Цели, задачи констатирующего эксперимента

Опытно-экспериментальная работа по проблеме формирование представлений о животных Республики Коми у детей средней группы была проведена муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 107 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар.

Данное исследование проводилось с

Для работы были привлечены 15 детей среднего дошкольного возраста:

1. Илья К

2. Антон П

3. Марина Х

4. Наташа Е

5. Света П

6. Настя К

7. Карина С

8. Олег Г

9. Саша К

10. Никита М

11. Рома Р

12. Петя Ф

13. Вова С

14. Полина М

15. Ростик С

Цель констатирующего эксперимента: изучить особенности представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявить начальный уровень представлений о животных нашего края у детей среднего дошкольного возраста.

2. Выявить особенности умений детей среднего дошкольного возраста ориентироваться в животном мире: определять особенности внешнего вида по описанию, повадки, питания и образ жизни в зависимости от среды обитания.

3. Проанализировать эколого-развивающую среду и план воспитательно - образовательной работы по проблеме формирования представлений о животных у средних дошкольников.

К каждой задаче был подобран метод исследования.

Для решения первой задачи по выявлению начального уровня представлений о животных, мы провели беседу с показом иллюстраций. Беседа была построена по следующим вопросам разработанным Карпушовой В.Н к регионально - национально программе «Парма»:

1. Назови животных, живущих в нашей республике (по картинкам).

2. Как называют детёнышей у этих животных? (по картинкам)

3. Какие части тела есть у этих животных?

4. Какие птицы осенью улетают в теплые края? Почему?

5. Как передвигаются животные? (заяц, медведь, птицы, белка)

6. Какие птицы постоянно живут с нами? Найди их на картинках.

7. Чем покрыто тело у животного?

8. Чем питаются животные?

9. Где находят пищу животные, птицы?

10. Какие звери на зиму впадают в спячку? Почему?

11. Почему у некоторых животных хвост короткий (медведь), а у некоторых длинный (лисы)?

12. Почему оленя называют северным? Где он живет? Чем он питается?

13. Как защищаются от опасности разные звери в лесу?

При выявлении представлений детей мы ориентировались на критерии оценки:

1. Полнота (объем знаний) – многообразие объектов и сторон познавательного объекта.

2. Системность знаний – познание совокупности объективных существенных связей, целостное рассмотрение объектов, воспроизводящие содержание и структуру понятий о них.

Ответы оценивались по трехбалльной системе в соответствии с критериями.

Уровневые показатели разработаны на основе содержания по программе «Детство»:

Низкий уровень (1-1,6): Представления детей неустойчивы, показывает от 1 до 2-3 объектов с помощью воспитателя, в ответах проявляет неуверенность. Не ориентируется в существенных и несущественных признаках живого, не может выявлять причинно-следственные связи.

Средний уровень (1,7 – 2,3): С помощью воспитателя может назвать от 3 до 4-5-6 живых объектов, группировать их, выявлять некоторые связи и зависимости. Но ответы не содержат уверенности, ребенок часто путается, ответы часто поверхностны и не конкретны. Допускает ошибки при выявлении существенных признаках живого организма, особенности жизнедеятельности.

Высокий уровень (2,4 – 3): Может самостоятельно называть и выбирать от 5-6 до 7-8-10 объектов живой природы. Хорошо ориентируется и знает существенные признаки живого и относит растения и животных к живому, выделяет связи и зависимости в живой природе. Свободно группирует, классифицирует, обобщает живые объекты.

Таким образом, данная серия эксперимента позволила изучить первоначальный уровень сформированности представлений о животных.

Вторая серия эксперимента была направлена на выявление умений детей применять знания в практических видах деятельности, связанных с животными, а именно в дидактических играх при решении правил игр.

Дидактическая игра «Кто, где живет» - дети определяют экосистемы, в которых живут насекомые, птицы, рыбы, лесные звери.

Дидактическая игра «Живое-неживое». Дети должны выбрать живые объекты и объяснить, почему их относят к живому. Пример: птица летает – и самолет летает; катер плавает – и рыба (утка) плавает; олень бежит – машина едет и т.д.

Дидактическая игра «Зоологическое лото». Дети должны подобрать карточки с животными разных экологических групп по месту и среде обитания (север-юг, тундра, тайга, вода, воздух, земля).

Отгадывание загадок направлено на определение умений описывать животных по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая

Самая болтливая. (Сорока)

В сосне – дупло,

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле. (Белка)

Летом шубку серую,

А зимою - белую.

Носит попрыгайчик

Боязливый ……….. (Зайчик)

Как зверь опасный,

Ходит в шубе красной.

Снег разгребает,

Мышей хватает. (Лиса)

Оценивали по следующим критериям:

1. Умение решать загадки, выполнять правила игры, через которые определяются знания о животном мире.

2. Умение применять знания о животных в игровой деятельности и при отгадывании загадок.

В соответствии с критериями определили уровни развития умений детей.

Низкий уровень. Качество умений ориентироваться в животном мире через практическую деятельность – игру низкое. Ребенок не может самостоятельно выполнять правила игры, так как слабо знает их и плохо ориентируется в месте обитания животных. Эмоции проявляются слабо, интерес слабо выражен или отсутствует.

Средний уровень. Качество умений ориентироваться в животном мире определяется, но нужна помощь воспитателя при выполнении правил игры. Может применять знания о животных в игровой деятельности, но часто ошибается, поэтому играет под руководством взрослого. Интерес к живому неустойчив, ситуативен – интересуют лишь знакомые животные.

Высокий уровень. 1) Свободно и самостоятельно ориентируется в животном мире, определяет среду их обитания, выделяет живое от неживого. Ориентируется в животных по внешнему виду, знает об особенностях добычи пищи, повадках. 2) Самостоятельно выполняет правила игры и может руководить игрой без присутствия взрослого, организует самостоятельно детей на игры. В игровой ситуации легко решает игровые задачи и выполняет правила игры.

Таким образом, данная серия позволила выявить умения детей применять знания в практических видах деятельности, связанных с животными.

Наши рекомендации