Педагогический эксперимент как метод педагогического исследования. Его виды и этапы
Слово «эксперимент» латинского происхождения и в переводе означает «опыт», «испытание». Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.
Эксперимент — это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет.
Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.
Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.
Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам — направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т. д.
В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают: 1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления; 2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.
Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются не изолированно, а составляют неразрывную последовательность. Констатирующий эксперимент(метод срезов)ориентирован обычно на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных или достигнутых параметров. Главная цель — зафиксировать реалии. Они будут исходными для преобразующего эксперимента, в котором обычно ставится цель создать и проверить эффективность новых методов, которые могут, по замыслу экспериментатора, повысить достигнутый уровень. Обычно для достижения устойчивого педагогического эффекта необходимы длительные созидательные усилия; рассчитывать на немедленное улучшение в воспитании и развитии обычно не приходится.
По месту проведения различают естественный и лабораторныйпедагогический эксперимент. Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Такой вид эксперимента избирается в том случае, когда есть основания предполагать, что сущность нововведения необходимо проверять только в реальных условиях и что ход и результаты эксперимента не вызовут нежелательных последствий. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса.
Если нужно проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных надо обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследовательские условия. Такой эксперимент называется лабораторным. В педагогических исследованиях он применяется нечасто. Конечно, естественный эксперимент ценнее лабораторного, так как он ближе к реальной действительности. Однако в связи с тем, что здесь берутся естественные факторы во всей их сложности, возможность избирательной и точной проверки роли каждого из них резко ухудшается. Приходится идти на дополнительные затраты и переносить исследование в лабораторию, чтобы влияние неконтролируемых факторов, побочных причин свести к минимуму.
Пилотажный(предварительный) эксперимент имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента. Для этого эксперимент проводят сначала в сокращенном варианте. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются и он затем проводится в полном объеме.
Выделяют следующие этапы эксперимента:
- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
- методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
- собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
- аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Вопрос № 9.
Проблема целеполагания в педагогике.
Проц. определения цели, их формулировки и соответствующего фиксирования (план урока, внекл. мероприятия) наз-ся целеобразованием, а процесс их реализации-целеосуществлением.
Требования к цели: конкретность, реалистичность, соответствие возрастным особен-м школьника, методическим возможностям учителя. Различают общие и индивид. цели воспитания. Общая цель выражает кач-ва, кот-е должны быть воспитаны у обуч-ся на опред. этапе(по окончанию базовой, средней школы).Индивид. цель-выражает качества, кот-е предполаг-ся воспитать в отд. личности. Формирование целей нах-т отражение в факторах: закон-ти психофизиол-го созрев-я орг-ма школьника, достижение философ. и педагог.мысли, уровень обществ. к-ры, но ведущим фактором формирования цели воспит-я явл-ся идеология и политика гос-ва. Трудности и ошибки целей восп-я связаны с неточностью формирования цели, их глобальностью и невыполнимостью. Цели-всестороннее гармоничное развитие личности.
Закон РБ «Об образовании» Гл.5,Ст.22.: Общее среднее образование призвано обеспечить дух.и физич.становление личности,подготовку молодого поколения,воспитания гражданина РБ, овладение основами наук, навыками умственного и физич-го труда, формирование его нравственной к-ры поведения, эстетич.вкуса и здорового образа жизни. В концепции о непрерывном развитии «целью воспитания явл-ся формирование разносторонне развитой, нравств.-зрелой,творческой личности обуч-ся». Наряду с целью осущ-ся выбор задач.
Задача-это часть цели, одно из направлений ее реализации.Задачи:1.формир-е гражданственности, патриотизма и нац. самосознания на основе гос.идеологии;2.подготовка к самост.жизни и труду;3.формир-е нравств.,эстетич.и эконом.стр-ры;4.овладение ценностями и навыками ЗОЖ;5.формирование стр-ры сем.отнош-й;6.создание усл-й для социализации,саморазвития,самореализации. Педаг.цели независемо от места протекания пед.процесса явл-ся системообразующими. Цель- принципы -содержание-методы(приемы)-средства-формы-результат. (компоненты пед.процесса)
цель-предвидение результатов в форме обобщенных мыслительных образований, в соответствии с кот-ми отбираются остальные элементы процесса., результат-реализованная цель., принцип-основное исходное положение какой-либо теории, учения и т.д., метод-способ деятельности,направленный на достижение опред.цели, форма-внешний вид,конструкция пед.процесса, средства-идеальные или матер.объекты служащие для работы с содержанием в единстве с методами., содержание- часть социал.опыта, кот-й приносит учитель для орган-ции взаимод-я в соотв. с целью.
Пед.цель-предвидение педагогом и уч-ся результатов их взаимодействия в форме обобщ-х мыслит-х образов-й,в соответствии с кот-ми отбираются и соотносятся в последствии все компоненты пед.проц. Различают цели учителя-это цель преподавания-это цель,связанная с анализом,планиров-м,организ-й учебн.процесса. и цели учащихся-учения-это цели самост. деят-ти ученика по освоению опыта,формируются благодаря действиям педагога,учитель мотивирует учащихся на выполнение поставленной цели. Виды педаг.целей:нормативные(наиб.общие цели,фиксирован-е в правительств-х документах;о сост-я образов-я в республике,уровне воспитанности,сост-и профессионизма,педагог.кадров и др.; инициативные-цели разработанные преподавателем и его воспитанниками.наряду с целями отличают цели преподавания отдельного курса,одной темы,урока или внекл.мероприятия. Этапы целеполагания: анализ (исследование) воспитательной ситуации; диагностика актуального уровня воспитанности; прогнозирование желаемого результата; планирование деятельности по достижению цели (получению результата). Например, практическую работу по целеполаганию учитель начинает с определения главной дидактической цели урока. Для ее постановки необходимо осуществить анализ содержания учебного материала всей темы и распределить его изучение по урокам. Задачи обучения заключаются в овладении учащимися системой знаний, основами научного мировоззрения, практическими умениями и навыками. Задачи воспитания направлены на формирование положительного отношения к знаниям, процессу учения, познанию в целом; отношений к миру и себе, выражающихся в идеях, взглядах, убеждениях, качествах, оценках, самооценках личности; приобретение опыта поведения. Задачи развития содействуют: формированию общеучебных и специальных умений, совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, становлению и развитию личности в целом.
Не менее сложной является для учителя проблема согласования целей и задач своей деятельности с целями и задачами ученика.
Вопрос №10.
Личность как субъект и объект воспитания. Факторы и условия формирования личности.
Проблема разв-я личности-как педагог.проблема. Одной из сложности ключевых проблем педаг.науки и практики, явл-ся проблема личности и ее развитие в проц. образов-я, воспит-я,обуч-я в спец.организов-х усл-х(школа, лицей, гимназия и др.). Исследуют-ся многими науками:возр.физиология и анатомия,социология,детская психология. Пед-ка выявляет и изуч-т наиболее эффект.усл-я для гормоничного разв-я личности в проц.обуч-я и воспит-я. В психологии и педагогике нет единства на эту проблему. Выделилось 3 направления:1.биологич.,2.социальн.,3.биосоциальн.
1.представители этого направления счит-т личность сугубо природн.существованием,все повед-я объясн-ся действием присущ. Им от рождения (З.Фрейд)
2.предст-ли считают, что хотя ч-к рожд-ся как сущ-во биологическое,однако в проц. Своей жизни он постепенно социализируется,благодаря влиянию тех соц.групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность,тем ярче и резче проявляются биолог.черты: агрессия, разруш-я.инстинкты.
3. считают, что псих.процесс (внимание, память,воображение) имеют биолог.природу, а направленность и интересы, способности формируются как соц. Явление. Такое деление личности не может объясняется ни поведение, ни ее развитие.
Личность-это индивид-ть, интегрированная, индивид.-биолог., и соц-историч. ограниченность и ценность; это опред. Тип чел-ка, итог его развития и саморазвития; субъект собственной жизнедеятельности.
Субъект-личность, способная к самост. целеполаганию и организации собствен. деят-ти, опред. путей ее достижения, самооценки и коррекции.
Объект-это тот, кем управляет тот на кого направлены мысли и действия.
Развитие-поступательное движение, непрерывн.процесс перехода от старого к новому, смены низшей ступени высшими.
Развитие реб-ка-проц. становления его как члена общ-ва, формирования и совершенствования его как личности.
Движущая сила- борьба противоречий между хочу-не могу; знаю-не знаю; можно-нельзя; есть-нет.
Педагогика рассматривает несколько факторов, кот-е оказывают влияние на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, а также самовоспитане, деятельность. Ни один фактор не действует сам-но, рез-т развития зависит от согласованного действия.
Фактор(от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.
Биолог. наследственность-сов-ть прир. св-в орг-ма, переданных от поколения к поколению или свойства жив.орг-мов воссоздать себе подобных.
Код ДНК сохраняет наслед.память обо всем организме, как индив. единице биолог.мира до 13 колена. Наследств. код несет в себе инф-цию собств. чел. задатков (возможность движ-я в верт. положении, способность к развитию речи, предрасположенность к труду, интеллект. д-ти, физ.облик, цвет волос, резус-фактор). Гемофилия, карликовость. Физич. и хим. воздействия (алкоголь, табак, ультразвук, громкая музыка, радиация). Т.о. наслед-ть явл-ся основной сов-тью задатков обеспечив-х развитие всех сторон личности (интеллект.сферы, соц., дух, физ. и т.д.)
· Среда-это мир взаимодействия ребенка в собств.окружении. Ч-к становится личностью в процессе общения, взаимод-я с друг.людьми. Среда-это соц.-эконом. истор. сложившиеся усл-я жизни общ-ва. Среда, то важнейшее условие в котором благоприятно развив-ся наследственные задатки.
· мегафакторы среды (мега – всеобщий, очень большой) – космос, планета, мир, которые влияют на социализацию всех жителей Земли;
· макрофакторы среды (макро – большой) – страна, общество, государство, этнос, влияющие на социализацию всех людей, живущих в определенных странах;
· мезофакторы среды (мезо – средний, промежуточный) – влияние больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (небольшой по численности этнос, малая народность); по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и т.д.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;
· микрофакторы среды – непосредственное социальное окружение человека (микросоциум), включающее семью, группы сверстников, различные организации (учебные, профессиональные, общественные, религиозные и др.), в которых осуществляется социальное воспитание.
Педагогич. позиция состоит в том, чтобы максимально педагогизировать среду, т.е.делать ее благоприятнее, положительнее, комфортнее.
Вопрос №11.
Педагогический процесс как целостная система. Структура и движущие силы педаг.процесса
Педагогическая система–совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единством управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Педагогическая система – «открытая» система, изменяющаяся под влиянием социальных изменений, прогресса общества в науке, культуре, технике.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач; способ организации воспит.отношений,заключ-ся в целенаправлен.отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции:
1) обучающую – формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений;
2) воспитательную – формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности;
3) развивающую – развитие психических процессов, свойств и качеств личности.
Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия:
· между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уровнем ее развития;
· между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием;
· между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности;
· между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями;
· между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника и другие.
Педагогический процесс где бы он не протекал, каким бы педагогом не создавался представляет собой целостную систему взаимосвязанных элементов. Постоянно разрабатывает 6 элементов:
Цель-Принципы-Содержания-Методы(приемы)-средства-формы-результат. Это переменные компоненты педагогического процесса, зависящие от субъектов педагогического процесса и их взаимодействия.
цель-предвидение результатов в форме обобщенных мыслительных образований, в соответствии с кот-ми отбираются остальные элементы процесса., результат-реализованная цель., принцип-основное исходное положение какой-либо теории, учения и т.д., метод-способ деятельности,направленный на достижение опред.цели., форма-внешний вид,конструкция пед.процесса, средства-идеальные или матер.объекты служащие для работы с содержанием в единстве с методами., содержание- часть социал.опыта, кот-й приносит учитель для орган-ции взаимод-я в соотв. с целью.
Сущностной характеристикой педагогического процесса является взаимодействие его субъектов (педагогов и воспитанников). Вне этого взаимодействия педагогический процесс реально существовать не может. Это позволяет говорить о двустороннем характере педагогического процесса.
Основные хар-ки пед процесса: системность, целостность, целенаправленность,цикличность, двусторонность, взаимосвязь с др социальными процессами. В пед процессе можно выделить повторяющуюся последовательность этапов (циклов). Выделяют подготовительный, основной и заключительный этапы. На подготовительном этапе создаются необходимые условия для протекания педагогического процесса в соответствии с заданными целями. Суть второго, основного, этапа заключается в непосредственном осуществлении педагогического взаимодействия. Третий, заключительный этап завершает цикл педагогического процесса посредством анализа достигнутых результатов.
Вопрос №12.
Понятие о дидактике, ее предмет, задачи и основные категории.
Дидактика– отрасль педагогики, которая изучает теоретические основы обучения и его содержание; раздел педагогики, изучающий процесс обучения и образования. Термин “дидактика”происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий.
Обучение-спец-но организ-й целенаправл-й процесс взаимод-я учителей и учеников,направл-й на изучение знаний,умений и навыков,разв-е умственных возможностей,формиров-е мировоззрения и др.
Чешский педагог Я. А Коменский представил дидактику как систему научных знаний. Его труд «Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему…»является одним из первых научных произведений по дидактике. Вклад: Песталоцци, Гербарт, Дистервег, Ушинский и др.
Методологической основой обучения является гносеология – теория познания. Дидактика связана с психологией (общей, возрастной, педагогической, социальной, психологией личности), физиологией высшей нервной деятельности, формальной логикой, социологией, культурологией, кибернетикой, информатикой, историей педагогики, эстетикой, методиками преподавания конкретных учебных предметов.
Предметом дидактики являются закономерные связи между деятельностью обучающего и обучаемого, а также между компонентами процесса обучения. Дидактика – наиболее разработанная научная отрасль педагогики. Она является одновременно теоретической и нормативно-прикладной наукой. Дидактика решает следующие задачи.
· Определяет задачи обучения, то есть отвечает на вопрос «для чего обучать?».
· Изучает наиболее общие закономерности обучения, формулирует на их основе принципы и правила обучения.
· Определяет содержание обучения, разрабатывает образовательные стандарты, учебные программы и учебно-методические комплексы, отвечая на вопрос «чему обучать?».
· Разрабатывает вопросы о формах и методах обучения, организации обучения в целом, решая проблему «как обучать?». Особенно актуальной сегодня является разработка и внедрение в педагогическую практику технологий обучения.
· Формулирует общие принципы создания и применения средств обучения, играющих существенную роль в образовательном процессе. Иначе, говоря, отвечает на вопрос «с помощью чего обучать?».
· Изучает вопросы, связанные с методологией исследования проблем обучения.
· Анализирует и обобщает передовой педагогический опыт, изучает новации и инновации в процессе обучения.
Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения.
Отсюда получаем краткое и емкое определение: дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение — процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Обучение— упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
Знание — совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.
Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Содержание (обучение, образование) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.
Метод (от лат. metodos — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами: голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д.
Результаты (продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Вопрос №13.