Мастера восточных боевых искусств

Азато Анко (Ясузато) – 1827–1906 – окинавец, один из руководителей школы Сюри-тэ, учитель Фунакоси Гитина.

Акаяма Сиробэи (XVII в.) – врач из Нагасаки, обучавшийся в Китае, предположительно создатель школы Ёсин-рю дзю-дзюцу.

Араки Матаэмон (начало XVII в.) – мастер дзю-дзюцу, основатель школы Араки-рю.

Асакура Тосикагэ (XV в.) – известный самурай, создатель одного из кодексов Бусидо «Уложение в семьдесят статей» (1480 г.).

Бокудэн Цукахара (XVI в.) – знаменитый мастер фехтования на мечах.

Гима Макото – ученик Фунакоси Гитина, первый обладатель чёрного пояса в каратэ, стиль Сётокан.

Дзэндзюбо Сугитани (XVI в.) – ниндзя, прославившийся меткой стрельбой из аркебузы. Казнён после неудачного покушения на Оду Нобунагу.

Икубо Цунэтоси (конец XIX в.) – мастер по школам Кито-рю и Ёсин-рю дзю-дзюцу, учитель основателя дзюдо Кано Дзигаро.

Исокаи Дзиродзаэмон (XVII в.) – по преданию, ученик китайского мастера Чэнь Юаньюня, основатель школы дзю-дзюцу Исокаи-рю в г. Эдо.

Итосу Анко (Ясуцунэ) – 1832–1916 – один из патриархов окинава-тэ, патриарх Сюри-тэ (Сёрин-рю), учитель Фунакоси Гитина; ввёл преподавание боевых искусств в программу средних школ на Окинаве.

Кано Дзигаро (1860–1939) – создатель дзюдо, президент Японского олимпийского комитета.

Кано Рисэи – сын Кано Дзигаро, руководитель Кодокана после смерти отца.

Касэ Таидзи – учитель каратэ во Франции (стиль Сётокан).

Кацуя Мияхара – окинавец, ученик Тибаны Тёсина (стиль Кобаяси-рю Сёрин-рю).

Китабатакэ Томонори (1528–1576) – мастер фехтования на мечах, ученик знаменитого Цукахары Бокудэна, правитель провинции Исэ; его убийство послужило поводом к крупному восстанию ниндзя в Исэ и Ига.

Кукай(774–835) – первый японский патриарх буддийской секты Сингон (Истинного слова), доктрина которой оказала влияние на верования и магическую практику ниндзя.

Кусунуки Масасигэ (1294–1336) – аристократ, стратег, воин, сторонник императорской власти в войне с сёгунатом, основатель школы Кусунукэ-рю, которую сегодня иногда причисляют к искусству ниндзюцу.

Мацумора Коруку (Косаку) – 1829–1898 – патриарх и один из основателей окинавского стиля Томари-тэ.

Мацумура Сокон (1809–1896) – патриарх и основатель окинавского стиля Сюри-тэ.

Маэда Тосицунэ (1539–1658) – богатый даймё, владелец ряда замков в районе Канадзавы, прославился своим умением уходить от покушений ниндзя.

Миура Ёситацу (Ёдзи) – XVII в. – по преданию, ученик китайского мастера Чэнь Юаньюня, основатель школы дзю-дзюцу Миура-рю в г. Эдо.

Мияги Тёдзюн (1887–1953) – окинавец, последователь традиции Наха-тэ, основатель стиля Годзю-рю.

Момода Тобэй (XVI в.) – один из руководителей крупнейшего клана ниндзя в провинции Ига, мастер кэн-дзюцу, погиб в 1581 г. во время подавления восстания ниндзя в провинции Ига.

Моринага (XIV в.) – принц, сын императора Го-Дайго, мастер боевых искусств, знаток китайских воинских канонов, отличался знанием тайных воинских искусств, в частности искусства «становиться невидимым».

Мосидзуки Хиро – основатель направления Ёсэйкай-будо, в основу которого положен стиль Сётокан каратэ; учитель каратэ во Франции.

Мотобу Тёки (1871–1944) – окинавец, прозванный Мотобу-зари (Мотобу-обезьяна) за свою гибкость и подвижность, ученик Мацумуры Коруку по стилю Томари-тэ, имел 11-й дан (присвоил себе сам).

Набасима (XVII в.) – самурай из провинции Хидзэн, которому приписывается составление самого известного кодекса Бусидо «Хагакурэ» («Сокрытое в листве», 1615 г.).

Нагаминэ Сёсин (1907–?) – окинавец, ученик Кияна Тётоку (Сюри-тэ), Мотобу Тёки (Томари-тэ) и Арагаки Анкити (Сюри-тэ), создатель стиля Мацубаяси-рю Сёрин-рю; имел 10-й дан.

Накагава Сэсюндзин (XVI в.) – знаменитый ниндзя, создатель одной из самых умелых групп синоби хаямити-но-моно , находился на службе у даймё Цугару Гэмбана.

Накасонэ Сэю (1896–?) – окинавец, один из патриархов стиля Томари-тэ на Окинаве.

Накаяма Масатоси (род. в 1913 г.) – шеф-инструктор Всеяпонской ассоциации каратэ (стиль Сётокан), личный ученик Фунакоси Гитина.

Нара Тосинага (1667–1736) – известный мастер по изготовлению гард для самурайских мечей из г. Нара.

Обата Исао – ученик Фунакоси Гитина, шеф-инструктор Сётокана.

Огосоку Тёго – окинавец, ученик Азато Ясузато (стиль Сюри-тэ).

Отиро – прямой наследник окинавского стиля Сёрин-рю (школа Кобаяси-рю) после его создателя Тибаны Тёсина.

Роккаку Ёсиката (XVI в.) – правитель области Оми, блестящий воин, активно использовавший методы ниндзя.

Сасаки Кодзиро (?–1612) – мастер боя на мечах из провинции Бунзэн, основатель школы Цубамэ-гаёси («Кувырок ласточки»).

Сё Досин (1911–1980) – основатель направления Сёриндзи-кэмпо и философии боевых искусств Конго-дзэн.

Сё Хаси – правитель Окинавы (1421–1439), впервые установивший централизованную власть на острове; ввёл запрет на ношение оружия.

Сё Юки-сан – руководитель Всемирной федерации Сёриндзи-кэмпо, дочь Сё Досина.

Симадза Иэхиса (XVII в.) – руководитель клана Сацума, захвативший Окинаву в 1609 г. и ставший первым японским правителем острова.

Сокэн Хохан (1889–1973) – окинавец, ученик Мацумуры Набэ по стилю Сюри-тэ (Сёрин-рю), основатель направления Сукунаи Хаяси-рю (стиль Сёрин-рю).

Сугиюра Дзэй (1700–1761) – известный мастер по изготовлению гард для самурайских мечей из г. Нара.

Сэйкити Тогути– руководитель Сёрэйкай Годзю-рю в Наха (Окинава) и в Токио.

Сэн-но Рикю (1522–1591) – самурай, великий мастер чайной церемонии, разработавший кодекс правил «Пути чая», наставник сёгуна Хидэёси; совершил харакири после ложного обвинения в измене.

Тагаки Сэйтё – ученик Фунакоси Гитина (стиль Сётокан).

Тагаки Фусахиро – президент Ассоциации японских организаций каратэ (FAJKO).

Такигава Сабурохэй Кадзумасу (XVI в.) – старший военачальник Оды Нобунаги, руководил борьбой с восставшими кланами ниндзя в Исэ и Ига.

Такэда Сокаку (начало XX в.) – руководитель школы Дайто-рю айки-дзюцу, учитель основателя айкидо Уэсибы Морихэи.

Тёто Ямагава – окинавец, прямой ученик Итосу Анко (стиль Сюри-тэ –Сёрин-рю).

Тётоку Киян (1870–1945) – окинавец, ученик Мацумуры Сокона по стилю Сюри-тэ.

Тибана Тёсун (1885–1969) – окинавец, ученик Итосу Анко, создатель стиля Сёрин-рю (школа Кобаяси-рю).

Тоби Като (XVI в.) – настоящее имя – Като Дандзё по прозвищу «Летающий», один из самых известных ниндзя своего времени, которому приписывались необычайные магические способности.

Тода Такатора (1556–1630) – самурай и последователь школы Ига-рю ниндзюцу, сражался против войск Оды Нобунаги; в его замке в Уэно сегодня расположен крупнейший музей ниндзя.

Томоёзэ Рюю– окинавец, ученик и близкий друг Уэти Камбуна, продолжатель стиля Уэти-рю.

Тосиаки Кирино (начало XX в.) – знаменитый мастер кэн-дзюцу, патриарх школы Дзигэн в провинции Кагосима.

Тэндзо Хацисука (XVI в.) – известный ниндзя, некоторое время состоял на службе у Оды Нобунаги.

Уэсиба Киссемару – мастер айкидо, один из руководителей Айкикая, сын Уэсибы Морихэи.

Уэсиба Морихэи (1883–1969) – великий мастер дзю-дзюцу, философ, основатель айкидо.

Уэти Камбун– окинавец, ученик Хигаонны, обучался в Китае, продолжатель направления Наха-тэ, создатель направления Уэти-рю.

Уэти Канэи – сын Уэти Камбуна, патриарх окинавского направления Уэти-рю.

Фукуда Хатиноскэ (конец XIX в.) – патриарх школы Тэнсин синъё-рю дзю-дзюцу, учитель основателя дзюдо Кано Дзигаро.

Фукуно Масакацу (Ситиро) – XVII в. – по преданию, ученик китайского мастера Чэнь Юаньюня, основатель школы Фукуно-рю дзю-дзюцу в г. Эдо.

Фунакоси Гитин (1869–1957) – окинавец, называемый «отцом каратэ», создатель стиля Сётокан.

Фунакоси Ёситака – третий сын Фунакоси Гитина, мастер и один из создателей технического арсенала стиля Сётокан.

Хаттори Масанари (XVII в.) – один из руководителей ниндзя провинции Ига, находился на службе у сёгуна Токугавы Иэясу.

Хигаонна Канрио (около 1845–1916) – окинавец, обучался в Китае, один из величайших мастеров окинава-тэ, патриарх стиля Наха-тэ.

Хикосукэ Тоцука (?–1886) – один из величайших мастеров и патриархов школы Ёсин-рю дзю-дзюцу (направление Рёи синто-рю – «Истинное искусство боя и воплощённой добродетели»), соперник Кано Дзигаро в борьбе за официальное признание дзю-дзюцу.

Хироси Киндзё (Канагусуку) – окинавец, продолжатель окинавского стиля Кобаяси-рю Сёрин-рю, создатель ката Сихогэри и Сихоцки.

Ходзё Дзинсукэ (XVII в.) – мастер боя на мечах, которому приписывается создание(иай-дзюцу) «искусства одного удара мечом».

Цутия Ясутика (1670–1744) – известный мастер по изготовлению гард для самурайских мечей из г. Нара.

Чэнь Юаньюнь (1587–1671) – китайский учёный, каллиграф, поэт и мастер боевых искусств, преподававший в г. Эдо и положивший начало одной из японских школ дзю-дзюцу.

Эн-но Гёдзя (634 – после 700) – основатель синкретической религиозной секты Сёгэндо, последователями которой были монахи-отшельники ямабуси; согласно легенде – один из первых ниндзя.

Ютёки Хига – окинавец, ученик Тибаны Тёсина школы Кобаяси-рю (стиль Сёрин-рю).

Ябу Кэнцу (Норимити) – окинавец, прямой ученик Итосу Анко по стилю Сюри-тэ.

Ямагути Гогэн (1909 – 1989) – патриарх японского направления Годзю-рю, мистик.

Ямагути Госэй (род. в 1940 г.) – старший сын Ямагути Гогэна, шеф-инструктор направления Годзю-рю в США.

Ямада Хатиэмон (XVII в.) – ниндзя школы Ига-рю, прославившийся искусством незаметно выкрадывать мечи у самураев и техникой саммэн-дзюцу.

Ямамото Цунэтомо (XVIII в.) – один из предполагаемых составителей известного кодекса Бусидо «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»).

Ямаока Кагэцугэ (XVII в.) – один из руководителей ниндзя провинции Кога, находился на службе у сёгуна Токугавы Иэясу.

Краткий глоссарий

Агэ – верхний уровень (например, блока, атаки).

Агэ-укэ – верхний блок предплечьем, при котором рука согнута в локте, а предплечье почти горизонтально поднимается на уровень головы.

Агэ-цки – удар кулаком снизу вверх.

Аси – нога.

Аси-бараи – подсечка в каратэ.

Атэми – удар по жизненно важной точке.

Ба-дзюцу – вольтижировка как метод боевой самурайской подготовки.

Бараи – «сметающий» блок.

Бива – бродячий актёр, одна из семи классических «ролей» или типов маскировки ниндзя.

Бу – военный, боевой воин.

Бугэй («искусство войны») – воинское искусство, включавшее кроме индивидуальной подготовки воинов стратегию, фортификацию, изучение ритуалов.

Бугё – специальный уполномоченный (например, клана ниндзя при самурае).

Бу-дзюцу («боевое искусство») – обобщённое название боевых искусств Японии.

Будо («боевой путь») – обобщённое название боевых искусств Японии.

Буси– воин.

Бусидо– «Путь воина», самурайский кодекс чести и свод правил поведения.

Гири – долг как высшее моральное состояние, закон чести.

Го– жёсткость, твёрдость (в том числе как философский принцип).

Гохо – «учение твёрдости» в Сёриндзи-кэмпо: защитные действия, выполняемые в ответ на атаку противника, в том числе уклоны, уходы, блоки, удары.

Гьяку-гэри – прямой удар ногой, первоначально расположенной позади другой ноги, в Сёриндзи-кэмпо (аналог маэ-гэри).

Гьяку-цки – 1) прямой удар «разноимённой» рукой (например, удар правой рукой из левосторонней стойки); 2) прямой удар рукой, находящейся сзади, при вертикальном положении кулака и с небольшим подбивом кистью снизу-вверх в завершение в Сёриндзи-кэмпо.

Гэдан – нижний (например, нижний блок).

Гэй – искусство, в том числе боевое.

Гэри(кэри) – удар ногой.

Дан – мастерская степень в современных будо.

Дати – стойка.

Дзадзэн – 1) медитация в положении сидя; 2) позиция для медитации в положении сидя со скрещёнными ногами.

Дзедан– верхний уровень.

Дзёдан-но-ма – главная комната дома, место приёма почётных гостей, обычно с приподнятым полом.

Дзё-дзюцу – способы владения короткой дубинкой.

Дзэн– 1) буддийское учение об интуитивном просветлении; 2) обозначение внутреннего духовного начала в будо.

Дзэнван– запястье.

Дзэнкуцу-дати («стойка лука и стрелы») – стойка в каратэ, при которой 70% веса тела приходится на выдвинутую вперёд ногу, другая нога полностью выпрямлена.

Дзю– мягкость, податливость (в том числе как философский принцип).

Дзюдзи-укэ – блок скрещёнными запястьями.

Дзюдоги – кимоно для занятий дзюдо.

Дзю-кумитэ – свободный поединок в каратэ.

Дзюкуми-эмбу – свободные связки в Сёриндзи-кэмпо.

Дзюсин – главный вассал самурая.

Дзюхо – «учение мягкости» в Сёриндзи-кэмпо: броски, удушения, болевые удержания, освобождения от захватов.

Додзё – тренировочный зал.

Дхарма(санскр .) – 1) мельчайшие частицы сознания, из которых, согласно буддийской доктрине, складывается весь мир; 2) «закон», буддийское учение.

Дяньсю(кит .) – китайское искусство воздействия на жизненно важные точки организма как в медицинских, так и в боевых целях; повлияло на становление японского атэми.

Иай-дзюцу – «искусство одного удара», способ стремительного обнажения меча с мгновенным последующим ударом.

Ига-рю – собирательное название многих школ ниндзюцу, возникших в провинции Ига в XVI – XVII вв.

И жоу чжи ган (кит. ) – «контролировать силу через податливость», «преодолевать силу через слабость» – один из принципов китайского ушу и дзю-дзюцу.

Икэбана– композиция из цветов, одно из дзэнских искусств.

Инь цигун (кит . «жёсткий цигун» – комплекс упражнений цигун , направленных на обретение крепости тела, нечувствительности к ударам, в том числе и оружием.

Кагимоно-хики – «вынюхивающие и подслушивающие» – одно из названий ниндзя.

Какэмоно – живописные или поэтические свитки, которые вешают на стену.

Какэ-укэ – блок тыльной частью ладони изнутри наружу.

Кама– сельскохозяйственный серп, используется как парное оружие.

Кампо– традиционная медицина.

Кандзе – почётная грамота, рекомендательное письмо, выдаваемое самураям или ниндзя в знак высшего признания заслуг, преданности и воинского мастерства.

Кансе – шпион; синоним «ниндзя».

Каратэ – 1) «пустая рука»; 2) «танская рука» – японское прочтение слова «тодэ», в котором Фунакоси Гитин в 1936 г. заменил иероглиф «кара» («тан») на одинаковый по звучанию иероглиф, означавший «пустой».

Каратэги – кимоно для занятий каратэ, обычно белого цвета.

Каратэка– последователь каратэ.

Киба-дати («стойка наездника») – фронтальная стойка в каратэ, при которой ступни расположены параллельно друг другу, а центр тяжести проецируется на центр линии, соединяющей обе стопы.

Киёку– то же, что кико.

Кико(киёку ) – методы управления внутренней энергией «ки».

Кинбу– запрет на ношение, хранение и изготовление оружия.

Кобудо – работа с традиционным оружием и подручными средствами, например с серпами, нунтяками.

Кога-рю – собирательное название многих школ ниндзюцу, возникших в провинции Кога в XVI – XVII вв.

Кокуцу-дати – стойка в каратэ, при которой 60 – 70 % веса тела приходится на «заднестоящую» ногу, а «переднестоящая» нога немного согнута в колене.

Комусо – бродячий монах, обычно с флейтой и особой корзиной-шапкой на голове, закрывающей лицо; также одна из семи классических «ролей» или типов маскировки ниндзя.

Кон – длинный посох, оружие в кобудо.

Конго-дзэн – философская доктрина в стиле Сёриндзи-кэмпо.

Кумитэ – обобщённое название для нескольких типов поединка в каратэ (см. дзю-кумитэ , сиай ).

Куми-эмбу – короткие типовые связки блоков, бросков и ударов в Сёриндзи-кэмпо.

Кусари (гусари) – металлическая цепь, оружие в кобудо.

Кэккафудза – формальная позиция для дзэн-буддийской медитации, при которой правая нога лежит на левом бедре, а кисти ладонями вверх сложены на уровне нижней части живота.

Кэмпо – 1) кулачное искусство (в отличие от работы с оружием); 2) обобщённое японское название китайского ушу.

Кэн – кулак; также обозначение внешнего, физического аспекта боевых искусств.

Кэн-дзюцу («искусство меча») – обобщённое название методов боя с мечом.

Кэндо («Путь меча») – техника работы с мечом, в основном с катаной.

Кэсси («готовые умереть») – отряды смертников из ниндзя.

Кю– ученическая степень в современных будо.

Кю-дзюцу – стрельба из лука как способ самурайской подготовки.

Кюдо – стрельба из лука.

Мааи – в айкидо оптимальное расстояние от партнёра (расстояние вытянутой руки).

Маваси-цки – крутой удар («крюк») кулаком в голову.

Мандзи – свастика, буддийский символ добродетели и счастья, знак духовного совершенства в Сёриндзи-кэмпо.

Миги– правый.

Моротэ-укэ – двойной блок предплечьем изнутри наружу, кулак другой руки находится у локтя блокирующей.

Монгай фусюсу («не выносить за ворота школы», «не передавать вовне») –традиционный принцип преподавания будо в закрытых школах.

Нагаси-укэ – отводящий блок тыльной частью ладони к противоположному плечу.

Нагината– алебарда.

Нагината-дзюцу – способы владения алебардой.

Нимпо– кодекс поведения ниндзя.

Ниндзе– гуманность, человеколюбие, справедливость.

Нодо – монах в миру.

Нэкоаси-дати («стойка кошки») – стойка в каратэ, при которой 90% веса тела приходится на отставленную назад ногу, а выдвинутая вперёд нога касается пола лишь носком.

Ои-цки – прямой удар «одноимённой рукой» (например, удар правой рукой из правосторонней стойки).

Окинава-тэ – собирательное название различных направлений боевых искусств, практикуемых на Окинаве.

Он – священный долг воздаяния за милость, например верность самурая императору, моральная плата.

Осаи-укэ – давящий блок сверху вниз ладонью.

Рицудзэн – 1) медитация в положении стоя; 2) позиция для медитации в положении стоя.

Року-сяку-бо – классический окинавский посох-оружие, чуть выше человеческого роста.

Рэнси– инструктор (звание).

Рю – школа, направление.

Рюкэн – техническое действие двумя руками одновременно (например, крестообразный блок).

Саи– короткий, длиной не более предплечья, металлический трезубец, обычно используемый как парное оружие.

Сангха (санскр .) – буддийская община.

Сантин(«три атаки», или «три продвижения вперёд») – дыхательно-медитативное ката в стилях каратэ Годзю-рю, Уэти-рю.

Сантин-дати – стойка в каратэ, при которой стопа стоящей впереди ноги повёрнута внутрь.

Саругаку – танцор, одна из семи классических «ролей» или типов маскировки ниндзя.

Сасумата – трезубец, оружие на длинном древке с острым концом и двумя направленными в разные стороны металлическими крюками.

Сасумата-дзюцу – способы владения трезубцем.

Седзи – деревянные рамы-стены в японском доме, оклеенные гладкой бумагой, пропускающей свет.

Сеин – главный кабинет дома или комната для интеллектуальных занятий, в том числе дзэнскими искусствами.

Сеин-дзукури – архитектурный стиль, существующий с XV в., связанный с эстетикой дзэн-буддизма и символизирующий естественность жизни, единство человека и природы.

Сёриндзи (яп .) – Шаолиньский монастырь.

Сиай– свободный поединок в каратэ на соревнованиях.

Сидзэн-тай – «естественная позиция».

Синоби– шпион, лазутчик, другое чтение термина «ниндзя».

Сихогэри – ката, созданное Хироси Киндзё на базе ката Сэйсан и практикуемое в окинавском стиле Сёрин-рю (школа Кобаяси-рю).

Сихоцки – ката, созданное Хироси Киндзё на базе ката Сэйсан и практикуемое в окинавском стиле Сёрин-рю (школа Кобаяси-рю).

Содэгарами – клевец, оружие на длинном древке с острым концом и металлическим крюком.

Содэгарами-дзюцу – способы владения клевцом.

Сутэкамари-но-дзюцу («искусство лежать недвижно и не подавать признаков жизни») – один из приёмов тактики ниндзя.

Сэйхо – метод саморегуляции, в основном в Сёриндзи-кэмпо, включающий массаж, медитацию, дыхательные упражнения и т. д.

Сэммэн-дзюцу – особый приём, который имитировал наличие трёх голов у человека, что должно было запутать противника.

Сэмпай – старший ученик.

Сэнсэй – учитель, мастер.

Сэппуку – ритуальное самоубийство посредством вспарывания живота.

Сюсокукан – дыхательная методика в дзэн-буддизме: медленный вдох и выдох без задержки на десять счётов каждый.

Тайкиеку-но-ката – базовый комплекс (ката) каратэ «Великий предел» в стиле Сётокан.

Тигаидана – ниша с декоративными полками на разных уровнях.

Тикара-иси («камень силы») – традиционные гантели в виде молота с деревянной рукоятью.

Тодэ («рука династии Тан») – собирательное название боевых искусств, практикуемых на Окинаве.

Токонома– ниша в стене дома, где вешали художественные свитки или ставили композиции икэбаны.

Тонфа – оружие, представляющее собой палку с прикреплённой к ней под прямым углом рукоятью; в древности – рукоять для ручной мельницы.

Туйфа – то же, что тонфа.

Тэ («рука») – традиционное краткое обозначение кулачного искусства, распространено на Окинаве.

Тэйсацу – разведчик, синоним понятия «ниндзя».

Тэн-но-ката – базовый комплекс (ката) «Небесная форма» в стиле Сётокан каратэ.

Тэссэн – железный веер, традиционное ритуальное и боевое оружие самураев, перешедшее в каратэ.

Тюдан – средний уровень (удара или блока) относительно туловища противника.

Тяси– каменные или железные гантели в виде параллелепипеда с продетой в него рукоятью.

Удзумэ-би – особые мины, используемые в традиционной воинской практике.

Укэ – блок.

Упасака (санскр .) – мирянин, признающий положения буддийского учения.

Ушу(кит .) – обобщённое название всего комплекса боевых искусств Китая.

Фусума – раздвижные бумажные перегородки в японском доме.

Хайван – тыльная часть руки или кулака.

Хакама– широкие самурайские чёрные штаны; сегодня – ритуальная одежда у мастеров айкидо и каратэ.

Ханкафудза – формальная позиция для дзэн-буддийской медитации, при которой левая нога лежит перед правой; считается более простой позицией по сравнению с кэккафудза.

Ханси – высшее звание, присуждаемое обычно Будоканом за большие заслуги в будо.

Харакири – то же, что сэппуку.

Хаямити-но-моно («люди короткого пути») – одна из самых тайных групп ниндзя в XVII в. (около 20 человек), созданная Накагавой Сэсюндзином и находившаяся в распоряжении даймё Цугару Гэмбана; славилась своим умением незаметно пробираться в любые жилища.

Хидари– левый.

Хомбу додзё – центральный зал или штаб-квартира стиля (направления) боевых искусств.

Хэйсоку – дати-стойка, при которой ступни поставлены параллельно и касаются друг друга.

Цзун-гэри – прямой удар выставленной вперёд ногой в Сёриндзи-кэмпо (аналог маэ-гэри).

Цзун-цки – прямой удар рукой, находящейся впереди, с вертикальной позицией кулака и небольшим подбивом кистью снизу-вверх в конце в Сёриндзи-кэмпо.

Цигун (кит .) – «достижение мастерства в управлении энергией ци» – комплекс дыхательных, медитативных упражнений, направленных на регулирование циркуляции ци в организме.

Цки – прямой удар рукой.

Цумасаки-гэри – прямой удар кончиками пальцев ноги.

Цюань (кит .) – 1) кулак; 2) краткое обобщённое название кулачного искусства; 3) школа, стиль ушу, иногда не имеющие своего названия.

Цюаньфа (кит .) – «методы кулачного искусста» – обобщённое название методов боя и тренировки без оружия; в японском чтении – кэмпо.

Цюаньшу (кит .) – кулачное искусство (в отличие от боя с оружием), то же, что цюаньфа.

Шуайцзяо (кит .) – китайское искусство борьбы или проведения бросков.

Эмбусэн– траектория выполнения ката.

Энпи – локоть.

Энпи-ути – удар локтем.

БИБЛИОГРАФИЯ

На русском языке

1. Анарина Н. Г. Японский театр Но. М.: Наука, 1984.

2. Арутюнов С. А., Щербаков В. Г. Древнейший народ Японии. Судьбы племени айнов. М.: Восточная литература, 1992.

3. Буддизм в Японии /Под ред. Т. П. Григорьева. М.: Восточная литература, 1993.

4. Горегляд В.Н. Страна за захлопнутой дверью /Кирквуд К. Ренесанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия. М.: Наука, 1988.

5. Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной культуры. М.: Наука, 1986.

6. Гэндзи-обезьяна. Японские рассказы ХIV-ХVI вв. /Пер. с яп. М. В. Торопыгиной. СПб.: Академический проект, 1994.

7. Долин А. А., Попов Г. В. Кэмпо – традиция воинских искусств. М.: Наука, 1990.

8. Искендеров А. А. Тоётоми Хидэёси. М.: Наука, 1984.

9. Ихара Сайкаку. Новеллы /Пер. с яп. Т. Редько-Добровольской. М., 1981.

10. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М.: Наука, 1972.

11. Кодзаи Ёсисигэ. Современная философия. Заметки о «духе Ямато». М.: Наука, 1974.

12. Конрад Н. И. Японская литература, М.: Наука, 1991.

13. Кулешов А. П. Познакомьтесь – дзю-до. М.: Советский спорт, 1963.

14. Лукашев М. Н. Родословная самбо. М.: Советский спорт, 1986.

15. Маслов А. А. Небесный путь боевых искусств: духовное искусство китайского ушу. СПб.: Тэкс, 1995.

16. Маслов А. А. Удел терпеливых. //Техника-Молодежи. 1990, №№ 11, 12.

17. Международные отношения на Дальнем Востоке 1840-1949. М.: Политическая литература, 1956.

18. Мещеряков А. Н. Герои, творцы и хранители японской старины. М.: Наука, 1988.

19. Нихон рёики. Японские легенды о чудесах. СПб, 1995.

20. Нихон сёки. Анналы Японии. СПб, 1997.

21. Очерки новой истории Японии (1640-1917). М.: Наука, 1958.

22. Повесть о доме Тайра. М.: Наука, 1982.

23. Подпалова Г. И. Крестьянское петиционное движение в Японии во второй половине ХVII – начале ХVIII в. М.: Наука, 1960.

24. Попов К. А. Законодательные акты средневековой Японии. М.: Наука, 1984.

25. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы. Этнопсихологические очерки. М.: Наука, 1985.

26. Свод законов «Тайхорё» 702-718 гг. /Пер. и ком. К. А. Поповой.

В 2 т. М.: Наука, 1985.

27. Сказание о Ёсицунэ /Пер. А. Стругацкого. М., 1984.

28. Спеваковский А. Б. Самураи – военное сословие Японии. М.: Наука, 1981.

29. Томацу Ивадо. Хагакурэ Бусидо (Книга воина) //Восточное обозрение. 1943. Т. ХVI.

30. Хамадан А. Японский шпионаж. М., 1937.

31. Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

32. Юсупова А. И. Три века японской гравюры. М., 1993.

На китайском языке

33. Дэцянь. Шаолинь усэн чжи (Хроники монахов-бойцов Шаолиньского монастыря). Пекин, 1988.

34. Ли Цзифан, Чжоу Сикуан. Чжунго гудай тиюй ши цзяньбянь (Краткая история физического воспитания Китая). Пекин, 1984.

35. Си Юньтай. Чжунго ушу ши (История китайского ушу). Пекин, 1985.

36. Чжунго дабайкэ цюаньшу. Тиюй (Китайская энциклопедия. Спорт). Шанхай, 1982.

37. Чжунго ушу дацыдянь (Большой словарь китайского ушу) /Под ред. Ма Сянда. Пекин, 1990.

38. Шаолиньсы юй шаолиньцюань (Шаолиньский монастырь и шаолиньский кулак). Гуанчжоу, 1984.

39. Шаоши шаньжэнь (Дэцянь). Шаолиньсы ушу дацюань (Большая энциклопедия ушу монастыря Шаолинь). В 4 т. Пекин, 1995.

На японском языке

40. Ватанабэ. Кэиити Кэнсин но нана фусиги //Рэйкиси Докюхон. 1969. Сентябрь.

41. Вататани Киёси. Бугэй рюха хякусэн (Обзор школ боевых искусств). Токио, 1972.

42. Вататани Киёси, Ямада Тадаси. Бугэй рюха дайдзитэн (Большой энциклопедический словарь школ боевых искусств). Токио, 1972.

43. Дзэнгаку дайдзитэн (Большой словарь по дзэн). Токио, 1978.

Т. 1-3.

44. Ёкояма Сакудзиро, Эйсукэ Осима. Дзюдо кёхон (Пособие по дзюдо). Токио, 1908, 1939.

45. Икэгути Экан. Миккё-но химицу (Секреты тайного учения). Токио, 1993.

46. Имамура Ёсио. Нихон будо дзэнсю (Историописание японских боевых искусств). Токио, 1962.

47. Иноуэ Тэцудзиро, Арима Сукэмасу. Бусидо сёхо (Материалы по истории Бусидо). Токио, 1911.

48. Кано Дзигаро. Дзюдо кёхон (Пособие по дзюдо). Токио, 1931.

49. Кано Дзигаро. Сэйрёку дзэнъё кокумин тайику (Принципы наибольшей эффективности и всеобщего благоденствия в физическом воспитании нации). Токио, 1922.

50. Като Кодзиро. Сотё ка ботё ка (Разведка или контрразведка). Токио, 1941.

51. Киёвара Садао. Бусидо си дзю ко (Десять лекций по истории Бусидо). Токио, 1934.

52. Кобэ Садзаэмон. Сэйсу Хэйранки / Каитэй сисэки сюран. Токио, 1902. Т. 25.

53. Кониси Ясухиро. Каратэ-до нюмон (Введение в каратэ-до). Токио, 1959.

54. Кондо Сэйитиро. Гунси Санада Юкимура (Наставник боевых искусств Санада Юкимура). Токио, 1985.

55. Мабуни Кэнва. Госин-дзюцу каратэ кэмпо (Искусство самозащиты каратэ кэмпо). Токио, 1934.

56. Мацура Рэй. Ансацу (Тайные убийства). Токио, 1983.

57. Миятака Гайкоцу. Мэйдзи миттэй кэнкю (История шпионов эпохи Мэйдзи). Токио, 1929.

58. Момосэ Мэйдзи. Гуно-но кэнкю (Исследования о наставниках боевых искусств). Токио, 1983.

59. Миура Акио. Миккё цуси (Общая история миккё – эзотерических учений). Токио, 1939.

60. Мифунэ Кудзо. Дото дзюцу (Путь и искусство борьбы). Токио, 1956.

61. Нава Юмио, Хикита Тэнко, Хираива Сиракадзэ. Ниндзюцу тэдзина-но химицу (Секреты ниндзюцу и хитростей). Токио, 1993.

62. Нарамото Тацуя. Бусидо-но кэйфу (Истоки Бусидо). Токио, 1974.

63. Нисияма Мацуноскэ. Гэндай-но иэмото (Иэмото современности). Токио, 1962.

64. Нисияма Мацуноскэ. Иэмото моноготари (Повествование об иэмото). Токио, 1971.

65. Одзэ Хоан. Тайко-ки /Под ред. Ёсида Ютака. Токио, 1979.

66. Окинагуса Нихон дзуйхицу дзэнсю (Прекрасные писания о Японии) /Сост. Накацука Эйдзиро. Токио, 1928. Т. 15.

67. Окусэ Хэйситиро. Ниндзюцу. Соно рэкиси то ниндзя (Ниндзюцу. Его история и ниндзя). Токио, 1963.

68. Оцука Тадахико. Каратэ нюмон (Введение в каратэ). Токио, 1973.

69. Ояма Масутацу. Каратэ о хадзимэру моно-но тамэ ии (Пособие для начинающих практиковать каратэ). Токио, 1971.

70. Сакаи Тэцуо. Нихон сумо си (История японского сумо). Токио, 1964.

71. Сё Досин. Мицудэн Сёриндзи-кэмпо (Секреты Сёриндзи-кэмпо). Токио, 1972.

72. Сё Досин. Сёриндзи-кэмпо дзэн-но гэнрю, тюгоку дэнпай-но госин дзюцу (Шаолинькое кулачное искусство – ответвление дзэн и тайное китайское искусство). Токио, 1963.

73. Сё Досин. Сёриндзи-кэмпо нюмон (Введение в Сериндзи-кэмпо). Токио, 1986.

74. Сугиура М. Уэсуги Кэнсин-но си ин (История смерти Уэсуги Кэнсина) //Кэнко Кюсицу. 1969. Апрель.

75. Сугияма Хироси. Нихон-но-Рекиси Сэнгоку даймё (История японских сэнгоку-даймё). Токио, 1971.

76. Фудзи Райсай. Кансай хикки /Нихон дзуйхицу дзэнсю (Прекрасные писания о Японии) / Сост. Накацука Эйдзиро. Токио, 1928. Т. 10.

77. Фунагецу Сэнтин. Рентан госин каратэ-дзюцу (Искусство каратэ для воспитания мужества и самозащиты). Токио: Кобундо, 1925.

78. Фунагецу Сэнтин. Рюкю кэмпо каратэ (Кулачный метод каратэ с островов Рюкю). Токио, 1922.

79. Фунакоси Гитин. Каратэ нюмон (Введение в каратэ). Токио: Кокубо Будо Кюкай, 1943.

80. Фунакоси Гитин. Каратэ-до итиро (Метод каратэ-до). Токио, 1956.

81. Фунакоси Гитин. Сёто ёва (Ночные беседы Сёто) //Каратэ-до. 1967. № № 1-8.

82. Хацуми Масааки. Има ниндзя (Я – ниндзя). Токио, 1981.

83. Хираками Нобуюки. Гокун содэн. Корю будзюцу сосё (Передача высших секретов. Боевое искусство древних школ). Токио, 1992. 2 т.

84. Цубоути Юдзо. Эн-но гёдзя. Токио, 1917.

85. Юдани Юки. Бугэй рюха дайдзитэн (Энциклопедия боевых искусств). Токио, 1963.

86. Ямагути Масаюки. Ниндзя-но-сэйкацу (Жизнь ниндзя). Токио, 1969.

87. Ямада Дзирокити. Нихон кэндо-си (История японского фехтования на мечах). Токио, 1960.

На западных языках

88. A complete Guide to Judo, its Story and Practice /Comp. by R. Smith. Tokyo, 1958.

89. A Tale of Mutsu /Tr. by McCullough H.C. // Harvard Journal of Asiatic Studies. 1964-1965. № 25.

90. Adams A. A curriculum for assassins //Black Belt. 1967. January.

91. Adams A. Ninja // The Invisible Assassins. Los Angeles, 1973.

92. Arima Sumimoto. Judo: Japanese Physical Culture. Tokyo: Mitsumura & Co. Ltd, 1906.

93. Beissner C., Birod M. Judo: Training, Technik, Taktik. GmbH. 1982.

94. Bellah R. N. Tokugawa Religion. Boston, 1970.

95. Blacker C. Initiation in the Shugendo: the passage through the ten states of existence //Initiations (ed. C. J. Blacker). 1965.

96. Blith R. H. Zen and Zen Classics. Tokyo, 1980. V. 1-5.

97. Bottomley I., Hopson A. Arms and Armor of the Samurai. London, 1989.

98. Collcutt M. Daimyo and daimyo culture /Japan. The Shaping of Daimyo Culture (1185-1868) /Ed. by Yoshiaki Shimizu. Washington, 1988.

99. Collcutt M. The Legacy of Confucianism in Japan /The East Asian Region. Confucian Heritage and its Modern Adaptation /Ed. by Gilbert Rozman. Princeton, New Jersey, 1991.

100. Cook H. Samurai. The Story of Warrior Tradition. London, 1993.

101. De Visser M. W. The Tengu //Transactions of the Asiatic Society of Japan. Yokohama, 1908. V. 2. Part 2.

102. Delcourt J. Technique du karate. Paris, 1966.

103. Demura Fumio. Shito-ryu Karate. Los Angeles, 1973.

104. Dore R. Education in Tokugawa Japan. Berkeley and Los Angeles, 1965.

105. Draeger D. F. Classical Bujutsu. Tokyo, 1977. V. 1-3.

106. Draeger D. F. Ninjutsu. The Art of Invisibility. Phoenix, 1977.

107. Draeger D. F., Smith R. W. Asian Fighting Arts. Tokyo, 1973.

108. Egami S. The Way of Karate: Beyond Techniques. Tokyo-New York-San Francisco, 1978.

109. Etig W. Schwertkampf Training der Samurai und der Ninja. Bad-Homburg, 1992.

110. Farris W. Heavenly warriors. The evolution of Japan’s Military. London: Harvard University press, 1992.

111. Feldenkrais M. Judo pour centure noires. Edition Chiron. Paris, 1951.

112. Funakoshi Gichin. Karate-do Kyohan. The Master text. Tokyo, 1975.

113. Funakoshi Gichin. Karate-do //A complete Guide to Judo, its Story and Practice. Compl. by Robert W. Smith. Tokyo, 1958.

114. Funakoshi Gichin. Karate-do, My Way of Life. Tokyo, 1978.

115. Funakoshi Gichin. Karate-do Kyohan. Tokyo, 1975.

116. Garbutt M. Military Works in Old Japan //Transactions and Proceedings of the Japan Society. London, 1907.

117. Geesink A. Mijn Judo //Sprendlingen: Budo-Verlag, 1967.

118. Habersetser R. Karate de la Tradition //Maitres et Ecoles de l’Okinawa-te. Paris: Amphora, 1978.

119. Habersetser R. Ko-budo, les techniques d’armes d’Okinawa. Paris, 1977.

120. Habersetser R. Le nouveau guide Marabout de karate. Paris, 1980

121. Haines B. Karate’s History and Traditions. Rutland–Tokyo, 1968.

122. Halford S. & G. The Kabuki Handbook. Rutland–Vermont, 1956.

123. Hatsumi Masaki. Hanbo-jutsu. Bad-Homburg, 1992.

124. Hatsumi Masaaki. Ninjutsu. History and traditions. In 9 v. Tokyo, 1991.

125. Hayes S. Ninja Combat Method. Atlanta, 1975.

126. Hayes S. Ninja: Spirit of the Shadow Warrior. Los Angeles, 1980.

127. Hayes S. The Deadly Ninja Are Alive and Well in Japan //Official Karate. V. 11. 1979. April.

128. Hayes S. The Mystic Arts of the Ninja. Chicago, 1985.

129. Hayes S. The Ninja and Their Secret Fighting Art. New York, 1981.

130. Hayes S. The Ninja Mind //Black Belt. 1980. January.

131. Herrigel E. Zen and the Art of Archery. New York: Pantheon, 1953.

132. Hillier J. The Japanese Print: A New Approach. Rutland-Vermont– Tokyo: Charles E. Tuttle Co., 1979.

133. Itoh Teiji. The Essence of Japanese Beauty. Tokyo, 1993.

134. Japan. The Shaping of Daimyo Culture (1185-1868) /Ed. by Yoshiaki Shimizu. Washington, 1988.

135. Jasarin J. Le Judo, ecole de vie. Paris, 1974.

136. Kaisen Iguchi. Tea Ceremony. Osaka: Hokusha Publishing Co, 1982.

137. Kano Jigoro. Judo: The Japanese Art of Self-Defense //A complete Guide to Judo, its Story and Practice /Comp. by R. Smith. Tokyo, 1958.

138. Koichi Tohei. Introdaction in: Maruyama Koretoshi. Aikido with Ki. Tokyo: Ki No Kenkukai H.Q, 1985.

139. Kuno M. Die Samurai. Duesseldorf-Wien, 1981.

140. Lamotte M., Marcelin J. R. Manuel Complet de Judo et Jiu-Jitsu. Paris, 1951. T. 1-4.

141. Lu D. Sourses of Japanese History . In 2 v. New York, 1974.

142. Mattson G. The Way of Karate. Rutland, Vermont, Tokyo: Charles E. Tuttle Company, 1963.

143. Maruyama Koretoshi. Aikido with Ki. Tokyo: Ki No Kenkukai H.Q, 1985.

144. McCullough H. The Taiheiki /A Chronicle of Medieval Japan. Colombia University Press. New York, 1959.

145. McMullen I. J. Rulers or Fathers? A Casuistical Problem in Early Modern Japanese Thought //Past and Present 116. 1987. August.

146. Miazato Eiichi. Okinawan Goju-ryu Karate-do. Tokyo, 1978.

147. Mifune K. Canon of Judo. Tokyo, 1960.

148. Mochizuki Hiroshi. Manuel complet de Ai Ki-do. Paris, 1956.

149. Morris I. The Nobility of Failure /Tragic Heroes in the History of Japan. London, 1975.

150. Munsterberg H. The Arts of Japan: an Illustrated History. Rutland-Vermont-Tokyo: Charles E. Tuttle Co, 1981.

151. Murdoch J. A History of Japan. London, 1925.

152. Murakami Katsumi. Karate-do Ryuku Kobudo. Tokyo, 1977.

153. Musashi Miyamoto. A Book of Five Rings /Ttr. by V. Harris. Woodstock – New York, 1974.

154. Nagamine Shoshin. The Essence of Okinawan Karate-do. Tokyo, 1976.

155. Nakayama M. Karate Kata. Demonstrated by Kanazawa Hirokazu. Official Manual of the Japan Karate Association. In 12 books. (Heian 1-5, Tekki 1-3, Bassai Dai & Sho, Kanku Dai & Sho). Tokyo-New York-San Francisco, 1969-1970.

156. Nakayama Masatoshi. Dynamic Karate: Instructions by the Master. Tokyo, 1966.

157. Newsweek. Japan – a good cocktail. 1964. 3 August.

158. Nish I. A Spy in Manchuria: Ishimitsu Makyo //Proceedings of the British Association for Japanese Studies, 1985.

159. Nishiyama H., Brown R. Karate: The Art of Empty Hand Fighting. Tokyo, 1960.

160. Obata Toshiro. Aiki-jutsu of Samurai.Tokyo, 1988.

16

Наши рекомендации