Глава 4. история развития психологических знаний 8 страница

тощения. Особенно опасен такой тип, когда он получает власть над другими людьми: исходя из благих пожеланий, намерений садист терроризирует других людей, проявляет нравственную глу­хоту, демонстрирует крайнюю форму аморальности, ригоризма. Обычно такие люди много занимаются самообразованием, своим физическим воспитанием, волевой подготовкой, стремятся воз­выситься над другими.

Другие, которым свойственны интрапунитивные ориентации, проявляют мазохистские тенденции. Им присуще чувство собствен­ной неполноценности, беспомощности, ничтожности (Э. Фромм). У них проявляется стремление принижать себя, возводить на себя немыслимые обвинения даже там, где они не виновны. Их харак­теризует жертвенность в мыслях, действиях, поступках.

Э.Фромм обнаружил, что у этого типа наряду с мазохистски­ми тенденциями обычно проявляются и садистские склонности. Они стремятся приобрести власть над другими, причинить им боль и страдание: проявляют авторитаризм по отношению к другим людям. Многие известные в истории деспоты относились к такому типу (Гитлер, Калигула).

Разрушитель. Это тип человека, который видит причины своих успехов и неудач не в людях, а в обстоятельствах, предметах, средствах и т.п. (импунитивная ориентация личности). И поэтому такие люди стремятся изменить (например, преобразовать приро­ду), устранить, разрушить обстоятельства, объекты (обществен­ный строй, например). У этих людей притуплено, приглушено созидательное начало (например, Ельцин, Горбачев).

По мнению Э.Фромма, разрушительность выступает средством избавления от невыносимого чувства бессилия, повышенной тре­вожности. Разрушительность проявляется у людей, которые испы­тывают ограничение возможностей в реализации их интеллекту­альных и эмоциональных возможностей, физического потенциала, это люди с завышенной самооценкой и чрезмерными притязани­ями. При социальных катаклизмах такие люди выступают в каче­стве основной, ведущей разрушительной силы.

Конформист-автомат. Это тип личности с ярко выраженной, доминирующей конформной ориентацией, человек, не имеющий собственной позиции, мнения. Такие люди беспрекословно под­чиняются любым требованиям, обстоятельствам, нормам и пра­вилам, легко их усваивая. Для них правда там, где сила и боль­шинство. Это «хороший» человеческий материал для разного рода Политических авантюристов и провокаторов, поскольку конфор­мист быстро меняет свои убеждения (часто не имея их вообще), не особенно задумывается над моральной стороной своих поступ­ков, оправдывает свои действия приказом, распоряжением свы­ше, поведением других. У этих людей с особой силой проявляется стадность, леность, инертность мышления и даже бездумность

поведения в массе (см. подробнее: Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990)

Одной из общих основ характера выступает темперамент, ко­торый определяет своеобразие динамических проявлений свойств характера. К числу таких характерологических особенностей лич­ности относят:

впечатлительность — степень воздействия на личность различ­ных обстоятельств, время их сохранения в памяти и сила реакции на них;

эмоциональность — скорость и глубина эмоциональной реак­ции человека на те или иные события, степень придания им осо­бой значимости;

импульсивность — степень несдержанности реакций человека на внешние воздействия, спонтанность их проявления;

тревожность — частота возникновения беспокойства в свя­зи с эмоциональными переживаниями: боязнь, страх, опасения и др.

Очевидно, что степень выраженности этих особенностей не­одинакова у представителей того или иного темперамента. Так, например, высокая впечатлительность, тревожность в большей мере проявляются у меланхоликов, а эмоциональность — у холе­риков. У последних чаще, чем, например, у флегматиков и санг­виников, чертой характера становится импульсивность. У сангви­ников и флегматиков нередко в достаточно выраженной и устойчивой форме проявляются впечатлительность, эмоциональ­ность, тревожность.

Наряду с темпераментом, как физиологически обусловленным свойством личности, в психологии используются и другие биоло­гически обусловленные объяснения характерологических особен­ностей людей.

Так, например, немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер свя­зывал своеобразие характера с особенностями строения тела че­ловека. Э. Кечмер выделил и описал три основных типа строения тела, конституции человека, каждому из которых присущ соот­ветствующий тип личности со своими характерологическими осо­бенностями: атлетический, астенический и пикнический.

Атлетический тип характеризуется достаточно развитым скеле­том и хорошей мускулатурой, широкими плечами, мощной груд­ной клеткой. Рост — от среднего до высокого.

Астенический тип отличается недостаточной толщиной при сред­нем и высоком росте тела. И этот недостаток толщины присутству­ет во всех частях тела и во всех тканях. Обычно это худой человек хрупкого, тонкого телосложения, с узкими плечами, плоской груд­ной клеткой, впалым животом, тонкими и длинными руками, сла­боразвитой мускулатурой и небольшими жировыми накоплениями. Женщины этого типа обычно еще и малорослы.

Пикнический тип телосложения характеризуется выраженным развитием внутренних полостей тела (голова, грудь, живот), склон­ностью к ожирению при относительно слабом развитии мышц и опорно-двигательного аппарата, округлой фигурой, короткой массивной шеей, толстым брюшком, выходящим из-под грудно­го свода и расширяющимся к нижней части тела. Обычно это люди среднего роста.

Диспластичный тип: к нему относятся люди с явно выражен­ными девиантными аспектами строения тела.

Есть и промежуточные, смешанные типы телосложения: атле­тический с проявлениями астенических или пикнических черт, астенический или пикнический смешанный.

Э. Кречмер обнаружил связь психических заболеваний лично­сти с типом телосложения человека. Так, например, маниакаль­но-депрессивным психозом чаще болеют люди с явно выражен­ным пикническим телосложением. К шизофреническим заболева­ниям более склонны атлетики и особенно астеники. Тех, кто по своим проявлениям напоминает больных с маниакально-депрес­сивным психозом, Э. Кречмер назвал циклотимиками, а тех, кто напоминает шизофреников, — шизотимиками. Соответственно вы­делены психотипы личности: циклотимный и шизотимный. Сме­шанный, гармоничный психотип получил название вискозного.

Циклотимики обладают веселостью, разговорчивостью, заду­шевностью, беспечностью, энергичностью, склонностью к юмо­ру, настойчивостью, общительностью, тенденцией к изменчи­вости настроения, готовностью прийти на помощь другим, за­ботливостью. Они особо нуждаются в понимании со стороны окружающих.

Шизотимный тип характеризуется такими чертами характера, как деликатность, аристократичность и тонкость чувств, власт­ность, холодность; дистантность во взаимоотношениях с людь­ми, сухость, педантизм, слабая выраженность эмоций.

Наиболее популярной классификацией характеров является описание акцентуаций черт характера личности. Это понятие вве­дено немецким ученым К. Леонгардом и означает выраженность отдельных черт характера, при которой имеет место не выходя­щие за рамки нормы отклонения в психике и поведении челове­ка, могущие граничить с патологией.

Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных его черт, проявляющееся в избирательном отношении личности к определенного рода воздействиям при достаточной устойчивости к Другим. Различные комбинации таких черт у человека создают тот или иной тип акцентуации характера. Знание этих типов, умение выявить их среди окружающих, коллег по работе может помочь специалисту в решении задач профессионального и личного плана. Например, «слабыми местами» для так называемого гипертимного

типа являются изоляция от людей, вынужденное безделье, одно­образие, строгий режим. Все это для него может оказаться мощны­ми психотравмирующими факторами. Для шизоидного типа акцен­туации сильное психогенное воздействие оказывает необходимость быстро установить глубокие, неформальные, эмоциональные кон­такты с окружающими. Истероидный тип болезненно воспринима­ет удары по его эгоцентрической позиции, невозможность быть в центре внимания, вызывать всеобщий интерес к себе.

В зависимости от степени развитости акцентуации характера могут быть скрытые и явные. Акцентуации характера обладают от­носительной устойчивостью и могут переходить друг в друга под воздействием различных обстоятельств, внешних факторов: семья, социальное окружение, профессиональная деятельность, учеба, спорт, состояние физического здоровья и т. п.

Существуют разные подходы к классификации типов акцен­туации характера (К.Леонгард, А. Е.Личко, П. Б. Ганушкин, А. В. Петровский и др.).

К.Леонгард предложил классификацию акцентуаций лично­сти, основанную на оценке стиля общения человека с окружаю­щими людьми. Он выделяет следующие типы акцентуаций харак­теров: гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонст­ративный, экзальтированный, интровертированный (см. подроб­нее: Леонгард К. Акцентуации характера; Немое Р. С. Психология. — М., 1994.-Кн. 1).

Акцентуации характера часто бывают у подростков и юношей (50—80 %). Такие акцентуации при взрослении часто теряют свою остроту, но с возрастом могут опять проявиться.

А. Е.Личко составил следующую классификацию акцентуаций характеров у подростков: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоид­ный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный (см. подробнее: Личко А. Е. Психотип и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982; Немое Р. С. Психология. - М., 1994. - Кн. 1).

А. В. Петровский, заимствуя наиболее удачные термины из обе­их классификационных схем, выделяет следующие «важнейшие типы акцентуации характера»: интровертный, экстравертный, неуправ­ляемый, неврастенический, сензитивный, демонстративный (см. подробнее: Петровский А. В., Ярошевский М. С. Психология. — М., 2000).

Все представленные типологии акцентуаций характеров имеют для этого достаточные основания и могут использоваться в прак­тической работе.

Характер существенно влияет на жизнь и деятельность челове­ка, определяя линию его поведения. Влияния характера на жизне­

деятельность человека становятся особенно резко выраженными, когда проявляются те или иные акцентуации характера.

В психологии не только описаны акцентуации характера, но и разработаны методики их выявления, диагностики.

Раскрывая и понимая своеобразие своего характера, его как положительные, так и отрицательные черты, человек может со­ответствующим образом программировать саморазвитие и профес­сиональное становление своей личности при обучении в вузе, осуществлении своей профессиональной деятельности. Познания в этой области могут помочь специалисту лучше ориентироваться в окружающей среде, успешнее осуществлять контактное взаимо­действие с ней.

Способности — это такое своеобразие психических особенно­стей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Они — продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических осо­бенностей.

Способности и знания, умения, навыки взаимосвязаны, но не тождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобре­тать и наращивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способность — это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле — это действитель­ность.

Способности человека обнаруживаются только в деятельности, при этом лишь в той, которая не может осуществляться без нали­чия соответствующих способностей. Способности — это личность в ее продуктивности. Как только человек начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются.

Способности не следует противопоставлять другим индивиду­ально-психическим качествам, свойствам личности: качествам ума, особенностям памяти, чертам характера, волевой подготовленно­сти, эмоциональным особенностям человека. Если какое-либо качество или совокупность качеств личности отвечают требовани­ям деятельности или формируются под влиянием этих требова­ний, то это дает основание рассматривать данную индивидуаль­но-психологическую особенность личности как способность.

При изучении данной проблемы важно обратить внимание на то, что способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру из-за индивидуального своеоб­разия психических качеств и их сочетания. Например, в структуре

организаторских способностей у одних людей могут преобладать такие качества, как практичность ума, наблюдательность, рабо­тоспособность, самостоятельность и самообладание, а у других — общий уровень психического развития, критичность, логика воз­действия на сотрудников.

Нередко при осуществлении той или иной деятельности чело­век не имеет к ней способностей. Если он вынужден продолжать заниматься этой деятельностью, то сознательно или бессознательно он будет компенсировать недостаток способностей сильными сто­ронами своей личности (например, волевой подготовленности), другими более развитыми способностями. Так, средний и даже низкий уровень умственных способностей может компенсироваться широтой знаний, высокой работоспособностью и др.; недоста­точные организаторские способности — высоким уровнем само­организации и т. п. Свойство компенсации одних способностей дру­гими, отмечает А. В. Петровский, открывает неисчерпаемые воз­можности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.

Рассматривая конкретно-психическую характеристику различ­ных способностей, можно выделить совокупность общих качеств личности, необходимых для успешного овладения многими вида­ми деятельности, — общие способности. К ним относятся, напри­мер, умственные способности, тонкость и точность ручных и дру­гих движений, развитая память, речь и др. Вместе тем есть и сово­купность специальных качеств, необходимых для той или иной деятельности, — специальные способности: музыкальные, художе­ственные, математические, технические, литературные, спортив­ные и др.

Различают несколько уровней в развитии способностей лю­дей:

одаренность — это совокупность нескольких способностей, обус­ловливающая успешную деятельность человека в определен­ной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она про­является в наличии разносторонних способностей;

талант — совокупность способностей, которая позволяет по­лучать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особен­ность таланта — высокий уровень творчества при осуществлении деятельности;

гениальность — высшая степень развития таланта, позволяю­щая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет историче­ское и обязательно положительное значение.

В психологии выделяют еще и так называемые творческие спо­собности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не суще­ствовавшее. Творческие способности человека проявляются в лю­

бой деятельности: научной, художественной, производственной, политической, юридической.

Биологической базой развития способностей являются задатки как врожденные анатомо-физиологические особенности челове­ка: преобладающий тип высшей нервной деятельности, особен­ности развития отдельных структур головного мозга, правого и левого полушарий и т.д.

При этом важно понять, что, несмотря на биологическую обу­словленность способностей, их конкретное развитие определяется социальным. Например, не каждый, кто имеет достаточно разви­тые музыкальные задатки, становится музыкантом, вокальные — певцом, художественные задатки — живописцем и т.п.

Исключительно большую роль в развитии соответствующих способностей играют и потребностно-мотивационная сфера лич­ности, желание и стремление человека заниматься тем или иным делом.

В целом формирование и развитие у человека соответствующих способностей определяются главным образом тремя обстоятель­ствами:

1) наличием соответствующих задатков, предрасположенно­сти;

2) потребностно-мотивационными особенностями личности;

3) социальными обстоятельствами, которые в определенном смысле слова имеют решающее значение.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понимание темперамента как психического свойства лич­ности.

2. Что выступает физиологической основой темперамента? Пояс­ните.

3. Дайте характеристику основных видов темпераментов человека.

4. Сделайте сравнительный анализ особенностей и возможностей лю­дей в зависимости от того или иного темперамента.

5. Раскройте черты характера, обусловленные особенностями темпера­мента человека.

6. Покажите влияние темперамента на познавательную деятельность, чувства и волю человека.

7. Раскройте понимание характера как психического свойства лично­сти.

8. Что является физиологической основой характера?

9. Дайте анализ особенностей характера личности в зависимости от устойчивых се отношений.

10. Охарактеризуйте общие и специфические черты характера чело­века.

11. Покажите взаимосвязь характера и других психических феноменов человека.

12. Раскройте профессиональные черты характера личности специа­листа.

13. Проанализируйте подходы К. Юнга к выделению основных типов личности.

14. Раскройте современные подходы (отечественные и западные) к развитию концепции К. Юнга о типах личности.

15. Дайте характеристику основных типов личности по Э. Фромму.

16. В чем состоит особенность подхода Э.Кречмера к типологии лично­сти?

17. Что вы понимаете под акцентуациями характера?

18. Проанализируйте основные подходы к классификации акцентуа­ций характера.

19. Раскройте понимание способностей как психического свойства лич­ности.

20. Что выступает физиологической основой способностей?

21. Каковы взаимосвязи способностей с познавательной и другими сферами личности?

22. Раскройте классификацию способностей.

23. Покажите особенности проявления компенсаторных возможностей психики в сфере способностей.

24. Раскройте содержание способностей личности к профессиональ­ной деятельности'.

ЧАСТЬ II. ПЕДАГОГИКА

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

ГЛАВА 10. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

§ 1. Общее представление о педагогике как науке

Свое название педагогика получила от греческого слова «пай-дагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает «детоводство» или «дитяведение».

В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно — педагогами первоначально называли рабов, сопровождавших детей сво­его господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, Которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кста­ти, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или морские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости».

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приоб­ретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между раз­личными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавали от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, жи­тейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и по­словицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: «По­вторение — мать учения», «Яблоко от яблоньки недалеко падает», '«Век живи — век учись» и т.п.), составивших содержание народ­ной педагогики. Их роль чрезвычайно велика в жизни как обще­ства, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помога­ют ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять роди­тельские функции.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развити­ем трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической Науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопрос: почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания? Эти знания необходимы, чтобы предви­деть и управлять процессом развития личности. В свое время вели­кий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изуст­ную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценнос­ти, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры наро­да, его педагогической ментальное™ и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушин­ский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверж­дал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет от­вет и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть «бес­сильным, оно должно быть народным».

Для определения педагогики как науки важно установить гра­ницы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает ос­мысление ее объекта и предмета.

Наши рекомендации