Тема 2. Воспитание и образование в античном мире

1. Воспитание детей и юношества в архаической Греции IX – VIII вв. до н.э.

2. Воспитание в Древней Греции в VI – IV вв. до н.э.

3. Особенности женского воспитания в Древней Греции.

4. Воспитание и образование в Древнем Риме.

Литература.

1. Г.Е.Жураковский. очерки по истории античной педагогики. – М., 1963.

2. Л.Н.Модзалевский. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. Ч.1. – С. – П., 2000.

1. Воспитание и обучение юношества в эту эпоху получило отражение в гомеровских поэмах «Илиаде» и «Одиссее». Школьных форм обучения гомеровская Греция еще не знала, но внимание к воспитанию детей было высоким. Сложился образ совершенного человека, личности образованной, развитой и физически, и нравственно. В воспитательной практике этим образом руководствовались как педагогической целью. Герои Гомера воспитывались домашними учителями, как правило, старшими. Таким предстает перед нами Феникс, учитель Ахилла. Он формирует свою цель так: «Да, тебя всему научу я: был бы в речах ты вития и делатель дел знаменитый».

Герои Гомера в совершенстве владеют устной яркой и образной речью, знают мифы, деяния богов и предков, историю своего народа, прекрасно поют и играют на музыкальных инструментах, читают письменные послания. Гомер характеризует идеального героя как «способного мыслить, мудрого». Грех архаической эпохи должен был быть развит физически, уметь пользоваться оружием. В этических поэмах даются в связи с этим следующие характеристики: «крепкий, выносливый», «стремительный, сильный мышцами», «способный вести бой». Художественно раскрыт Гомером и идеал нравственного воспитания: его герой «славный в потомках», «действующий как заведено по обычаю», «справедливый», «верный», «надежный». Конечная цель воспитания по Гомеру – достичь славы, превзойти в доблести своего отца: «Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя: он и отца превосходит»: – говорит Гектор о своем сыне.

Воспитателями в это время применялись способы, с одной стороны, стимулирующие положительное поведение, с другой – порицающие и пресекающие нежелательное. Подросткам внушалось быть «лучшими среди сверстников».

2) В период расцвета Эллады ведущую роль среди множества мелких государств играли Афины и Спарта. Эти два полярных города – государства дали два различных образца организации воспитания в древнегреческом мире.

В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого, смышленого в военном деле, но по сути своей невежественного человека. Еще Аристотель заметил, что основной недостаток спартанского воспитания заключался в том, что спартанцы чувствовали себя уверенно лишь в ходе военных действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором специализирующихся на военном деле людей. Напротив, в Аттике юношеству давалось широкое универсальное по тем временам образование. Афинянин Перикл в своей речи отличал: «…я утверждаю, что все наше государство – центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется, приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности…»

Рассмотрим более детально эти две противоположные системы воспитания. Воспитание в Спарте было целиком и полностью в ведении государства. Благодаря подробным описаниям его, которые приведены Плутархом, его можно восстановить достаточно целостно.

В Спарте целенаправленному воспитанию человека придавали решающую роль. Плутарх в сочинении «Изучение спартанцев» привел легенду о том, как законодатель Ликург убедил в этом народное собрание. Для этого он показал старейшинам двух собак, одна из которых охотничьей породы, была приучена к лакомой пище, а вторая, сторожевой породы, – к псовой охоте. Когда перед ними положили еду и выпустили зайца, то каждая устремилась к тому, к чему была приучена. И он сделал вывод: «Воспитание для выработки добрых качеств значит больше, чем природа».

Общественное воспитание спартанцев начиналось с первого дня жизни. По свидетельству Плутарха, новорожденных осматривали старейшины. Слабых и уродливых детей кидали в пропасть Тайгет, а здоровых и крепких передавали кормилицам, которые прекрасно знали свое дело. Спартанские кормилицы ценились как профессиональные воспитательницы во всей Греции. Малышей не пеленали, оставляя свободу движения телу, их приучали соблюдать меру в еде и не быть разборчивыми в пище, учили не бояться темноты, не пугаться, кормилицы умело останавливали плач и капризы детей.

С 7 лет всех мальчиков собирали вместе и делили на так называемые агелы, которые состояли из более мелких подразделений – илов. В этих подразделениях дети жили, спали и занимались вместе. Агелу возглавлял один из мальчиков, отличавшийся умом и гимнастическими умениями. Плутарх называет агелы «школами послушания», где мальчики учились искусству повелевать и подчиняться. Обычные предметы занимали у спартанцев минимум времени. Грамоту они изучали только ради потребности жизни.

С 13 лет подростки обучались и воспитывались в «школах для гимнастических упражнений», которые возглавлял специально назначенный старейшинами «педоном», у него был помощник из числа старших юношей – «Эйрен». Эти школы находились под бдительной опекой старшего поколения. В этих школах подростки упражнялись в военном искусстве, участвовали в примерных сражениях, учебных походах. С ними проводили беседы нравственного содержания с целью научить отличать хорошее от плохого. Беседы проводили в форме вопросов и ответов и должны были приучить подростков к краткости и ясности речи. Отсюда и понятие «лаконичность» (Спарта в Лаконии).

Начиная с 14 лет ежегодно мальчики подвергались общественным испытаниям. Эти состязания подразделялись на гимнастические, где юноши показывали свои успехи в физической подготовке, и мусические, где они состязались в пении и игре на флейте.

Состязания в терпении и выносливости проводились в форме сечения подростков у алтаря Артемиды Ортии. По воспоминаниям Плутарха: « Мальчиков в Спарте пороли бичом… в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои, победившего славили, и он становился знаменитым». Формированию качеств воина – победителя служило и такое государственное мероприятие, как криптия – военный поход молодежи, во время которого они наделялись правом тайного ночного убийства самых сильных и боеспособных из среды порабощенного населения – илотов.

Только после прохождения всех этапов государственного воспитания юноши становились полноправными гражданами.

В Афинах дети до 7 лет, находясь в семье, получали традиционное семейное воспитание. Оно было ориентировано на развитие тела, чувства красоты и формирование духовно-нравственного склада личности.

В 7 лет начинался этап школьного обучения. В состоятельных семьях забота о маленьких школьниках возлагалась на раба – воспитателя, педагога. Этот более или менее образованный раб сопровождал ребенка в школу и следил за ним дома, оказывал большое влияние на развитие личности.

Афинские учебные учреждения – дидаскалейоны – были частными, следовательно, платными. Существовало 2 типа начальных школ: мусические и гимнастические 9палестры). В мусической школе преподавали учитель – грамматист и учитель – кифарист. Здесь обучали чтению, письму, счету.

Обучение грамоте осуществлялось буквослагательным методом. Использовались навощенные дощечки – церы, на которых ученики стилями – заостренными палочками – наносили буквы, составляли тексты, вели записи вычислений.

Мусическое воспитание охватывало те сферы культуры, которые находились под покровительством муз. В их ведении были: поэзия, музыка, танцы, наука, творчество.

В мусических школах заучивывались отрывки из произведений Гомера, Эзопа, Эсхила, Софокла, Еврипида и т.д. Музыка, поэзия, грамматика были так тесно связаны, что преподавать их мог один учитель, параллельно обучая их игре на лире и кифаре. Игре на флейте в Афинах не обучали, т.к. считалось, что она не сочеталась с устной и письменной речью.

В палестрах (гимнастические школы) дети упражнялись в беге, борьбе, прыжках, метании диска и копья, подготавливались к участию в общественных состязаниях. От 16 до 18 лет подростки учились в государственных учреждениях – гимнасиях. В Афинах было 3 вида гимнасий – Академия, Ликей, Киносарг.

Все они располагались за чертой города, вблизи храмов, были окружены садами и являлись излюбленными местами отдыха афинян.

Гимнасий Академия располагался у священной рощи и храма легендарного аффинного героя Академа. В садах Академа стояли жертвенники музам и Прометею, согласно легенде, подарившего людям письменность. В помещении этого гимнасия Платон собирал своих учеников.

Гимнасий Ликей находился возле храма Апполона Ликейского. В этой гимнасии преподавал Аристотель.

В гимнасии Киносарг могли обучаться не только дети полноправных афиян. Рядом с этим гимнасием находилось святилище Геракла, легендарного полубога – труженика, который являлся патроном – покровителем этой школы.

С 18-летнего возраста афинские юноши состояли в эфебии – организации по подготовке юношей к законной и гражданской службе. Здесь юноши проходили двухгодичную подготовку в воинских формированиях, находясь на государственном обеспечении. После 1 года службы они приносили клятву на верность афинскому государству.

3) Женское воспитание в Спарте было тоже общественным. Чтобы сделать девочек способными и пригодными к рождению хороших детей (это было главное призвание благородных женщин). Им также предписывался гимнастический курс. Они упражнялись на особо устроенных для этого плацах. Такими упражнениями были: скакание, бег на пятках, борьба, прыжки, метание копья и диска. Они носили шерстяную легкую одежду. При упражнении гимнастике платье поднималось до бедра. Поэты в этой связи придали им этикет «бедрообнаженные». Кроме того, они учились музыке и пению, а также танцам. Девушки являлись с открытым лицом и полуобнаженными не только на гимнастической площадке, но и на публичных процессиях, на рынке, часто их сопровождали юноши.

Росли они бодрыми, сильными на солнце и чистом воздухе, живя более под открытым небом, чем под душной кровлей. Они не были мастерицами ткать, прясть, но зато хорошо умели управлять домом, сознавая себя членами государства, могли смело и свободно рассуждать с мужьями об общественной жизни. После замужества они носили просторные платья и выходили из дома только под покрывалом. Их мнения уважали, их порицания боялись, их похвалы ревностно искали мужчины. Мысль о супруге воодушевляли мужа, воспоминание о матери возбуждало сына ко всему, что было возвышенно для спартанца.

Образование женщины в Афинах было ограничено. Местопребыванием для нее служили самые отдаленные части дома. Ее общество составляли дети и рабыни. Главный предмет материнских забот – красота дочери. Чтобы не утратить стройности, девушка должна была мало есть. Стан ее шнуровался с помощью широкой ленты, волосы красились, брови сурмились. Костюм девушки составляла мантия, которая поддерживалась поясом. Голову украшали венками. Девушки были прикованы к домашнему быту. Имели слабый, бледный вид. Их призванием было прясть, ткать, шить, вязать и т.п. Кроме того, их немного учили читать, писать, петь, играть на лире. Формировались такие качества, как честность, кротость, нравственная чистота, бережливость.

В древнем Риме существовала смешанная Греко-римская культура, и образованные римляне владели, как латинским, так и греческим языками. Традиции образования у римлян уходили своими истоками в практику семейно-домашнего воспитания. Семейное устройство было типично патриархальным. По римским «Законам XXII таблиц» отец имел право лишить жизни сына–младенца, продать взрослого сына, т.е. был полновластным владыкой в семье. За воспитание детей глава семьи нес ответственность перед общиной.

Описание традиционного римского образования нашло отражение в сочинении Катона Старшего в его « Книге, посвященной сыну».

Со II века до н.э. в Риме начинает преобладать грамматический идеал воспитания, однако, со своими особенностями. На второй план уходят занятия счетом, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики фактически отсутствуют. Вместо них юношество обучают верховой езде, фехтованию и плаванью. В семьях римской знати – нобилей – господствует домашнее обучение с приглашением учителей – греков. Однако далеко не все могли себе это позволить.

Школьное образование было организовано следующим образом. Элементарное образование давалось в тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко вместе с мальчиками учились и девочки. Размещались эти школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице во дворе (отсюда и название тривиум – перекресток). Дети сидели ни полу, а учитель на стуле. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету.

Методика обучения была та же, что и в Древней Греции, а цели – более прагматичны, что превращало римские школы в типичные школы учебы. Профессия учителя элементарной школы приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась уважением. Учителя, открывая школу, сами искали учеников, сами взимали плату с родителей. Доходы учитель имел мизерные.

Грамматические школы (школа повышенного типа) первоначально открывались греческими учителями и мало отличались от школ Др.Греции. Со II века до н.э. распространяются латинские и греко-латинские грамматические школы. Обучались в них мальчики от 12 до 16 лет. Для этих школ создавались учебники, хрестоматии, содержащие отрывки из произведений Гомера, Вергилия, Цицерона и др. авторов. Учителя этих школ занимали более высокое положение. Иногда они состояли на государственной службе и получали жалование.

Для молодежи аристократического происхождения существовали риторские школы. Программа обучения включала ораторское искусство и практические упражнения по составлению речей на заданную тему. Параллельно давались знания по философии, праву, истории. Ориентировано было обучение на всестороннее умственное развитие. Учителя этих школ были людьми состоятельными и играли важную роль в политической жизни Римской империи.

Для семей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры – коллегии юношества. Впервые они были образованы императором Августом в Риме для молодежи патрицианских родов с целью формирования правящей элиты, затем они распространились по всей империи. На завершающем этапе обучения для учеников устраивали образовательные поездки в культурные центры культуры и просвещения – Афины, Александрию и т.д.

В Римской империи был установлен устойчивый школьный канон. Он называл 9 основных школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина, архитектура. Позже из школьного курса были исключены медицина и архитектура. Школьные предметы были названы «свободными искусствами» и предназначались для детей элиты. Для рабов существовали «механические искусства», готовившие их к ремесленной, производственной деятельности. На исходе римской империи утвердилось двух частное деление школьного курса: тривиум и квадривиум.

Грамматика, риторика, диалектика составляли тривиум. Арифметика, геометрия, астрономия, музыка составляли квадривиум.

Наши рекомендации