Специфика организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГТ
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
В дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.
Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В новых образовательных программах нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это заложено в образовательные области.
Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени представлены в образовательной программе дошкольного образования.
Содержание дошкольного образования соответствует заявленным в ФГТ принципам:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Интеграция - состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагаются для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий перестраивается на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями могут быть Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). В этом случает проектная деятельность становится приоритетной. Критерием того, что данный принцип работает, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей; Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
• взаимодействие с родителям. Родители должны участвовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
24. Современные формы работы с детьми дошкольного возраста !
25.Образовательная ситуация как единица педагогического процесса в ДОУ.
Образовательная ситуация- это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах деятельности.
Оптимальная модель образовательного процесса в дошкольном возрасте положена нами в основу разработки модели образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени дошкольного образования через ее конкретизацию в типичных для данной ступени образовательных ситуациях. В соответствии с изложенным выше пониманием образовательной ситуации как формы реализации ситуации развития ребенка, па дошкольной ступени образования мы выделяем три типичные образовательные ситуации: предметно-игровую, сюжетно-игровую ишкольно-игровую.
Протекает в конкретный временной период образовательной деятельности.
Особенностью ОС является появление образовательного результат (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.
Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, поделка, рисунок и др.), так и нематериальными (новое знание, образ, отношение и т.д.).
Структура образовательной ситуации (ОС):
1 часть – вводная.
Воспитатель вызывает интерес к содержанию , ставит перед детьми учебную задачу (или её часть) и обеспечивает её принятие.
В младших группах данная задача решается через игровые и проблемно-игровые ситуации.
В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения.
2 часть ОС – основная
Обучение осуществляется через активное участие всех детей и каждого в решении учебных задач.
Решаются все дидактические задачи.
3 часть ОС – заключительная.
Подводятся итоги, осуществляется оценка детских достижений;
В младших группах активизируется эмоциональный отклик детей на содержание ОС и деятельность самих детей.
В средней группе вводится небольшая дифференциация деятельности детей, отмечаются успехи детей в освоении учебного материала.
В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников ОС и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.
26. Дошкольная дидактика, задачи, цели.
Дошкольная дидактика- это отрасль общей дидактики, которая изучает теорию обучения и образование детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Теоретическое обоснование целей дошкольного обучения.
2. Разработка содержания, форм, организации, методов и средств, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка и подготовка его к обучению в школе.
Значительное влияние на развитие дошкольной дидактики оказала деятельность Ф.Фребеля. Им предложена своя система обучения, основу которой составила детально – разработанная программа, сочетающая в себе знания и способы деятельности, а также организацию обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.
На развитие дошкольной дидактики оказало значительное влияние деятельность отечественных педагогов. Одоевский занимался проблемой обучения детей от 4 до 10 лет. Цель обучения он видел в умении научить детей учиться, не стремясь при этом к обилию знаний. Он предложил свою методику обучения в основу которой положил упражнения для формирования умения наблюдать, анализировать, сравнивать, называть предметы и определять их назначение.
К.Д. Ушинский видел цель обучения дошкольников в умственном развитии и развитии речи. Его работы «Детский мир» и «Родное слово» не утратили значение в настоящее время.
На развитие дидактики также оказала деятельность Водовозовой, Тихеевой, Флериной и др. Все они связывали обучение дошк-в с ознакомлением с окружающим миром и природой и в качестве средств обучения предложили народные игры, песни, сказки, собственную худ. деятельность детей.
В 50-е гг 20в проводятся глубокие экспериментальные исследования по определению содержания, форм, методов, средств обучения под руководством А.П.Усовой. В результате данных исследований в 1953г было введено обязательное систематическое обучение в д/с и основной формой обучения признано занятие. Введение систематического обучения на занятиях потребовало разработки специальных методик:
1.Методика муз. воспитания- Ветлугина. 2.Методика обучения родному языку – Соловьева. 3.Методика развития основных движений – Быкова.4.Методика изо деятельности - Сакулина 5.Методика формирования элементарных математических представлений – Леушина.
Значительное влияние на развитие дошкольной дидактики оказали психолого-педагогические исследования возрастных возможностей детей по усвоению знаний, проведённые Эльконином, Запорожцем, Давыдовым и др.
В настоящее время дошкольная дидактика развивается. Проводятся новые исследования по определению содержания, средств обучения, форм, методов. В практику работы начинают внедрятся новые технологии (Технология процесса алгоритмизации математических способностей И.В.Житко;
- Технология физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей Л.Д. Глазыриной;
- Технология обучения грамоте Н.С. Старжинской;
- Технология процесса гуманного отношения к природе А.А. Петрикевич;
- Технология музыкально-творческого развития Л.С.Ходонович;
- Технология решения изобретательских задач и развития творческого воображения;
- Технология «Первый шаг».