Предмет педагогики и ее основные категории
Предметом педагогики является целостный процесс воспитания и образования, развития социально активной личности, подготовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом общественно-экономической обстановки в стране.
Категория (греч. kategoria – суждение) – научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными классификациями. Практически везде категориями педагогики считаются: 1)Образование- социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре. 2)Обучение- целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний.
3)Воспитание- целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Очень часто в качестве категорий педагогики указываются:
1)Социализация- становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. 2)Дидактика- раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования. 3)Развитие- необратимое, направленное, закономерное изменение сознания. 4)Формирование.
Методы педагогики.
Педагогика как наука использует различные методы исследования, обогащает и совершенствует их. Выделяют две группы методов: экспериментально-эмпирические и теоретические.
К первой группе относят методы наблюдения- применяется в процессе практически любого педагогического исследования. Изучение педагогических явлений требует от исследователей их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе. накопления научных материалов и научных фактов; метод выделения, обобщения и распространения передового педагогического опыта; метод констатирующего, проверяющего и преобразующего эксперимента -Педагогический эксперимент как метод исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности преподавателей и учащихся с целью проверки и обоснования теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находят свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы. ; метод естественных и лабораторных экспериментов; метод тестов; метод анкетирования; интервьюирование; изучение учебной документации и письменных работ будущих специалистов. Так, изучая стимулирующую роль оценок знаний учащихся и их успеваемости, нельзя обойтись без анализа ведомостей успеваемости, контрольных, курсовых и дипломных работ.
Ко второй группе относят методы анализа, синтеза, сопоставления, моделирования, структурно-логические, граф-схемы; физическое, в частности электронное, моделирование деятельности педагога, совместной деятельности обучающего и обучаемого; использование математического моделирования, математических и социометрических методов исследования.
Образование как система и процесс.
Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.
Основные элементы образования — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования.
«Образование направлено на обеспечение всестороннего развития личности путем обучения и воспитания, которые основываются на общечеловеческих ценностях и принципах научности, политкультурности, светского характера образования, системности, единства обучения и воспитания на началах гуманизма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения между нациями и народами в интересах человека, семьи, общества, го-ва».
Функции образования:
Образование - это один из способов вхождения чел в мир науки и культуры; практика социализации человека; процесс распространения культурно-оформленных образцов чел-ой деятельности; способствует развитию и сохранению нац традиций; выступает в качестве активного ускорителя культурных элементов.
Процесс – это движение от целей к результату. Это процесс взаимод педагога с учащимся. В результате обучении, воспитания и самовоспитания превращается из пассивного объекта деят-ти в равноправного участника. Образ как результат включ: грамотность, образованность, проф. Компетентность, культура, менталитет.
Содержание образования
Содержание образования – система научных знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает:
-всестороннее развитие умственных и физич способностей учащихся;
- формирования их мировозр, морали и поведения, подготовку общественной жизни, труду.
Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).