Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения.Закономерности и принципы обучения
Обучение включает в себя два взаимосвязанных процесса:
- преподавание - передача знаний, умений, опыта
- учение - освоение знаний, умений,опыта
Обучение – двусторонний процесс. Обучение = преподавание + учение.
Преподавание – это упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач, обеспечению информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний).
Учение – это система познавательных действий учащихся, направленных на решение задач обучения.
В процессе обучения происходит дидактическое взаимодействие: с одной стороны, педагог активно сообщает знания, развивает мотивы учения, организует специальную познавательную деятельность учащихся; с другой – возникает активная деятельность самих учащихся по усвоению знаний, умений и навыков.
Процесс обучения носит личностный характер. Это выражается в:
– учете индивидуальных особенностей учащихся;
– ориентации на актуальные образовательные потребности учащихся;
– создании оптимальных условий для раскрытия и развития способностей учащихся.
Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
Закономерности процесса обучения сформировались в результате длительных наблюдений. Поиск путей повышения эффективности обучения привел к необходимости выявления объективно существующих, повторяющихся, существенных связей явлений, имеющих место в процессе специально организованной, целенаправленной познавательной деятельности.
Дидактические закономерности:
- Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения;
- Продуктивность усвоения заданного объема знаний обратно пропорциональна количеству изучаемого материала.
- Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения учащимися.
- Результаты обучения зависят от способов включения учащихся в деятельность.
- Результаты обучения зависят от применяемых учителем методов.
- Результаты обучения зависят от применяемых учителем средств.
- Результаты обучения зависят от деления материала на части, подлежащие усвоению.
- Результаты обучения зависят от мастерства преподавателя.
- Продуктивность усвоения в 6-7 раз выше, если учащиеся включены в практическую деятельность.
Познавательные закономерности:
-Результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться.
-Продуктивность усвоения прямо пропорциональна объему учебной деятельности учащихся.
-Продуктивность усвоения знаний прямо пропорциональна объему практического применения знаний.
-Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности (И.Я.Лернер).
-Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый объект в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта.
-Результаты обучения зависят от регулярности выполнения учащимися домашних заданий.
-Продуктивность усвоения знаний находится в пропорциональной зависимости от потребности учиться.
-Продуктивность усвоения зависит от уровня проблемности обучения.
Среди психологических закономерностей следует выделить следующую закономерность:
- Продуктивность обучения прямо пропорциональна активности мыслительной деятельности обучаемых.
Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.
Личностный характер обучения состоит в том, что… 1) в процессе обучения происходит формирование личности; 2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя.
Принципы обучения (дидактические принципы) – это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Принципы обучения: научность, наглядность, доступность, сознательность и активность, систематичность и последовательность, прочность усвоения, воспитывающего обучения, личностный подход, связь теории с практикой.
Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.
Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл.
Принцип доступности требует, чтобы материал, его объем, методы изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развития.
Принцип сознательности и активности требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе.
Принцип прочности усвоения предполагает стойкое закрепление знаний в памяти учащихся.
Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни.
Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания.
Принцип личностного подхода требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальным особенностям обучаемых.