Тема 7. Теоретические основы профессионального обучения
Цели и задачи профессионального обучения.
Цели профессионального обучения должны быть: конкретными и специфическими; ориентирующими на получение практических навыков; поддающимися оценке (измеримыми).При определении целей необходимо помнить о принципиальном различии между профессиональным обучением и образованием: первое формирует конкретные навыки и умения, необходимые данной организации, второе направлено на общее развитие обучающегося в определенной сфере знаний.
Главной задачей педагогики является задача осуществления закономерностей в областях воспитания, управления образовательными и воспитательными системами образования. Научные задачи направлены на теоретические исследования в области педагогической науки, а практические осуществляют образование и воспитание учащихся в процессе обучения и воспитания. Еще одной задачей педагогической науки является задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. Еще одной важной задачей педагогических наук является прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее
Таксономия целей.
Это система, содержащая упорядоченную иерархическую классификацию целей, используемая при планировании обучения и оценки его результатов, являющаяся надежным инструментом при проверке новых курсов. Таксономия охватывает основные области деятельности: когнитивную (познавательную) и аффективную и, соответственно, их цели, а также психомоторную область. Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их: знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.); понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция); - применение; - анализ (взаимосвязей, принципов построения); синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений), оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).
Принципы в профессиональном обучении обучения: непрерывность профессионального образования, вариативности и модульности, принцип профессиональной направленности, принцип политехнизма, принцип межпредметных связей, социального партнерства, интегративного характера обучения.
Принципы обучения — это те условия, на базе которых строится обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика. Принцип вариативности в исследовании профессиологических явлений реализуется через изменение их целей и путей достижения. Принцип непрерывности и многоуровневости требует создания таких профессио‐логических проектов и моделей, которые бы обеспечивали возможность получения разноуровневого педагогического образования в рамках одного учебного заведения или комплекса учебных заведений.Принцип политехнизма- предусматривает овладение системой знаний о научных основах современного производства. На базе этих знаний формируются общепрофессиональные политехнические и специальные знания. Принцип модульности - состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Принцип межпредметных связей как самостоятельный принцип определяют целевую направленность всех компонентов процесса обучения на решение задач формирования системы знаний о природе, обществе и труде, мировоззрения. Принцип интеграции направлен на разрешение противоречия между прерывным, дискретным характером изучения учебного материала и необходимостью формирования целостных, интегративных, системных научных знаний, практических способов действий, профессионально значимых личностных качеств, как конечного результата профессиональной подготовки молодежи.
Содержание профессионального обучения. Федеральный образовательный стандарт как источник формирования содержания образования.
Содержание профессионального образования определяют профессиональные образовательные программы. Они направлены на решение задач последовательного повышения образовательного и профессионального уровня специалистов.
Государственный стандарт профессионального образования служит примером сквозного, комплексного решения, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие профессионального образования в России. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Педагогический процесс как целостная динамическая система.
Педагогический процесс – эта сама деятельность учащихся и педагогов. Действия и операции, выполняемые в ходе педагогического процесса, определяют режим функционирования педагогического процесса, т.е. алгоритм функционирования. Процесс управления воспитанием заключается в слежении за течением педагогического процесса в соответствии с принятыми критериями качества: это сбор и обработка необходимой информации, принятие решений и выдача соответствующей командной информации, изменяющей алгоритм функционирования. Управление - это также определенная деятельность, которая может быть описана в виде алгоритма управления.
Модели педагогического процесса как целостной динамической системы.
Педагогический процесс является динамической педагогической системой, системообразующим элементом которой выступает цель, обеспечивающая субординацию элементов системы по вертикали. Эта деятельность осуществляется с помощью методов, средств и организационных форм. Данная модель функционирует так. Результаты педагогического процесса анализируется его субъектами и сверяются с поставленной целью. При необходимости вносятся соответствующие коррективы и педагогическое взаимодействие продолжается. Таким образом, педагогический процесс является самонастраивающейся системой. Относительно стабильными элементами этой системы являются цель, деятельность субъектов и содержание образования. Наиболее подвижными элементами являются методы, средства и организационные формы, с помощью которых в основном осуществляется управление педагогическим процессом.
Логика и условия построения целостного педагогического процесса.
Традиционное понимание единства обучения и воспитания - это не что иное, как единство преподавания и воспитательной работы, которое и представляет собой целостную педагогическую деятельность. Целостная деятельность школьника, организуемая педагогом или им самим, - это единство учения и других видов деятельности. Реализация в единстве всех компонентов содержания образования, а они отражают образовательные, развивающие и воспитательные задачи, при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности воспитанника, и есть сущностная характеристика педагогического процесса как целостного явления. Целостность процесса конструирования педагогического процесса педагогом обеспечивается при условии комплексного планирования образовательных, развивающих и воспитательных задач на основе анализа педагогической ситуации, прогнозирования развития коллектива и отдельных воспитанников, что в конечном итоге материализуется в планах работы.
Педагогическая задача и педагогическая ситуация.
Под педагогической задачей понимается цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения. Педагогическая задача - это система особого рода, представляющая собой основную единицу педагогического процесса.
Составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном месте. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения лекций, практических занятий, лабораторных работ и т.д. и, как правило, разрешаются здесь же.
Виды и модели педагогических ситуаций.
В процессе педагогической деятельности можно выделить два основных типа ситуаций, требующих разрешения:
1)Типичная – это часто повторяющаяся при одних и тех же обстоятельствах ситуация. Она имеет сходные источники и причины. Например: опоздание и пропуски занятий учащимися, невыполнение домашних заданий и т. д.
2)Нетипичная – ситуация, нехарактерная для данного учащегося или группы.
Педагогическое взаимодействие в решении педагогических задач.
В не зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления. В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Эти частные задачи и есть этапы решения педагогической задачи в целом. Таких этапов четыре:1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; 2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия); 3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике; 4) анализ результатов решения педагогической задачи.
Виды педагогических взаимодействий в обучении.
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям. Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.