Выводы по результатам констатирующего эксперимента
· Анализ традиционной практики работы детского сада свидетельствует, что она не обеспечивает высокого уровня развития мелкой моторики у всех детей старшего дошкольного возраста. При этом мелкая моторика у мальчиков развита хуже, чем у девочек.
· Рассматривая подготовку детей к школе как центральную задачу работы со старшими дошкольниками, воспитатели явно недооценивают значимость развития мелкой моторики, подготовку руки к письму как компонент специальной готовности к школьному обучению. Работа с детьми не выстраивается в «зоне ближайшего развития», так как не основана на педагогической диагностике.
· Предлагаемые детям задания не учитывают их половозрастные особенности и интересы, реальный уровень развития мелкой моторики.
· Предметно-развивающая среда в группе детского сада также незначительно ориентирована на своеобразие интересов мальчиков и девочек, что не позволяет в полной мере использовать потенциал разных видов детской деятельности для развития мелкой моторики.
Заключение
1.Анализ психолого–педагогической литературы показывает важность развития мелкой моторики рук в формировании предпосылок к систематическому обучению в школе, для овладения, в частности, навыками письма. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, развитие тонких координированных движений руки, а не обучение письму, что является задачей начальной школы.
2.Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем; под контролем зрительной системы мелкая моторика позволяет человеку выполнять точные движений кистями и пальцами рук. Анализ исследований по анатомии и возрастной психофизиологии свидетельствует, что мелкая моторика активно развивается у ребенка, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики, однако у детей старшего дошкольного возраст наблюдается несовершенство координаций движений и незавершённость процесса окостенения запястий и фаланг пальцев.
3. В современной науке возраст и половая принадлежность рассматриваются как важнейшие индивидные особенности человека. Процесс поло-ролевой социализации интенсивно протекает в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте ярко проявляются психологические особенности девочек и мальчиков: начинают формироваться свойственные полу интересы и склонности, происходит начальное усвоение типичных для пола моделей поведения. В исследованиях Л.В.Коломийченко, О.В. Прозументик, Т.П. Хризман показано, что мелкая моторика более развита у девочек, чем у мальчиков 5-6 лет. Данное обстоятельство требует учета в процессе развития мелкой моторики детей в практике детского сада.
4. Теоретический анализ позволяет предположить, что эффективное развитие мелкой моторики как условие формирования специальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе может быть обеспечено, если:
• воспитатель широко использует систему игровых упражнений, ориентированных на половозрастные особенности и интересы мальчиков 5-6 лет;
• планирование работы с детьми базируется на педагогической диагностике;
• предметно-развивающая среда в группе детского сада позволяет ребёнку включаться в разнообразные виды деятельности, обеспечивающие развитие мелкой моторики в соответствии с зоной «ближайшего развития».
5. Анализ традиционной практики работы детского сада свидетельствует, что она не обеспечивает высокого уровня развития мелкой моторики у всех детей старшего дошкольного возраста. При этом мелкая моторика у мальчиков развита хуже, чем у девочек.
6.Рассматривая подготовку детей к школе как центральную задачу работы со старшими дошкольниками, воспитатели явно недооценивают значимость развития мелкой моторики, подготовку руки к письму как компонент специальной готовности к школьному обучению. Работа с детьми не выстраивается в «зоне ближайшего развития», так как не основана на педагогической диагностике.
7.Предлагаемые детям задания не учитывают их половозрастные особенности и интересы, реальный уровень развития мелкой моторики.
8.Предметно-развивающая среда в группе детского сада также незначительно ориентирована на своеобразие интересов мальчиков и девочек, что не позволяет в полной мере использовать потенциал разных видов детской деятельности для развития мелкой моторики.
Полученный в ходе исследования материал позволяет сделать вывод, что воспитатели детского сада не уделяют должного внимания гендерному подходу в развитии мелкой моторики, поэтому мелкая моторика более развита у девочек , чем у мальчиков 5-6 лет. Разработке специальных методик для развития мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и внимания у мальчиков как условие формирования специальной готовности к школе будет посвящён следующий этап нашей опытно- экспериментальной работы.
Библиография
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л., 1929.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная
физиология: физиология развития ребенка. - М.: Академия, 2007.
3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966
4. Воскресенская А.И.. Грамота в детском саду. М. - 1965.
5. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи - учителям воспитателям, родителям, школьным психологам. - Спб: Тускарора, 2000
6. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2003.
7. Кайл Р. Тайны психики ребенка. 3-е междунар. изд. - СПб. Прайм-Еврознак ; М.: Олма-Пресс, 2002.
8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973
9. Коломийченко, Л. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. – 2006.
10. Николаева Е.И. Психофизиология. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2003.
11. Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка.— Л., 1962
12. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978.
13. Чуйкова Ж.В. Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку: Учебно-методическое пособие к курсу по выбору. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007.
14. Шемякин Н.Ф. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. М.,1959.
15. Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер «Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста.» М., 1988
Приложение 1
Таблица1
Результаты теста на определение ведущей руки у мальчиков.
Задания | ||||||||||||||||
Имена детей | ||||||||||||||||
Фёдор Б. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Л | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Отк. |
Лёша Г. | Пр | Пр | Пр | Пр | Л | Пр | Л | Л | Л | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Стас Е. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Георгий К. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Л | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Ваня Л. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Л | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Кирилл Л. | Пр | Пр | Пр | Пр | Л | Пр | Пр | Л | Л | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Макар М. | Пр | Пр | Пр | Пр | Л | Пр | Л | Пр | Л | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Кирилл П. | Пр | Пр | Пр | Пр | Л | Пр | Отк. | Пр | Л | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Андрей Ф. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Самир Х. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Л | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Условные обозначения:
Пр. – ведущая рука правая
Л. – ведущая рука левая
Приложение 2
Таблица 2
Результаты теста на определение ведущей руки у девочек
Задания | ||||||||||||||||
Имена детей | ||||||||||||||||
.Аделина А. | Пр | Пр | Л. | Пр | Пр | Пр | Л. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Даша Б. | Пр | Пр | Пр | Пр | Л. | Пр | Л. | Пр | Л. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Вика Б. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Л. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Алиса Г. | Пр | Пр | Л. | Пр | Л. | Пр | Пр | Пр | Л. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Настя Г. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Оля К. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Лиза М. | Пр | Пр | Л. | Пр | Л. | Пр | Л. | Пр | Л. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Катя Н. | Пр | Пр | Пр. | Пр | Пр. | Пр | Пр. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Даша С. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Л. | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр | Пр |
Ангелина Х. | Л | Л | Л | Л. | Л. | Л. | Пр | Л. | Л. | Л. | Л. | Л. | Пр. | Л. | Л. | Л. |
Условные обозначения:
Пр. – ведущая рука правая
Л. – ведущая рука левая
Приложение 3
Диаграмма 1
Приоритеты воспитателей в формировании готовности детей к школе.
Библиография
1. Шемякин Н.Ф. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. М.,1959. Т. 1.С.140-192.
2. Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка.—Л., 1962)
3. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 384с.
4. Кайл Р. Тайны психики ребенка. 3-е междунар. изд. - СПб. Прайм-Еврознак,- с.107-108 ; М.: Олма-Пресс, 2002. – 413
5. Безруких М.М. и др. - Возрастная физиология: физиология развития ребенка: 6.учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А.Фарбер. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия, 2007».
7. Чуйкова Ж.В. Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку: Учебно-методическое пособие к курсу по выбору. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007.
8. . А.И. Воскресенская. Грамота в детском саду. М. - 1965.