Создание тактического преимущества – основной этап освоения системы управления поведением противника в спортивном поединке (на примере вашего вида восточных боевых искусств)
(самостоятельно)
БИЛЕТ 18 (вопрос 1)
Профессиональная этика специалиста в области физической культуры и спорта, формы её реализации в профессиональной деятельности. Нравственные ориентации и принципы в деятельности специалиста по физической культуре и спорту (на примере вашего вида восточных боевых искусств).
Как и любой педагог, учитель ФК, преподаватель ФВ, тренер, инструктор, методист призваны решать широкий круг заданий по всестороннему гармоничному развитию личности воспитываемых. Воспитательные функции спорта ФВ следовательно не исчерпываются руководителем физкультурным образованием и воспитанием физических способностей. Он несёт ответственность перед обществом за воспитание полноценных членов общества – активной деятельности общественного развития.
Воспитатель должен быть тем, кем он хочет сделать своего воспитанника или, по крайней мере, стремиться семи силами. Он должен обладать, прежде всего, такими качествами внешности и чертами характера, которые дают моральное право быть воспитателем, учителем.
Специалисту ФВ необходимо досконально знать и любить своё дело, быть отлично теоретически, практически и физически подготовленным, обладать определёнными спортивно-техническим мастерством. Чем выше квалификация специалиста, тем шире круг освоение им профессиональных знаний, тем больше у него возможностей для высокого решения воспитательных задач.
Структурно повышается уровень развития физических качеств и спортивных знаний в условиях научно-технического прогресса, представляются всё более высокие требования к специалисту ФВ, причём не только к его профессиональной подготовленности, но и в не меньшей степени к его личным качествам. Это особенно отчётливо видно в области высшей спортивной деятельности.
Профессионально-волевые качества:
- любовь к воспитаннику как отражение качеств в педагогической деятельности;
- справедливость;
- педагогическая ориентация и наблюдательность;
- педагогический такт;
- педагогическое воображение;
- общительность;
- тренируемость, настойчивость, целеустремлённость;
- организационные способности;
- уравновешенность;
- выдержка.
Освоение нравственных ценностей происходит посредством различных ситуационных практик. Одной их таких практических воспитательных систем является каратэ.
На занятиях каратэ обнаруживается, что этот вид единоборств в корне отличается от других видов спорта в первую очередь своими целями и задачами. Каратэ-до в Японии называют «Путём пустой руки». В отличие от традиционных видов спорта, его основная задача – не завоевание медалей и званий, а цель – не только укрепление здоровья. Основная задача каратэ – воспитание высоконравственной, гармоничной личности, способной на самоотдачу и служение обществу. Показательным примером является то, что в Японии каратэ практикуют многие представители правящей элиты страны, в школах эта дисциплина введена в качестве обязательного предмет, а при каждом институте существует свой клуб каратэ.
Проникновение значения традиций боевых искусств происходит посредством механизма их передачи. В практике происходит изменение отношения к месту занятия, к символическим атрибутам каратэ, которые включают в себя каратэги (одежда для занятий каратэ), оби (пояс), оружие. Главными ценностями как в каратэ, так и во всех боевых искусствах, является роль учителя (наставника), а также взаимоотношений «учитель-ученик», в которых происходит передача традиций, знаний, воспитание и формирование личности.
Для всех боевых искусств большое значение имеет ритуал. Для каратэ характерен весьма разработанный и детализированный символизм и ритуал (рэйги), который является связующим звеном, предназначенным для соединения воедино всех элементов занятия. Кроме того, ритуал необходим для контроля над негативными эмоциями и проявлением агрессии во время поединков. Цель ритуала состоит в том, чтобы помочь ученикам развить чувство скромности, терпения и уважения друг к другу и наставнику, а также подготовить учеников к правильному восприятию результатов поединка. В случае победы рэйги не даст бойцу стать высокомерным, а в случае поражения он поможет использовать его как инструмент обучения. Фундаментальное значение ритуала, регулирующего и направляющего весь процесс жизнедеятельности людей, пожалуй, исчерпывающе выражено в афористичном наставлении Конфуция: «Без ритуала взгляд не бросай, без ритуала ничему не внемли, без ритуала слова не скажи, без ритуала ничего не делай».
В японской культуре есть такое понятие, как «рэй», которое распространяется на все формы жизнедеятельности, но особенно ярко выражено в боевых искусствах. Иногда японцы говорят, что «без рэй человек похож на животное». Поэтому для тех, кто занимается боевыми искусствами, важно правильное понимание этого многозначного слова. Справедливо будет считать, что «рэй» - это совокупность понятий, обозначающих правила поведения в обществе, выраженные в этикете и манерах, также общее понятие уважения и благодарности по отношению друг к другу.
В процессе занятий боевыми искусствами тренирующиеся (высокого уровня развития) получают и носят множество сильнейших ударов по различным частям тел. Опыт показывает, что, несмотря на защитное снаряжение, такая нагрузка может со временем привести к пробуждению в человеке агрессивных чувств и эмоций, к пробуждению инстинкта войны. Один из простых и эффективных способов не допустить этого – внимательное отношение и осознанное выполнение рэй. В ритуал входит:
- рэй в додзё
- рэй по отношению друг к другу в течение всей тренировки
- рэй, как форма эстетически характеризующая личность
Этикет требует поддержания строгого порядка в додзё. Если это правило этикета не выполняется, то ожидать хороших результатов от тренировок бессмысленно. Как чайная церемония не может проводиться в комнате, не удовлетворяющей условиям этиКета, так и занятия боевыми искусствами без соблюдения рэй по отношению к додзё – пустая трата времени.
Обязательным условием при входе в додзё является то, что адепт оставляет свои мирские дела снаружи и «очищает своё сознание». На начальном этапе обучения это выражается лишь в том, что ученик снимет перед входом обувь и, заходя в додзё, делает поклон. По буддийским представлениям, стопы являются самым грязным местом у человека, так как через них он соприкасается с этим миром и, снимая обувь, он стряхивает с себя мирские заботы. На следующем этапе все ученики моют пол додзё независимо от степени чистоты с целью подготовить место для занятий, а также войти в надлежащее состояние сознания перед занятием. Со временем у учеников меняется отношение к тому месту, где они занимаются. Практика показывает, что место, которое было для них 1-2 часа назад физкультурным залом в своей родной школе, становится додзё, когда после уроков они приходят туда заниматься каратэ или другими боевыми искусствами.
Боевые искусства, где практикуется поединок, не могут практиковаться в одиночку. Противник (или напарник) помогает развивать мастерство и идти по пути совершенствования. Нужно понимать, что он достоин глубокой благодарности, независимо от уровня мастерства и возраст. Выражая свою благодарность, ученик выполняет рэй (в форме поклона) и наполняет тренировку благородным смыслом. Выполнение рэй по отношению к учителям или старшим товарищам учит скромности и терпению.
В ритуал входит надевание и снимание каратэги (кимоно), способ его складывания. Ученик должен приходить на каждое занятие в чистой одежде, поскольку грязь на кимоно расценивается, как неуважение к учителю и другим ученикам. Особое место в этой ценностной категории занимает оби – пояс. Оби в каратэ и других видах боевых искусств наделён особым смыслом: помимо отображения иерархической ступени (что появилось относительно недавно), пояс фиксирует область сосредоточения внутренней энергии «ки» и является отчасти её носителем. Поэтому оби всегда должен быть чистым, правильно завязан и строго индивидуален. Любое неуважительное отношение к поясу может явиться основанием для понижения иерархического уровня занимающегося, для временного прекращения тренировок.
Этикет насыщен символическими формами, и именно они позволяют индивиду проявлять и воспитывать в себе скромность, благородство характера. Каждому пласту социальной иерархии соответствует своя символическая форма в этикете. Своим существованием символы обязаны таким «идеологически» обработанным структурам, как ритуал, обряд, культ, текст.
Как упоминалось ранее, система взаимоотношений в группе занимающихся основана на принципе иерархичности, на принципах конфуцианства. Смысл этого принципа заключается не в слепом подчинении младших старшим, а в росте ответственности по мере продвижения по иерархической лестнице, на которой верхнюю ступень занимает наставник, являющийся для всех занимающихся источником знания. Наставнику помогают старшие ученики, за которыми следуют младшие. В практике каратэ наставник является активным её участником, а не сторонним наблюдателем, дающим рекомендации, как это часто бывает в других видах спорта.
Задача старших учеников – помогать младшим осваивать технику, задача наставника – быть «зеркалом» для всех, показывая во время поединков ошибки учеников. как от чистоты зеркала зависит чистота отражения в нём всего окружающего, так и от чистоты учителя зависит атмосфера в додзё. Он не имеет права на ошибку, так как является носителем традиции, а искажение знаний ведёт за собой потерю традиций, норм, значений и т.д. В зале невозможна неискренность, каждый показывает то, каким он является на самом деле через «обострённые взаимоотношения», то есть через поединок. Ученики имеют шанс практически почувствовать, что такое искренность, чувство коллективизма, гармонии, чувство долга и т.д. При правильно организованном занятии каждый вынужден проявляться в полной мере, так как он работает на коллектив, а коллектив на него – что также развивает чувство коллективизма и умение жертвовать. Правильный настрой в додзё не позволяет ученику думать ни о чём, кроме занятий, так как в противном случает он сазу будет резко выделяться среди остальных. Поэтому ученик учится контролировать мысли и эмоции, что развивает самообладание, терпение и силу воли.
Проникаясь значениями всех элементов ритуала, этикета в процессе занятий, ученики развивают в себе чувство гордости и благородства. В совокупности все элементы тренировки делают человека более восприимчивым, утончённым и изысканным.
Можно сказать, что этикет в боевых искусствах имеет первостепенное значение, где сутью занятий боевых искусств является поединок. Соревнующиеся определяют лучшего, состязаясь друг с другом. Достойное поведение при этом поддерживает порядок, нарушение которого приводит к извращению идеи боевых искусств. Уважение к предшественникам, учителям, старшим и младшим ученикам, додзё, к оружию, снаряжению и, конечно, к противнику (партнёру) является одним из самых главных вопросов в боевых искусствах. При том, что сверхзадача этикета в боевых искусствах состоит в перенесении знаний, приобретённых во время занятий будо, из додзё в жизнь.
БИЛЕТ 18 (вопрос 2)
Спортивное долголетие. Задачи, содержание и построение подготовки с учётом биологических особенностей занимающихся.
Как бы рационально не строилась спортивная тренировка, раньше или позже неизбежно начинается возрастная стабилизация, а затем и уменьшение функциональных и адаптационных возможностей организма, что, естественно, лимитирует спортивные достижения. Этот рубеж весьма индивидуален и зависит практически от множества условий. Нередки случаи, когда представители некоторых видов спорта и после 30-35 лет продолжают прогрессировать, либо почти в полной мере долго сохраняют свои рекордные достижения (например, тяжелоатлеты, метатели молота, бегуны на сверхдлинные дистанции). Есть основания считать, что спад спортивных результатов, часто наблюдаемый после 8-10 лет углублённой спортивней специализации, имеет в значительной мере переходящий характер. Он обусловлен, по всей вероятности, причинами двоякого рода:
- естественным убыванием возможностей с возрастом;
- изъянами в методике построения многолетней подготовки.
Дальнейшая рационализация тренировочного процесса и совершенствование всей организации спортивной деятельности, вне всякого сомнения, будут способствовать продлению времени сохранения достигнутых спортивных результатов. На этапе сохранения достижений происходит вначале стабилизация общего объёма тренировочных нагрузок. На этом фоне оправдано периодическое увеличение парциальных (частных) объемов, связанных с отдельными группами тренировочных упражнений. Практически неисчерпаемые резервы сохранения спортивных достижений заключены в избирательно-направленном совершенствовании спортивной техники и тактики, в обогащении соревновательного опыта, что и становиться важнейшими задачами в период спортивного долголетия. Дополнительным фактором стимулирования роста тренированности может быть также целесообразное варьирование средств, методов тренировки и общих форм её построения (использование различных вариантов макроциклов: сдвоенных, с удлинённым соревновательным периодом и т.д.) Этап сохранения достижений примерно на рубеже 35-40 лет всё же переходит в этап поддержания общей тренированности. Спортивная деятельность при этом приобретает преимущественно общекондиционный и оздоровительно-рекреативный характер.
Тренировочный процесс перестраивается так, чтобы обеспечивалось сохранение высокой общей дееспособности. Для истинного спортсмена спорт никогда не лишается момента достижения, меняется лишь конкретный предмет достижений. На этом этапе им становиться возможно прочное закрепление в качестве постоянных свойств организма и личности всего того цепкого, что дали предшествующие многолетние занятия спортом. Спортивное долголетие в этой своей сути есть эквивалент долголетней дееспособности.
БИЛЕТ 18 (вопрос 3)