А. Когнитивные методы (методы учебного познания)
Метод эмпатии (вживания) – «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Помогает почувствовать и познать его изнутри.
Метод смыслового видения. …Понять, увидеть первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, то есть, внутреннюю сущность объекта. /Какова причина этого объекта, его происхождения? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой?…/
Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Глядя на фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи.
Метод символического видения – наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
Метод эвристических вопросов /древнеримский педагог и оратор Квинтилиан/ – для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?
Метод сравнения.
Метод эвристического наблюдения.
Метод фактов.Метод конструирования понятий.
Метод конструирования правил. /Добавим от себя похожий метод: метод выведения закономерностей/.
Метод гипотез. Выдвинуть гипотезу, доказать или опровергнуть ее.
Метод прогнозирования.
Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам. Ошибка рассматривается как источник противоречий, исключений из правил… Внимание к ошибке может быть актуализировано не только с целью ее исправления, но и для выяснения ее причин.
Б. Креативные методы обучения.
Метод придумывания.
Метод «Если бы…».Что произойдет, если…
Метод агглютинации. Соединить несоединимые в реальности качества, свойства… Примеры: горячий снег, объем пустоты, сладкая соль, черный цвет, сила слабости, мяукающая собака…
Мозговой штурм.С.329.
Метод инверсии. Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения.
В. Методы организации учения.
Методы ученического целеполагания, планирования. Спланировать свою образовательную деятельность на определенный период /урок, день, неделю; тему, раздел, творческую работу/.
Методы нормотворчества. Примеры: «как решать задачу», «Как наблюдать явление», «Как слушать музыку». /Добавим: методы создания алгоритмов/.
Метод рецензий. С.331-332.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. Задания когнитивного типа. Решите реальную проблему (которая существует в соответствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности). * Исследуйте какой-либо объект. * Определите структуру и взаимосвязи изучаемого объекта. * Проведите опыт. Объясните… * Выясните причины сложившейся ситуации… * Докажите… * Вычлените общее и особенное в изучаемых объектах. * Переведите с языка одного предмета на другой (пример: определите цвета дней недели…). * Изучите один и тот же объект естественнонаучными, гуманитарными, философскми, художественными методами познания.
Задания креативного типа: Сделайте по-своему (придумайте, дайте определение, сформулируйте…). * Придумайте и изобразите образ чего-либо (в виде рисунка, словами, движениями, посредством звуков…). * Мысленно «проживите» объект, явление, событие (в том числе, и историческое), этапы его развития, опишите свои чувства. * Сочините рекламу, задачу, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, песню, напишите стихотворение, эссе… * Составьте словарь, игру, викторину, сценарий спектакля, свое задание для других учеников, программу концерта… * Изготовьте поделку, модель, газету, вышивку, фотографию… * Разработайте алгоритм действий или решения какой-либо проблемы, задачи.
Задания организационно-деятельностного типа. Составьте план работы. Напишите рецензию…
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Средства обучения - приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы;
/ПРОЕКТ ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ/
(дидактические средства) — источники получения знаний, формирования умений.
В узком смысле — учебные и наглядные пособия, технические средства...
В широком смысле — все, что способствует достижению целей образования (совокупность методов, форм, содержания, а также специальные средства обучения)
КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. /А.В.Хуторской/.
ПО ОБЩИМ СВОЙСТВАМ.
По составу объектов.
Материальные – помещения, оборудование, инвентарь, приборы, мебель, инструменты.
Идеальные – знаковые модели, образные представления, мысленные эксперименты, гипотезы, идеи, ощущения.
По отношению к источникам появления -
искусственные и
естественные.
По характеру воздействий –
аудиальные (звукозапись),
визуальные (демонстрационные приборы, таблицы),
аудиовизуальные.
По носителю информации –
бумажные,
магнитооптические (аудиокассеты, слайды),
электронные.
По способу изготовления –
промышленные и
автономные (сделанные руками учеников или преподавателей).
ПО ГРУППАМ.
1. Натуральные объекты: образцы и коллекции, технические средства.
2. Изображения и отображения: модели, иллюстрации, фильмы, видеозаписи.
3. Описания предметов и явлений: посредством знаковых систем (слово, символы, знаки) – в виде таблиц, схем, графиков, учебно-методической литературы.
4. Технические средства обучения.