Игра, ее виды и значение. Условия эффективности ее применения в воспитании младших школьников
Педагогические условия эффективности режима дня младшего школьника
С приходом ребёнка в образовательное учреждение родители сразу сталкиваются с проблемой сохранения его здоровья и полноценного развития. Во взаимодействие с семьёй вступают не только педагоги, но и медицинские работники и другие категории работников. От слаженной работы всех структур зависит здоровье ребёнка.
Педагогическая эффективность процесса обучения во многом зависит от того, насколько формы и методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим и психофизиологическим особенностям школьников, соответствуют ли условия организации учебного процесса возможностям детей и подростков, учитываются ли психофизиологические закономерности формирования базисных школьных навыков — письма и чтения, а также основных двигательных навыков, осанки и физической работоспособности в процессе занятий.
Если дошкольник в большинстве случаев двигается достаточно, то при поступлении в школу двигательная активность детей снижается сразу же на 50%. Насыщенная учебная программа вынуждает школьника проводить многие часы за партой. И если к этому прибавить просмотр телепередач и т.д., то практически для активной мышечной деятельности ребятам не остается времени.
В связи с этим, крайне актуальным является использование в учебном процессе двигательных приемов. Причем стоит отметить, что многовариантные комплексы игровых двигательных приемов следует эффективно использовать как на уроках, переменах и во внеурочной работе в начальной школе.
Модель двигательного режима образовательного учреждения
Педагогические условия формирования адекватного и правильного отношения к охране здоровья младшего школьника:
1. наличие общих педагогических требований в системе «ученик-учитель-родитель» по организации и самоорганизации охраны здоровья;
2. практическая включенность всех участников образовательного процесса в оздоровительную деятельность;
3. личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к формированию правильного отношения к охране здоровья;
4. выбор правильной и своевременной диагностики состояния здоровья учащихся начальной школы;
5. формирование у учащихся отношения к охране здоровья по средством знаний о состоянии своего здоровья;
6. организация и соблюдение правильного режима дня;
7. своевременное и систематическое применение многовариативного комплекса игровых двигательных приемов, направленных на формирование правильной осанки, на профилактику развития сколиоза;
8. своевременное и систематическое применение модели двигательного режима.
Игра, ее виды и значение. Условия эффективности ее применения в воспитании младших школьников
Игра – естественный для ребенка вид деятельности, мотив её лежит в самой сущности.
В дошкольном возрасте, ведущей деятельностью является игра. Игры для детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлений детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д.
Принято различатьдва основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.
Подвижные игры—важнейшее средство физического воспитания детей, особенно в школьном возрасте.
Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными)занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе.
Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет конструкторские игры и игры с элементами труда.
Компьютерныеигры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций. Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. Игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений. Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры.
ВЫВОДЫ:
Опираясь на вышеуказанные факты можно сказать, что игра является важнейшим условием всестороннего развития школьников, одним из основных средств их воспитания.
Игра неразрывно связана с развитием речи детей.
Игра способствует развитию познавательных интересов.
Игра является своеобразным способом усвоения новых знаний.
Оказывает влияние на поведение ребенка.
Воспитывает такие чувства как: ответственности, добросовестности, смелости, организованности, чуткости и т.д. То есть является очень сильным средством изменения в лучшую сторону поведения.