и др.).
Нарушения артикуляции | Нарушения звукопроизношения | |
Бульбарная дизартрия | — Избирательные, преимущественно право- или левосторонние параличи мышц речевого аппарата — Атрофия мышц — Атония мышц — Любые произвольные и непроизвольные движения нарушены | — Все согласные приближаются к щелевым звукам — Гласные приближаются к звуку типа безударного [а]или [ы] со стиранием противопоставленности по ряду, подъему и огубленности — Носовой оттенок — Ослабление специфических речевых шумов, возникающих при артикуляции ротовых звуков |
Псевдобульбарная дизартрия | — Двусторонние спастические параличи мышц речевого аппарата — Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад) — Подвижность артикуляционных мышц резко ограничена — Избирательные нарушения произвольных движений | — Избирательно страдают наиболее сложные и дифференцированные по укладам звуки [р], [л], [щ], [х], [ц], [ч] — Смягчение звуков |
Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия | — Резкое изменение тонуса — Нарушение эмоционально-двигательной иннервации — Гиперкинезы — Трудности при необходимости сохранить артикуляционные позы | Стабильные нарушения звукопроизношения отсутствуют |
Мозжечковая дизартрия | — Выраженная асинхронность дыхания, фонации и артикуляции — Тонус в артикуляционной мускулатуре понижен — Трудности удержания артикуляционных укладов — Движения языка неточные — При тонких целенаправленных движениях возможен тремор языка — Темп движений замедлен | — Нарушено произнесение переднеязычных, губных, взрывных — Назализация большинства звуков |
Нарушения артикуляции | Нарушения звукопроизношения | |||
Корковая дизартрия | I. Кинестетическая постцентральная | — Недостаточность кинестетического праксиса — Неверная и нечеткая артикуляция звуков — Активный поиск правильных укладов | Заменяются шумовые признаки согласных звуков: — места образования (особенно язычных); — способа образования (особенно аффрикатов ишипящих); — твердости и мягкости. Замены лабильны инеоднозначны | |
II. Кинетическая премоторная | — Недостаточность динамического кинетического праксиса — Нарушается последовательность артикуляционных движений | Нарушена артикуляция согласных звуков: — начальные и конечные согласные часто удлинены или толчкообразны; — замены щелевых на смычные; — пропуски звуков в стечениях согласных; — упрощение аффрикат; — избирательное оглушение звонких смычных | ||
III (по Е.М. Мастюковой) | — Изолированное поражение отдельных мышц артикуляционного аппарата — Избирательный спастический парез речевой мускулатуры — Страдают наиболее тонкие изолированные движения (подъем языка) | — Нарушается произношение переднеязычных звуков [ш], [ж], [р]: они отсутствуют или заменяются другими согласными — Трудны согласные, образующиеся при сближении кончика языка с верхними зубами или альвеолами [л] | ||
Данной классификацией логопед может пользоваться только совместно с невропатологом, который определяет ведущий неврологический синдром{спастический парез,гиперкинезы,атаксия}.
Бульбарная дизартрия проявляется при заболевании или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного,иногда тройничного и лицевого).
Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза.
Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной "рубленой" речью, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. В чистом виде эта форма у детей наблюдается редко.
Корковая дизартрия представляет большие трудности для выделения и распознавания. При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата.
Псевдобульбарная дизартрия - наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др.
Принципы, задачи и содержание
логопедической работы при дизартрии
Знание особенностей структуры нарушений у детей с дизартрией позволяет сформулировать основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы.
Единство диагностики и коррекции нарушений развития
Преодоление выявленного речедвигательного нарушения зависит от правильности, точности и времени его установления. Необходима согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза и медико-педагогической коррекции. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекционного воздействия важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств при дизартрии, общность поражения артикуляционной и общей моторики. Необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Это связано с положением анатомической близости корковых зон иннервации речевого аппарата с зонами иннервации мышц рук, особенно кисти и большого пальца.
При коррекции дизартрических нарушений речи основная форма логопедической работы — индивидуальная. Прежде всего это касается таких методов логопедического воздействия, как дифференцированный логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика, а также начальные этапы дыхательной и голосовой гимнастики.Активное вовлечение родителей ребенка во многом является залогом эффективности коррекционно-логопедического воздействия.