Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Учебно-методический коМплекс

«ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ»

Ковров

2008

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ковровская государственная технологическая академия»

      «Утверждаю» Проректор по учебной работе ______________     «____»____________200__г.

Учебно-методический коМплекс

«ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ»

для подготовки по специальности 03.03.01 «Психология»

Квалификация – Психолог

Составитель:

Асс. Вавилова Л.В.

Ковров

Учебно-методический комплекс «ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ». -Ковров, 2008. –22с.

Комплекс включает программу курса, его структуру, планы семинарских занятий, построенных на основе обязательного государственного стандарта по специальности 03.03.01 – Психология. Комплекс содержит научную литературу к каждому из семинарских занятий, а также контрольные вопросы к зачету.

Основная цель учебного комплекса состоит в том, чтобы помочь студентам в лучшей организации учебной и самостоятельной работы, способствовать систематическому усвоению психологических знаний.

Составитель: ассистент кафедры общей психологии и акмеологии Вавилова Л.В.

Рецензент:

© Кафедра общей психологии и акмеологии

Ковров

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Современная психология профессий является весьма разветвленной прикладной областью психологического знания, в которой осуществляется разработка и исследование проблем: психологического профессиоведения; аттестации персонала; профессиональное развитие человека,; психологии профессионального самоопределения; общих и специальных способностей; профессионально-важных качеств личности,; психология профессиональной работоспособности; психологических аспектов профессиональной диагностики, коррекции и консультирования; профессиональных конфликтов; психологического сопровождения профессионального становления личности.

Психология профессий как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия - одна из центральных дисциплин в системе подготовки психологов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения, так и на формирование научно-исследовательской деятельности по психологии профессий.

Цель курса - помочь студентам в усвоении аналитического подхода к современным проблемам психологии профессий и формировании личности в процессе профессионального становления.

Содержание учебного пособия «Психология профессий» отражает в основном достижения отечественной психологии и результаты исследований автора, а также опыт преподавания такого курса в вузе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студенты, изучившие дисциплину, должны

знать:

- методы работы профпсихолога;

- этапы профессионального становления личности;

- особенности профессиональных деструкций;

- основные профессиональные кризисы и методы их преодоления;

- этапы и особенности составления профессиограмм;

- особености становления профессионального самоопределения личности;

- особенности психологического профессионального консультирования.

уметь:

- Составлять профессиограммы и психограммы;

- Изучать и оценивать функциональные состояния работников;

- Консультировать работников, оказывать психологическое сопровождение

владеть навыками:

- Практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;

- Применения методов психологии профессий в интересах изучения личности и деятельности работника.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов семестр
Общая трудоемкость    
Аудиторные занятия  
Лекции  
Практические занятия (семинары)  
Самостоятельная работа  
Курсовые работы, рефераты    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)   экзамен

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

По курсу «ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ»

№ п/п Тематическое содержание занятий Формы учебной деятельности и количество часов
Лекции Практические . занятия срс
1. Методологические основы психологии профессий. -
2. Теоретические основы профессионального становления личности. -
3. Методы исследования психологии профессий.
4. Профессиональное самоопределение личности.
5. Основы дифференциальной психологии профессий.  
6. Психологические аспекты аттестации персонала.
7. Кризисы профессионального становления личности.
8. Профессиональные деструкции личности. -
9. Психологическое сопровождения профессионального становления личности.
10. Психологическое профессиональное консультирование.
  Итого

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ.

Становление психологии профессий. Предмет, задачи и методы профпсихологии. Основные концептуальные положения.

Технологии реализации практической направленности психологии профессий. Прикладные аспекты профпсихологии.

Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Методологические основы. Историческая обусловленность профессионального становления. Детерминация профессионального становления личности. Взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека. Стадии профессионального становления. Профессионально обусловленная структура деятельности: концептуальная модель. Профессионально обусловленная структура личности. Профессиональные деформации личности

Наши рекомендации