Примерная схема характеристики личности учащегося
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ
Фамилия, имя, отчество.
Дата рождения.
Общее физическое развитие.
Состояние здоровья.
Состав и особенности семьи.
II. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
1. Развитие самосознания:
- уровень притязаний и самооценки;
- развитие самоконтроля;
- осознание нравственных норм;
2. Нравственные черты личности (честность, порядочность, инициативность, равнодушие, недобросовестность и т.п.).
3. Интересы и склонности (технические, организаторские, художественные, артистические, литературные, музыкальные, спортивные и т.п.).
Посещение кружков и секций.
4. Особенности поведения
- положительные поступки учащегося, как часто они совершаются;
- отрицательные поступки (проступки), их проявление, (эпизодически, систематически), их характер: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований и поручений, не работает в классе на уроках;
- отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает.
5. Волевые черты личности (настойчивость, самостоятельность, упрям, легко внушаем). Уровень сформированности волевых качеств личности.
6. Особенности развития эмоций и чувств (преобладание радостного, веселого, грустного, подавленного и т.п. настроения или доброжелательности, грубости, жестокости и т.п.).
7. Проявление темперамента и характера (чуткость, зазнайство, эгоизм и т.п.).
III. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ: Восприятие, Внимание, Память, Мышление, Воображение, Речь.
IV. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Успеваемость учащегося.
2. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное,
отрицательное.
3. Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания и др.
V. ПОЛОЖЕНИЕ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ОТНОШЕНИЕ К КОЛЛЕКТИВУ.
1. Позиция учащегося в коллективе: лидер, предпочитаемый, принятый, «отвергаемый» (изолированный).
2. С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния.
3. Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается и др.
4. Манера и стиль общения с окружающими:
- доминантный стиль (уверенность в себе, стремление навязать свое мнение, нелегко признает свою неправоту);
- недоминантный стиль (застенчивость, уступчивость, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
- экстраверт (постоянно направлен на общение, полон внимания к окружающим);
- интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).
VI. ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ.
1. Взаимоотношения с учителем - дружеские, доверительные, деловые и т.п. Преобладающий вид общения (познавательный, личностный).
2. Приемы (способы) воздействия на ребенка со стороны учителя и результаты этого взаимодействия.
VII. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.
1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Уровень умственного развития и нравственной воспитанности (низкий, средний, высокий).
2. Причины имеющихся недостатков (семейное воспитание; болезнь; отсутствие способностей, навыков работы и др.).
VIII. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И ЗАДАЧИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА.
Приложение 28
Примерная схема отчета студента-практиканта по учебной практике
Отчет
По _____________________ практике
(вид практики)
студента(ки)_____курса______________
(институт, факультет) (специальность)
(ФИО)
База практики______________________
Проходил(а) в сроки с _______________2003 г. по _________________2003 г.
1.Базу практики подбирал(а) сам(а) или руководитель практики по специальности________
да, нет
2.Присутствовал(а) или нет на установочной конференции ________
да, нет
3. Рабочая программа практики выдана вам или нет _____________
да, нет
4. Методические рекомендации, указания по практике выданы Вам или нет____________ да, нет
5. С основными целями, задачами и содержанием практики ознакомлен(а)_____________
да, нет
6. Выполнение программы практики. Какие отклонения от плана имели место? Причины. Что сделано сверх плана?
7. Какую конкретную помощь (консультацию) Вы получили от группового руководителя и руководителя базы практики?
8. Общие выводы о практике. Ее значение в Вашем становлении как
специалиста________________________ 9. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики _____
Дата _________ Подпись __________
Приложение № 29
Психолого-педагогическое обоснование плана-конспекта урока
Цель задания: получить навыки анализа деятельности учащихся и учителя при подготовке урока, акцентируя внимание на психологической
стороне деятельности.
Инструкция:
1. Студент выбирает для психологического обоснования любой из уроков, который должен быть дан в период методической практики.
2. После тщательного знакомства со схемой психологического обоснования урока составляет его конспект (обычно эта работа проводится под руководством методиста). Уже при составлении конспекта урока в его содержании должны быть отражены те аспекты деятельности учителя и учащихся, которые составляют психологическую сущность урока.
3. В соответствии со схемой психологического обоснования урока проводится анализ данного конспекта.
Материал для отчета: конспект урока, психологическое обоснование разработки урока.