Социально-педагогические технологии

Понятие «социально-педагогические технологии» в отечественной научной литературе появилось в 90-е годы, в след, за введением в России института социальных педагогов и рассматривается с двух позиций:

а) как учение о совокупности методов и методик наиболее оптимального достижения педагогической цели – исследовательский (теоретический) подход;

б) как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации (оптимальная логика социально-педагогической деятельности) – практико-ориентированный подход (Л. В. Мардахаев).

На проблему технологизации социально-педагогической деятельности у специалистов не сложилось единого мнения. Так, одна группа специалистов (М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев и др.) считает, что в каждой конкретной ситуации социальный педагог должен уяснить:

- социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует добиваться);

- условия ее реализации;

- особенности и возможности субъектов социально-педагогического процесса;

- особенности места реализации деятельности;

- возможные формы реализации;

- временные возможности для реализации цели.

И уже на этой основе подбираются та или иная технология, либо моделируется новая, специальная для конкретного случая.

Вместе с тем совершенно очевидно, что невозможно технологизировать многие направления социально-педагогической деятельности. С точки зрения Л. Е. Никитиной, в отношении профессиональной деятельности социального педагога можно говорить лишь о комплексе используемых методов и приемов, в совокупном профессиональном опыте. Достаточно часто социальный педагог действует спонтанно, интуитивно, ибо он имеет дело с неповторимой индивидуальной ребенка. Хотя даже действуя спонтанно, социальный педагог ориентируется на типовые технологии общения, преодоления конфликтов и т. п.

Иногда в социально-педагогической деятельности нет возможности четко определить цель деятельности, в процессе работы она уточняется, порой при этом кардинально меняется предварительный замысел, что недопустимо в рамках технологического подхода. Кроме того, особенностью технологии является ее универсальность, ее реализация существенно не меняется под влиянием личности специалиста. В деятельности социального педагога именно его личные качества играют определяющую роль в решении профессиональных задач. Более того, развитие человека (группы) происходит под влиянием как известных, регулируемых условий и факторов, так и стихийных. В этой связи, использование технологий длительного действия становиться нецелесообразным, необходимы комбинации технологий и методик. Скорее всего, как показывает анализ социально-педагогической реальности, социальный педагог находиться в процессе постоянного приспособления типовых алгоритмов деятельности к конкретной ситуации, с учетом индивидуальности участников социально-педагогического процесса.

Основу технологии составляет алгоритм действий (операций).

Операция – простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые осознаваемые цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.

Именно алгоритм обеспечивает повторяемость технологии, хотя в социальных технологиях он не столь жестко задан как в производственных, отдельные его этапы могут повторяться, взаимозаменяться или опускаться. В современной социальной педагогике предпринимаются попытки определения типового алгоритма деятельности социального педагога, его обобщенный вариант, по мнению М. В. Шакуровой, может быть следующим:

Диагностический этап.

А. Анализ исходной ситуации:

- определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;

- определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;

- выявление причин, ее породивших;

- постановка проблемы;

- определение степени актуальности данной проблемы для ребенка;

- определение готовности или не готовности ребенка к решению проблемы.

Б. Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование).

В. Определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать. Планирование деятельности.

Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причины или создание условий для актуализации проблемы для ребенка.

Совместное проектирование решения трудной жизненной ситуации.

Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).

Помощь ребенку в определении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.

Анализ результатов выхода из проблемы.

Оценка собственной деятельности.

Формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем.

Наши рекомендации