Правовые основы введения курса «Основы православной культуры» в учебную программу государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений

Курс «Основы православной культуры» (далее -- ОПК) занимает промежуточное положение между культурологи­ческими и религиозными учебными дисциплинами. Исходя из самого названия этого курса, учащимся предлагается ос­воить, с одной стороны, основы культуры (культурологиче­ский аспект ОПК), с другой стороны - основы культуры православной, что подчеркивает религиозный и, более того, конфессиональный характер ОПК. В связи с двоякой (кон­фессионально-культурологической) природой нового учебно­го курса можно говорить о нескольких вариантах (моделях) его изучения в государственной (муниципальной) школе. Опираясь на примеры сложившейся в отдельных регионах практики, попытаемся проанализировать эти модели.

1. Включение курса ОПК в региональный компонент ос­новной образовательной программы государственных (му­ниципальных) общеобразовательных учреждений.

Согласно ст. 7 Закона РФ «Об образовании» и п.35 Типо­вого положения об общеобразовательном учреждении" ос­новная общая образовательная программа учебных заведе-

ний включает в себя следующие компоненты:

• базовый федеральный - определенный федеральным ком­понентом государственного стандарта;

• национально-региональный - определенный националь­но-региональным компонентом государственного стандарта;

• школьный, который самостоятельно определяется обра­зовательным учреждением исходя из запросов учащихся и

их родителей (законных представителей).

Наличие национально-регионального и школьного ком­понентов в образовательных программах государственных (муниципальных) школ обеспечивает вариативность этих программ, то есть дает возможность включения в них тех

Утверждено постановлением Правительства РФ от31.08.94№ 1008 с изменениями от 15.01.97. На основании этого положе­ния разрабатываются уставы конкретных государственных и му­ниципальных общеобразовательных учреждений.

ВВЕДЕНИЯ

учебных дисциплин, которые не предусмотрены федеральным компонентом государственного стандарта. Это касается и курсаОПК. Успешность его распространения в отдельных регионах Российской Федерации во многом зависит от того, включен ли этот курс в национально-региональный компо­нент образовательных программ государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений. Однако,какпоказывает практика, это далеко не всегда возможно.

Согласно п. 3 ст. 7 ЗаконаРФ "0б образовании» порядок разработки, утверждения и введения государственных обра­зовательных стандартов определяется ПравительствомРФ,за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу норм действующего законодательства националь­но-региональный компонент государственного образователь­ного стандарта общего образования устанавливается субъек­тами Российской Федерации в лице их органов государ­ственной власти.

В настоящее время в России осуществляется переход к согласованной системе образовательных стандартов, в рам­ках которой каждое образовательное учреждение и гражда­нин могут избрать приемлемую для них совокупность обра­зовательных программ*. В связи с этим коллегия Министер­ства образованияРФ одобрила проект Закона "О государ­ственном образовательном стандарте основного общего образования»**. Хотя указанный проект еще не утвержден, для нас важны некоторые его положения.

В силу ст. 7-8 проекта, «установление национально-регио­нального компонента государственного образовательного стан­дарта основного общего образования относится к ведению субъектовРФ. Федеральный (центральный) орган управления образованием и органы управления образованием субъектов РФ осуществляют согласование национально-региональных и федерального компонентов указанного стандарта». Как видим, согласно проекту, национально-региональный компонент про­граммы должен быть согласован с ее федеральным компонен­том. Причем вопрос о согласовании указанных компонентов не

' Комментарий к Закону РФ «Об образовании» под ред. проф. В. И. Шкатулла.М, 1998. С. 92.

" Решение коллегии Министерства общего и профессионального образованияРФ (Министерства образованияРФ) от 28.10.97 №12.

Правовые основы введения курса ОПК в учебную программу

составляет исключительной компетенции субъектаРФ, но на­ходится в совместном ведении данного субъекта и Российской Федерации в целом. Таким образом, в силу проекта, субъекты рф не самостоятельны в своей деятельности по разработке национально-регионального компонента государственного стандарта и обязаны ориентироваться на федеральный стан­дарт, основанный, как известно, на основных принципах дей­ствующего федерального законодательства. Между тем, зако­ны и подзаконные акты Российской Федерации закрепляют в качестве основополагающих следующие принципы:

• принцип светского характера государственной и муни­ципальной систем образования (ст. 2 ЗаконаРФ «Об образо­вании»);

• равенство религий перед законом, так что ни одна рели­гия не имеет приоритета и, в силу этого, не пользуется статусом традиционной (ст. 4 Федерального Закона «О сво­боде совести и о религиозных объединениях» — далее Закон «О свободе совести»)".

Указанные принципы в известной степени препятствуют регионам включать курсОПК (ввиду присущего ему конфес­сионального характера) в национально-региональный ком­понент государственного стандарта основного общего

образования.

Впрочем, если проявить гибкость, можно добиться желае­мого. Дело в том, что применение национально-регионально­го компонента образования призвано обеспечить такой его уровень, который учитывает интересы национальных куль­тур и региональных культурных традиций, потребности лич­ности в национально-культурном самоопределении**. Таким образом, если отдать приоритет культурологической стороне ОПК и назвать этот курс несколько иначе (например, «Осно­вы национальной культуры», «Основы русской культуры", «Основы традиционной культуры», и т. п. ), то вероятность:

" Впрочем, преамбула к данному закону находится в некотором противоречии с упомянутой статьей. Дело в том. что, согласно преамбуле: «Федеральное Собрание Российской Федерация при­знает особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности к культуры».

** Комментарий к Закону РФ "Об образовании» под ред.проф. В. И. Щкатулла,С. 89.



ВВЕДЕНИЕ



включенияОПК в национально-региональный компонент по­высится. При этом следует учесть, что в случае переименова­ния ОПК неизбежно возникнет риск использования этого курса другими конфессиями либо наполнения его языческим содержанием. Это связано с тем, что действующее законода­тельство, как уже было замечено, не содержит понятия «на­циональной», «традиционной» религии - той религии, кото­рая, составляя основу национальной культуры, является культуре образую щей. В такой ситуации православное содер­жание нового курса может быть выхолощено.

Существует и еще один немаловажный аспект, связанный с тем, что на сегодняшний день национально-региональный компонент реализуется, как правило, через содержание обра­зования на уровне учебных программ, а не в конкретном пе­речне (наборе) учебных дисциплин, составляющих учебный план. Фактически это означает, что курс ОПК вряд ли может быть предусмотрен в рамках национально-регионального ком­понента в качестве самостоятельной учебной дисциплины. Скорее всего, компетентные органы субъектаРФ будут реко­мендовать государственным и муниципальным учебным заве­дениям включить сведения о православной культуре региона в содержание уже имеющихся учебных дисциплин (истории, литературы и т. п.). Может быть, это своеобразное препятствие .на пути к изучению ОПК "в чистом виде» (в качестве самосто­ятельной учебной дисциплины) сыграет положительную роль, так как будет способствовать обновлению содержания общего образования в государственных школах.

Несмотря на изложенные затруднения, курс ОПК мало-помалу находит место в национально-региональном компо­ненте. Об этом свидетельствует, в частности, опыт Богород­ского района Московской области, где в течение последних двух лет проводятся занятия по ОПК в детских садах и на­чальных классах общеобразовательных школ, а также Вол­гоградской и Курской областей. Согласно п. 2.4 Договора о совместной научно-педагогической и культурно-просвети­тельской деятельности Комитета по образованию админист­рации Курской области и Курского епархиального управле­ния Русской Православной Церкви, администрация Курской области рекомендует образовательным учреждениям вклю­чать в региональный компонент содержания образования све­дения о развитии Православия в Курской области.

Правовые основы введения курса ОПК в учебную программу________ 17

2. Включение курса ОПК в школьный компонент основной образовательной программы государственных (муниципаль­ных) общеобразовательных учреждений.

Думается, что легче всего реализовать инициативу по включению курса ОПК в основную общеобразовательную про­грамму государственных школ на местах, то есть в конкрет­ных учебных заведениях. Речь идет о включении данного курса в школьный компонент упомянутой программы. В большинстве общеобразовательных учреждений часы школь­ного компонента расходуются на более глубокое изучение предметов базового федерального компонента (математики, физики, литературы и т. п.). Между тем, можно выделить часы и на предметы, не связанные с базовым компонентом, в

частности на курс ОПК.

На практике в качестве нормативного обоснования изу­чения ОПК в рамках школьного компонента используется Письмо Министерства образования РФ от 4.06.99, которое базируется, в свою очередь, на п. 4 ст. а Закона «О свободе совести». При этом ссылаться на данное письмо нужно с известной осторожностью. Во-первых, в тексте письма речь идет об «обучении религии", а не об обучении основам пра­вославной культуры. Впрочем, указанное препятствие мож­но преодолеть, используя следующий аргумент. Дело в том, что ни в одном из действующих федеральных нормативных актов не дано определение религии, закон не говорит и о том, что следует понимать под "обучением религии». В та­кой ситуации можно с известными оговорками рассматри­вать преподавание курса ОПК как «обучение религии» и, тем самым, распространить действие письма на новый курс. Во-вторых, согласно письму, обучение религии возможно вне рамок основной и дополнительной образовательной про­граммы, проводится во внеучебное время, за рамками распи­сания учебных занятий (п. «А» письма). На практике, не­смотря на установленный в Письме запрет, курс ОПК неред­ко включают в основную или дополнительную образователь­ную программу, ссылаясь на то, что письмо, в отличие от закона, не является актом высшей юридической силы и но­сит рекомендательный характер. Если же обратиться к единственному закону, содержащему нормы о религиозном образовании — Закону"Освободе совести»,то он хотя и говорит об обучении религииза рамкамиобразовательных



ВВЕДЕНИЕ



программ государственных школ, тем не менее не содержит четкого указания на проведение занятий по религии во вне-учебное время, за рамками расписания учебных занятий (п. 4 ст. 5 Закона "О свободе совести»). В-третьих, при исполь­зовании указанного письма нужно соблюсти установленный в нем на основании п. 4 ст. 5 Закона •?0 свободе совести» порядок (заявление родителей или законных представите­лей учащихся; согласие учащихся; решение органа школь­ного самоуправления, согласованное с органом местного са­моуправления; договор образовательного учреждения с ре­лигиозной организацией).

3. Изучение ОПК в рамках дополнительной образователь­ной программы.

Изучать ОПК в рамках дополнительного образования или школьного компонента основной (базовой) программы позво­ляет Закон РФ «О национально-культурной автономии» от 05.06.96. В ст. 11 закона предусмотрено создание государ­ственных и муниципальных учреждений с углубленным изу­чением национальной истории и культуры, национального (родного) языка. На основании указанной статьи в г. Москве разработаны Типовые положения о дошкольном образова­тельном учреждении и общеобразовательной школе с этно­культурным (национальным) компонентом.

4. Изучение ОПК в муниципальных школах с этнокуль­турным компонентом (национальных школах).

В силу раздела III Типового положения об общеобразова­тельной школе с этнокультурным компонентом в образова­тельную программу школы входит этноконфессиональный компонент, предполагающий «изучение религий, признан­ных культурообразующимн в соответствующих националь­ных общностях и формирующими уклад жизни семьи, народа и государства. Соответствующие учебные предметы по рели­гии изучаются в объеме, определенном высшим органом уп­равления школы (попечительским советом, педагогическим советом и др.)».

Муниципальные школы с этнокультурным компонентом (национальные школы) могут быть созданы либо путем со­здания (государственной регистрации) новой школы, либо путем перепрофилирования уже существующих муници­пальных школ. Исходя из анализа московских документов по национальному образованию, можно утверждать, что

Правовые основы введения курса ОПК в учебную программу________19

национальная школа представляет собой наиболее удобный путь к конфессиональноориентированной школе. Однако на практике национальных школ с православной ориентацией мало. Это объясняется, в частности, тем, что юридические документы по национальным школам разработаны лишь в Москве. Регионы еще не успели воспользоваться московс­ким опытом. Тем не менее идея создания национальных православноориентированных школ распространяется по России. Снова обратимся к курскому опыту: в Курской обла­сти создана Лаборатория русской школы, которая занята разработкой образовательных программ этнокультурного со­держания.

5. Зарубежный опыт- религиозного образования в государ­ственных учебных заведениях (краткий анализ зарубежно­го законодательства).

Изложенные трудности на пути использования Письма

Министерства образования для изучения курса ОПК в госу­дарственных и муниципальных школах обуславливают не­обходимость разработки нового документа, позволяющего безбоязненно включить новый курс в образовательную про­грамму государственных школ. Однако принятие такого документа на сегодняшний день вряд ли целесообразно, поскольку отсутствует прочная законодательная база для его разработки. Дело в том, что предусмотренная п. 4 ст. 5 Закона «О свободе совести» американская модель религи­озного образования в государственной школе рассчитана на поликонфессиональное мировоззрение. В этих условиях -подзаконные акты неизбежно будут носить поликонфессио­нальный характер. Вот почему в наши дни основные уси­лия должны быть направлены на пересмотр закрепленной в Законе «О свободе совести» модели религиозного образова­ния в государственной школе. Может быть, нужно обра­титься к зарубежному опыту, которому известны две основ­ные системы религиозного обучения в государственной

щколе.

Во-первых, обязательная система, суть которой состоит в

том, что преподавание религии в школе является обязатель­ным, а прямое волеизъявление родителей (в старших клас­сах - самих учеников) необходимо в том случае, если онинежелают дать своим детям религиозное образование. Во-вто-рых, факультативная система, для которой характерно то,

20 ВВЕДЕНИЕ

что родители обязаны прямо заявить .о своем желании дать детям религиозное образование.

В принципе все зарубежное законодательство о религиоз­ном обучении опирается на эти две концепции с некоторыми модификациями в зависимости от традиций конкретного го­сударства. Из анализа соответствующих источников следует вывод, что в европейских государствах используется преиму­щественно система обязательного религиозного образования. Она существует в Бельгии, Дании, Финляндии, Греции, Гер­мании. Факультативная система сложилась в США ради со­хранения фундаментальной для американского общества цен­ности - мировоззренческого плюрализма. К сожалению, аме­риканская модель обучения религии перекочевала в действу­ющее российское законодательство. На наш взгляд, следует построить систему религиозного образования в России по иному, европейскому образцу, который предусматривает обя­зательное изучение религии.При этом следует учесть, что в зарубежной системе обязательного религиозного образования .соблюдаются следующие условия:1) возможность освобожде­ния от уроков религии неверующих учеников; 2) создание для неверующих учеников параллельного религиозно нейт­рального предмета («Этика». «История религий^, «Религии мира» и т. п.); 3) обеспечение религиозного образования для детей всех вероисповеданий.

Немаловажным обстоятельством является обеспечение права родителей на религиозное воспитание своих детей в соответствии со своими убеждениями. Это право заложено как в международных соглашениях, к которым присоединил­ся СССР, так и в нормах действующего российского законода­тельства. В частности, согласно п. 2 ст. 4 Закона «О свободе .совести», государство не вмешивается в воспитание детей ро­дителями (лицами, их заменяющими) в соответствии со свои­ми убеждениями. Также в силу п. 5 ст. 3 того же закона запрещается вовлечение малолетних в религиозное объедине­ние и обучение их религии без согласия их родителей (лиц, их заменяющих). К сожалению, на сегодняшний' день меха­низм реализации заложенных в нормативных актах правомо­чий родителей не разработан.

К. Чернега, кандидат юридических наук

Православная педагогика как система____________________21

Наши рекомендации