Глава вторая. Опытно-практическая работа по воспитанию отзывчивости старших дошкольников в театрализованных играх
Определение уровня сформированности отзывчивости у старших дошкольников
В опытной работе принимали участие дошкольники подготовительной к школе группы ГБОУ детского сада № 1538.
Имя дошкольника | Возраст | |
Камила | 6лет 10мес | |
Даниил | 6лет 4мес | |
Ангелина | 6лет 3мес | |
Рома | 6лет 3мес | |
Ева | 6лет 5мес | |
Матвей | 6лет 9мес | |
Максим | 6лет 11мес | |
Алина | 6 лет 8 мес |
Цель первого этапа опытно-практической работы - определение исходного уровня сформированности отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации первого этапа работы была проведена беседа по карточкам (В.В. Бойко), а также разыгрывание отрывка из художественного произведения.
Карточки были предложены в следующем порядке: 1) изображение мальчик обижает девочку 2) изображение эмоций: радость, страх, удивление, грусть, гнев.
Дошкольникам предлагались вопросы:
1. «Что вы видите на картинках?
2. Что делает изображенный человек?
3. Что он чувствует?
4. Как вы об этом догадались?
Критерии оценки уровня развития отзывчивости:
Достаточный уровень - сопереживание проявляется ярко, умеет выразить свои эмпатийные проявления через мимику и жесты.
Допустимый уровень - сопереживание проявляется, но не всегда, понимает, но не умеет выразить и передать через мимику и жесты.
Недостаточный - сопереживание скрыто или не проявляется, не умеет выразить и передать через мимику жесты.
Несмотря на условность изображения, дети в целом правильно поняли и смогли выполнить это задание. Дети остановили свой выбор на картинках, где было изображено только мимическое выражение печали, плача, говорили о том, что девочка плачет, ее обидели. Эмоциональное состояние грусти, печали вызвало у детей наибольший отклик. Возможно, выбор карточек с данными эмоциональными состояниями связан с изобразительными особенностями, где гиперболизировано состояние плачущего человека.
Проверка уровня отзывчивости в этом задании показала, что с одной стороны, дети понимают меру условности, а с другой стороны, проявляют к этому разное отношение. Разглядывая иллюстрацию, где изображено лицо человека, испытывающего ужас, страх, дети интерпретировали это по – разному:
- У него глаза закрылись, потому что песок в глаза попал. Ему плохо, наверно, больно. Его жалко. (Даниил)
-Он грустный, его кто-то обидел, его сразу становится жалко, надо его пожалеть, может он тогда перестанет грустить. (Ева)
- Он растерялся. Наверно ничего не понял. (Андрей)
- Человечек плачет, он расстроился, его никто не любит. (Ангелина)
- Наверно у него что-то отняли. Ему очень плохо. (Максим)
- Человек чувствует себя плохо, потому что подрался. (Матвей)
- А этот любуется на красоту ему хорошо. (Ева)
Но в основном дети отмечали, что человеку плохо, но не знают почему.
Для того, чтобы выяснить как в реальных взаимоотношениях проявляется отзывчивость, детям была предложена проблемная ситуация.
Дошкольникам предлагалось разыграть сценку из сказки, где главными героями должны были быть принц и принцесса, а остальные дети их слугами. Ситуация никак ни могла решиться, все хотели быть или принцем или принцессой. Воспитатель предложила вытянуть жребий.
Детям задавали следующие вопросы:
1.Как вы относитесь к ребенку, который стал принцем, принцессой.
2. Как бы вы общались с детьми после распределения ролей.
3. Будете вы участвовать в разыгрывание сценки.
4.Как бы вы поступили в этой ситуации.
Предлагаемая шкала проявления эмпатии в «проблемной ситуации»:
Достаточный уровень: ребенок понимает сложившуюся ситуацию, спокойно уступая «главную» роль, принимая на себя второстепенную.
Допустимый уровень: ребенок понимает сложившуюся ситуацию выбора, уступает роль, при этом, не указывая, что очень хочет взять на себя «главную» роль.
Недостаточный - равнодушие к создавшейся ситуации или проявление зависти, явного недовольства, злости.
В разрешении проблемной ситуации проявились такие эмпатийные качества детей как: взаимопонимание, отзывчивость, соучастие, а также некоторые дошкольники продемонстрировали: недопонимание, злость, обиду, зависть по отношению к другим.
- Я люблю выступать, и хотелось очень быть принцессой. (Ангелина)
- Андрей пусть будет принцем, я с ним дружу, а слугой буду я. (Максим)
- Хочу быть принцессой, но не обижусь, если будет другая девочка. (Ева)
- Мне все равно кого я буду играть в сценке. (Даниил)
- Не буду участвовать в этой сценке. (Рома)
- Немножко завидую принцессе. (Камила)
- Не буду драться, это же игра. (Матвей)
- Очень рассердилась, что я не принцесса. (Алина)
Таблица 1
Сформированность отзывчивости у старших дошкольников
№ | Имена детей | Достаточный | Допустимый | Недостаточный |
1. | Камила | + | ||
2. | Даниил | + | ||
3. | Ангелина | + | ||
4. | Рома | + | ||
5. | Ева | + | ||
6. | Матвей | + | ||
7. | Максим | + | ||
8. | Алина | + |
Таким образом, можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста в основном распознают эмоциональные состояния на картинке. Четко определяют радость, грусть, гнев. Тяжелее детям угадать такие эмоциональные состояния как удивление, страх. Если многие дети правильно определяли эмоциональные состояния на картинке, то при ответе на такие вопросы как «Что он чувствует? Как ты об этом догадался?» многие дети, среди которых Рома, Алина, Матвей, Камила, достаточно равнодушно отнеслись к карточке где «мальчик обижает девочку», в разговоре не чувствовалось проявления сочувствия, сопереживания с их стороны по отношению к девочке. Даниил, Ева, Максим – пожалели «девочку», осудили поступок «мальчика». Даже при определении таких состояний как грусть, Ева и Даниил проявили отзывчивость на эмоциональное проявление, изображенное на карточке. При распределении ролей дети сразу проявили свое отношение. Даниил, Ева, Максим положительно восприняли информацию, что им не досталась главная роль, при этом в из ответах чувствовалось проявление уважения, соучастия, отзывчивости к другим детям. Остальные дети не смогли порадоваться за детей, которым достались главные роли.