Эмперические и теоритические методы научного познания. Методы гуманитарных наук

Познание и знание различаются как процесс и результат. Познание – это общественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Научное познание как профессиональный вид общественной деятельности осуществляется по определенным научным каналам, принимаемым научным обществом. Структура научного познания включает в себя:
· объект познания,
· субъект познания,
· знание как результат и метод исследования.

Метод (греч.Metohodos – буквально «путь к чему-либо») - в самом общем значении - способ движения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод - это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; это прием, способ или образ действия.Методы научного познания включают так называемые всеобщие методы, т.е. общечеловеческие приемы мышления, общенаучные методы и методы конкретных наук. Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания (т.е. знания полученного в результате опыта, опытного знания) и знания теоретического, суть которого - познание сущности явлений, их внутренних связей.

Методы эмпирического и теоретического познания

Методы эмпирического и теоретического познания схематично представлены на рис.3.

Наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений. Научные наблюдения проводятся для сбора фактов, укрепляющих или опровергающих ту или иную гипотезу и являющихся основой для определенных теоретических обобщений.

Эксперимент - способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером. Это наблюдение в специальных контролируемых условиях. Эксперимент позволяет, во-первых, изолировать исследуемый объект от влияния побочных несущественных для него явлений. Во-вторых, в ходе эксперимента многократно воспроизводится ход процесса. В третьих, эксперимент позволяет планомерно изменять само протекание изучаемого процесса и состояния объекта изучения.

Измерение - это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения. Число, выражающее отношение измеряемой величины к эталону, называется числовым значением этой величины.

В современной науке учитывается принцип относительности свойств объекта к средствам наблюдения, эксперимента и измерения. Так, например, если изучать свойства света, изучая его прохождение через решетку, он будет проявлять свои волновые свойства. Если же эксперимент и измерения будут направлены на изучение фотоэффекта, будет проявляться корпускулярная природа света (как потока частиц - фотонов).

Интуиция. Особым способом постижения истины является интуиция. Это вид знания, которое возникает как бы внезапно, как озарение у человека, долгое время пытавшегося решить мучивший его вопрос. Интуитивное познание является непосредственным - способ его осуществления не осознается человеком. Однако, после того, как задача решена, ход ее решения может быть осознан и проанализирован. Интуиция, таким образом, есть качественно особый вид познания, в котором отдельные звенья логической цепи познания остаются на уровне бессознательного.

Методы социальных и гуманитарных наук

В сфере социально-гуманитарного исследования могут и должны использоваться все философские и общенаучные методы. Конечно они здесь должны быть конкретизированы, модифицированы с учетом особенностей ? познания и его предмета (общество, культура, личность).
Наблюдение, результаты которого зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентаций; простое – факты и события рассматриваются со стороны; соучаствующие – исследователь включается в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри»; самонаблюдение (интроспекция) - осознанное систематическое наблюдение за действиями собственной психики с целью выявления ее особенностей; эмпатия – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, цели, проникновение в переживания других людей; этнометодология – понимание рез описания и наблюдений социальных явлений и событий.
Социальные эксперименты (объективно-определенные группы людей, с интересами которой приходится считаться); констит, формирующая, итоговая; социальная инженерия (Н.Поппер) – социальное проектирование.
Сравнительный метод: сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и другим параметрам (метод поперечных срезов); многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени – лонгитюдный метод.
- идиографический метод – описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий;
- диалог – вопросно-ответный метод;
- объяснение;
- ценностный – отнесение к ценностям;
- анализ документов – получение сведений о прошедших событиях (качественный и ком);
- методы опроса – основаны на высказываниях людей с целью выявления их мнений по каким-либо проблемам (анкетирование, интервью); метод экспертных оценок, метод групповых дискуссий;
- монографический метод – данная проблема или группа проблем тщательно и с многих сторон анализируется на одном социальном объекте→гипотетический вывод;
- биографический метод – метод исследования субъективной стороны общественной жизни индивида (личные документы);
- проективные методы – способ опосредованного изучения личных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности;
- тестирование – стандартизированные задания, результаты выполнения которых позволят измерить некоторые личностные характеристики;
- социометрия – применение математических средств к изучению социальных явлений (% подсчет);
- игровые методы – (психодрамы, социодрамы);
- иконография – сигтематическое изучение и описание изображений каких-либо сюжетов или лиц, истолкование их смысла, символики, характер особенностей.
Требуется разработка новой методологии гуманитарных наук.

Наши рекомендации