Игра в пед.процессе: значение, виды, условия эффективности. Игры на уроке и во внеучебной деятельности

игра – метод эмоционального стимулирования. Значение – увеличивает внимание, запоминание, осмысление. Повышает эффективность достигаемых целей. Игры бывают готовые, или их можно приготовить самому. Группы игр

1короткие: а) предметные; б) настольные (познавательные) в) сюжетно-ролевые (сценки) – для развития интеллекта, решение конкретных задать (отработка навыков, усвоение правил)

Игры-оболочки – продолжительные по времени, могут занимать несколько уроков, пример –урок сказок.

Зрительные, развивающие – рассчитаны на различные промежутки времени, до нескольких лет, ориентированы на далекую цель, на формирование психических личностных качеств. Игры воспитывающего направления – особенность, серьезность и деловитость, применяются в старших классах. Сами игры зависят от возраста учеников. Игра – активная учебная деятельность.

Значение – активизация процесса обучения.

Бывают: имитационные, соревновательные, игра-конкурс, игра-путешествие.

Недостатки: большие затраты по разработке учителем, игровой азарт заслоняет познавательные цели.

Эффективна тогда, когда используется как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов (повторение, наглядный…), а не заменяет их.

Сущность обучающей игры – моделирование и имитация

Развитие интересов школьников к данному предмету, активизация, создание оптимального климата. Должны быть ограничены, т.к. игровые методы не позволяют определить уровень усвоения материала.

Игры соревновательного характера, содержать количественные критерии (кто больше, кто быстрее) и качественные (кто точнее, оригинальнее, разнообразнее)

Обучающая игра имеет 3 характеристики: цель, набор критериев для определения победителей и проигравших, правила, которые управляют действиями игроков. Обучающие цели таких игр развитие и закрепление навыков устной речи, на основе повторения, тренировки.

Деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов.

Требования к играм

-свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.

-дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой роли

- в игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе проигравших

-игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечить каждому ученику возможность проявления инициативы.

- в подростковых и особенно старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил

12. развитие самостоятельности и творческой индивидуальности уч-ся в образовательном процессе

Принцип самостоятельности учащихся в учебном процессе предполагает его организацию таким образом, чтобы учащиеся принимали непосредственное участие в целеполагании своей деятельности, а цели обучения, задаваемые извне, становились бы их собственными, личными целями. В этом случае учащиеся чувствуют себя полноправными субъектами этого процесса, свободными в творческом достижении принятых ими целей деятельности, которая приобретает характер самодеятельности, становится их собственной потребностью. Принцип самостоятельности определяет мотивационно-потребностную сферу учения.

Развитие самостоятельности учащихся в обучении постепенно становится одной из важнейших задач педагогики

Причин тому несколько, выделим три из них:

- необходимость воспитания личности, готовой к самостоятельной и ответственной взрослой жизни является требованием времени и особо подчеркивается во всех документах по модернизации образования

-все без исключения современные методы и технологии обучения предполагают активное участие обучаемых в учебном процессе и их самостоятельность в обучении (модульное обучение, метод проектов,);

1. При организации обучения, ведущего к развитию самостоятельности детей, необходимо учитывать: А. их возраст,Б. уровень их развития,В. имеющиеся у них знания и умения.

2. Самостоятельность неразрывно связана с ответственностью. Без ответственности она превращается в эгоизм. Следовательно, основой развития ответственной самостоятельности у детей, как и во взрослом мире, должны стать право и свобода:(а) выбора и б) принятия решений

3. Самостоятельность также неразрывно связана с осознанностью. Осознанность же выбора возможна только при наличии знания (информации) о ситуации, ее истоках и перспективах.

4. Ответственная и осознанная самостоятельность невозможна без анализа (себя, других, ситуации) и рефлексии.

Психологи и дидакты выделяют 4 разновидности самостоятельной д-ти(познавательной) в процессе обучения. Они отличаются спецификой целеполагание и планирования:

1. постановка целей и планирование ученик осуществляет с помощью учителя

2. только постановка целей осуществляется учителем, а планирование учеником

3. постановка целей планирование осуществляется учеником, учитель только дает задание

4. без помощь учителя ученик самостоятельно все выполняет

Необходимо давать ученикам разные типы и виды самостоятельных работ

1. решение примеров и задач по образцу

2. в необычной ситуации

3. внутри предметные и межпредметные исследования- ученик разрабатывает новые способы решения, определяет содержание и цель, план

По хар-ру задания делятся на 3 группы:

1. репродуктивный – простое воспроизведение знаний, пересказ

2. частично-поисковый - в измененных условиях

3. творческий – применение знаний в нестандартных ситуациях, описывание новых процессов, явлений, суждений: домашняя работа, работа в библиотеке, на производстве, во время экскурсии

Но учитель должен научить как готовить уроки, писать конспекты, наблюдать, вычленять главное, оформлять результаты наблюдений.

Хорошо развивает самостоятельность участие в кружках, развивает наклонности детей. Самостоятельность развивается когда на уроке разрешается спорить, предлагать свои оригинальные решения. Во время диспутов нельзя унижать школьников, иначе они надолго замолчат, научаться лицемерить.

13. индивидуальный подход к учащимся в образовательном процессе

Успешность в учении и воспитании зависит от пед.мастерства учителя. Но ученики бывают разные. Необходимо иметь индивидуальный подход, развивать сильного, помочь слабому, к каждому найти подход, чтобы приохотить к учебе и дать запас знаний и умений. Ученики отличаются способностями – это психические свойства личности, обладая которыми ч-к может успешно выполнять ту или иную деятельность (способности к музыке, живописи…) Способности запрограммированы в генах, но на их развитие влияет среда и воспитание. Необходимо учитывать природу ч-ка и согласовывать с ней выбор методов и пед.воздействия. В школе большое внимание уделяется коллективному воспитания, ориентируясь на середняка, и часто не замечают отстающих и не развивают сильных. Но нужно знать чувство меры и не перегружать учеников. ,Искусственно создать талант нельзя. Если у ребенка нет ярко выраженных способностей, нужно стараться их выявить разносторонними методами (задачи, опыты, музеи, театры, мастерские, с\хоз-во). Возможно ребенок проявит талант золотых рук. Необходимо развивать способности для поступления в институт, техникум. Это групповые способности. Способности м.б. специфические – музыка, литература, электроника… Плохо учиться могут и умные дети, причина лень, неполадки в коллективе, в семье, проблема со здоровьем. Необходимо выяснить причину. Надо учитывать темперамент ребенка, память. В каждом реб-ке от природы 4 группы задатков:

1. интеллектуальные

2. инструментальные

3. художественные

4. социальные

Эти задатки могут развиваться, а могут и нет. Это зависит от условий, в кот находится ребенок, от целенаправленного включения ребенка.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагиру­ет на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контак­тов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общест­венных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Сложным, но очень важным является изучение внутренних побу­дительных факторов поведения и развития школьников – их по­требностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отно­шению к учению, происходящим в обществе событиям и изменени­ям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями до­машней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контак­ты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогичес­ких влияний, а также динамику формирования тех или иных лич­ностных качеств.

Если слабый ученик проявляет леность и недостаточную усидчивость в учении, учитель обязан тактично усилить контроль за его работой и соответствую­щим образом ориентировать его родителей. Ученик с недостаточ­ным развитием и пробелами в знаниях нуждается не столько в кон­троле, сколько в оказании действенной индивидуальной помощи в учебе со стороны учителя. Школьникам же, которые учатся успеш­но, нужно давать больше материала для размышлений, рекомендо­вать для самостоятельного изучения дополнительную литературу с тем, чтобы и их учение проходило на высоком уровне трудности и развивались их способности.

Наши рекомендации