Виды проблемных заданий по географии

Впоследнее время в обучении географии для развития познавательных инте­ресов учащихся в практике школы стали более активно использовать методы проблемного обучения. Проблем­ное обучение занимает особое место в школьном обра­зовании в связи с тем, что оно реализуется, и в проблем­ном изложении, и в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения. Проблемное обучение рассматривается методистами с разных позиций:

— в качестве метода обучения (Л.М. Панчешникова, В.Конь);

— как новый тип обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер);

— в качестве подхода или принципа обучения (Г.А. По-нурова, Т.В. Кузнецова);

— как новая дидактическая технология (Г.Ю. Ксензова).

Вместе с тем общим для проблемного обучения яв­ляется использование проблемных заданий или вопро­сов, создание проблемных ситуаций и решений учебных проблем

49. Педагогическая система непрерывного образования Я.А.Коменского. Принцип природосообразности.

§ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Я А. КОМЕНСКОГО

В своих многочисленных работах: «Великая дидактика», «Предвестник всеобщей мудрости», «Общий совет об исправлении дел человеческих», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных дарований» и др. Коменский излагает свои взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество, которые явились фундаментом его педагогической теории.

В этом утверждении Коменского содержится новый, передовой и смелый взгляд по сравнению со средневековым (когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения).

Принцип природосообразности положен Коменским в основу педагогики. Природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармония и порядок, все протекает постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Как в природе все происходит естественным путем, так же должно идти и воспитание человека. Человек сам является частью природы.

Человек, являющийся частицей природы, подчиняется ее общим законам и развивается по естественным законам. У каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой.

Коменский являлся истинным демократом, ратующим за то, чтобы все люди — богатые и бедные — имели возможность развить свои природные способности, стать гармоническими личностями.

Потребности самого народа определяют все дело воспитания и образования.

Демократизм, гуманизм, народность — важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского.

Дидактика Я.А. Коменского

В отличие от дидактики как теории обучения свою «Великую дидактику» Коменский определяет как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.

«Великая дидактика» Коменского выходит за рамки теории обучения, это, по сути, есть вся педагогика, включающая и образование, и воспитание. Эти знания необходимы родителям и учителям, ученикам и школам, государству и церкви.

50 XVIII век в истории российского просвещения.

XVIII в. занимает особое место в истории образования в России: именно в этом веке была создана светская школа, сделана попытка организовать государственную систему народного образования, впервые были разработаны в теории и применены на практике основы светского обучения и

воспитания детей.

В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода:

I период охватывает первую четверть ХУШ в. Это время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимые для реформ разных сторон жизни общества. Создание Академии наук, университета и гимназий при ней (С.-Петербург).

/I период — 1730-е — 1765 г. — возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования и одновременно борьба М. Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета.

Ш период — 1766—1782 гг. — развитие просветительских педагогических идей, возрастающая роль Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведении.

V период — школьная реформа 1782—1786 гг. — первая попытка создания государственной системы народного образования.

Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительные реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы. Крупнейшим событием культурной жизни России было открытие первых светских государственных школ.

Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701 году. Это было первое реальное училище в Европе. Школа выпускала специалистов разных профессий.

В принудительном порядке зачислялись дворянские дети. В 1715 году морские классы школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург, где на их основе открылась Морская академия.

Специальные и общеобразовательные школы. В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, Москве и других крупных городах, навигационные школы — в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.

В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который в то время управлял уральскими горными заводами. Позже при всех уральских государственных заводах были открыты арифметические школы,.

В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные общеобразовательные школы. В 1718 году было открыто 42 цифирных училища.

Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии, В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук.При Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов.

Развитие средней школы. Открываются частные гимназии, в которых работают лучшие педагоги и применяются новые методы обучения.

В 90-х годах возникает новый тип средней школы — восьмиклассные коммерческие училища.

51 К.Д. Ушинский как основоположник отечественной педагогики. Принцип народности.

Ушинский советует педагогам тщательно изучать своих воспитанников, их физическую и душевную природу, обстоятельства их жизни.

Стержневая идея Ушинского — необходимость для педагога знания предмета воспитания — человека во всех отношениях остается остроактуальной и сегодня. Более того, эта идея лежит в основе профессионально-педагогического образования в наши дни, определяя его направление и содержание. Ведь как утверждает К.Д. Ушинский, если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна узнать его также во всех отношениях.

Понятие народности. Центральной идеей всей педагогической системы К.Д. Ушинского является идея народности. Идея народности живо обсуждалась в середине XIX в. деятелями отечественной культуры и науки, в основе ее лежало признание творческих сил народа в историческом процессе, отражение в литературе и искусстве психологии народа, его национального характера.

При этом народность в трактовке Ушинского не означала ни самозамкнутости и изолированности от чужих культур (славянофильство), ни механического перенесения к себе чужих достижений (западничество).

— Единой для всех системы воспитания не существует, у каждого народа своя особенная национальная система воспитания.

— «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Чувство народности является самым прочным среди, других. Человек может забыть имя своей родины, но сохранить в себе черты своего народа. Так глубоко вкоренился элемент народности в человеке.

— Каждый народ имеет свой идеал человека, который определяется его общественной жизнью и развивается вместе с ним.

— Драгоценным наследием для всех является опыт воспитания у других народов. Но невозможно воспитывать по чужой педагогической системе.

— Народность является общей закономерностью воспитания у любого народа, определяет цели воспитания и содержание педагогических идей. Если воспитание хочет быть действенным, оно должно быть народным.

— Не следует смешивать науку, которая является общей для всех народов, с воспитанием.

— Необходимо развитие общественного мнения, общественной инициативы в деле воспитания; успешное решение проблем национального воспитания возможно тогда, когда они станут семейными вопросами для каждого члена общества.

52. Антрополого-гуманистические традиции в отечественной педагогике.

Педагогическая деятельность и взгляды П. Ф. Лесгафта. Петр Францевич Лесгафт (1837—1909) —крупнейший ученый в области биологии — сочетал научно-теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно-педагогической деятельностью.

В капитальном двухтомном труде «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» (1888—1901) Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях.

В 1893 году Лесгафтом создано «С.-Петербургское общество содействия физическому развитию», а в 1896 году открыты высшие курсы вспитательниц и руководительниц физического образования, подготовившие из рядов народных учительниц много творчески работавших педагогов.

Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских площадок, катков, летних и зимних колоний для детей дошкольного и школьного возраста, в создании спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Воспитание, по мнению Лесгафта, имеет социальный характер и вместе с общественной средой играет решающую роль в формировании детей. Он решительно отрицал наследственную обреченность развития человека. Лесгафт смело выступил против реакционных течений в мировой биологии, заявлял, что встречающаяся испорченность среди детей и подростков является результатом недостатков семейного и школьного воспитания, а не природы ребенка.

Лесгафтом была написана большая работа «Семейное воспитание ребенка и его значение» (1885—1890), в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания, губительно отзывающиеся на детях.

Лесгафт считает, что в семье следует с уважением относиться к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей и воспитателей должны быть строго продуманными. Важно сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение, преодолевать трудности.

Большой интерес представляет теория физического воспитания Лесгафта. Он видел в физическом воспитании одно из важнейших средств всестороннего развития человека и считал, что физическое воспитание находится в теснейшей связи с умственным. Педагогические произведения Лесгафта богаты психологическим материалом, характеризующим особенности внутреннего мира и поведения детей дошкольного и школьного возраста.

После Великой Октябрьской социалистической революции биологическая лаборатория, открытая Лесгафтом в 1893 году, была превращена в Естественно-научный институт имени Лесгафта.

53. Проблемы взаимодействия коллектива и личности в пед наследии А.С. Макаренко

Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве.

Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде. Он подчеркивал, что коллектив — часть советского общества: «через коллектив каждый его член входит в общество».

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта лич-ность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива — «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» — прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий». Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперед.

Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение.

56.Управление,руководство и менеджмент-понятия,отражающие процесс организации.Функции педагогического управления.

Управление- деятельность,направленная на ивыработку решений, организацию, контроль в соответствии с заданной целью, анилиз и подведение итогов на основе достоверной информации.

Педагогический менеджмент-теория и практика управления пед системой,обеспечивающая повышение эффективности функционирования и развития образовательного учреждения,т.о. можно выделить 3 идеи кибернетического подхода:

1- Информативность процесса управления,т.е. наличие информации от субъекта к объекту и наоборот

2- Целенаправленность процесса управления,т.е. управление всегда имееет цель

3- Альтернативность в выборе решения, которое зависит от возможностей субъекта и объекта

Функции управления

1) Целеположение,т.е. постановка цели.

Цель должна быть:

- реальной,т.е. соответствовать условиям.

-конкретной, т.е. измеримой

- мотивированной

- определенной во времени.

Цель с одной стороны-соотношение с задачей,как с этапной целью,и с другой стороны-идеал, как недостижимой целью.

Цель по срокам достижения:

-долглсрочной(школы)

-среднесрочной(3-летка)

-кроткосрочной(на 1 месяц)

-оперативной (1день)

Цель бывает внешней(необходимо сформулировать мотивацию), и внутренней(необходимо придать соц.-общественное значение)

2) Планирование достижения цели включает этапы достижения цели, их задачи,содержание решения этих задач,действия,срок достижения и решения.Предполагаемый результат позволяет нам своевременно проектировать план действий. Требованя-те же, что и в цели+целенаправленность и систематичность.

Планы по срокам бывают как и цель.

3) Организация выполнения плана достижения цели

Главное в этой функции-распределить обязанности между субъектами с учетом их компетентности,личных качеств,межличностных отношений.

4) контроль промежуточных и итоговых результатов.Главное контроль должен быть объективным,для чего разрабатывается критерии оценки и единые пед.требования.

5)Анализ результатов и их соответствие цели.Анализ джолжен быть объективным и системат.Устанавливается взаимосвязь результатов деятельности ученика и учителя.

58. Принцинципы управления педагогическими системами.Школа как педагогическая система и объект управления

Принципы управления-нормы,правила,кот.основыватся на выявленных закон-тях.Ю,А. Конарзжевский.

1. Демократизация и гумманизация управления Самодея-ть,инициат-ть, открытость,обсуждение и принятие управленческих решений,открытость об информации и о результатах.

2. Системность и целостность-связь с внешней средой система перестраивает свой процесс под влиянием внешней среды либо среду целесообразно преобразовывать.

3. Рациональное сочетание централизация и децентрализация. единствоалминис. и общественных органов,процесс принятия решения коллегиально, исключение и дублирования функции админист. и коллегиальных.

4. Единство единоначалия и колегиальности в управлении.-направлен на преодоление субъективности,автаритаризма в управлении.Единоначалие обеспечивает дисц-ну,порядок,четкое разгроничение полномочий участников пед. процессов.

Гос.обществен. хар-р управления-ведущий принцип современ.управления

Школа как пед.система означает,что управленческаядея-ть организаторов образования, должостных лиц,учителей,уч-ся должна быть в равной мере направлена на выработкуцелей и достижение результата, на условий формирования пед и учен.коллективов.

Важнейший системообразующей фактор-цель совместной дея-ти учит-лей и уче-ков,направленной на гармоничное развитие сущностных сил личности ребенка,на его самоопределение.Цель школы-сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную,нравственную,эстетическую,трудовую и првовую культуру личности.

Объект управления-его особенностьв том,что он может выступать субъектом.

59. Управленческая культура управления. Повышение квалификации работников школы.

Аттестация(от лат. attestatio-свидельство) имеет несколько значений: определение квалификации, уровня знаний работника или уч-ся; отзыв о способностях, знаниях, деловых и других качествах какого-либо лица,его поведения и т.п.характеристика.

Принципы аттестации:добровольность,принцип систематичности,технологичность,соблюдение правил этики,минимальное отвлечение учителя от профессиональной деят-ти. Цель аттестации- определить соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.

Основные принципы:

1. Аттестация проводится 1раз в 5,небходимо написать заявления к котором указать на какую квалификацию(1,2 или высшую)претендует учитель,обоснование уровня притязания предпочтительную форму атт-цию(собеседование,конкурс,открыт урок,)

2. Заявление в соответствии аттестац. комиссию в установочные сроки. Если 2-ая то подается в аттестац. комиссию школы. 1-район отдельного образования,высшая-главная аттестац комиссия.

3. По завершению наз-ся экспертная комиссия кот за 2 недели соообщают о проведении учителю.

4. Решение о присуждении категории принимают аттестац. комиссия открытым голослванием-большинством голосов.

5. По результатам обсуждения издается приказ и вручается аттестат.

6. На основании приказа-делался соответствующая запись в трудовой книжке.З

Наши рекомендации