Венгерская фортепианная школа
История зарубежных фортепианных школ
Немецкие фортепианные школы
«Новое руководство фортепианной игры» Буккард (1906год)
Новаторство школы в том, что именно в ней впервые была использована 11-линейная нотная запись (принцип, который будет широко применяться в фортепианных школах нашей страны). В целом же школа оказалась на практике скучна, поскольку автор злоупотребил количеством представленных в ней канонов и фуг.
Школа Августа Хальма (1918 год).
Сборник характеризует несколько новаторских положений.
1.Путь обучения идёт по спирали – задания на тренировку слуха, упражнения, пьесы, теоретические понятия чередуются между собой. Автор возвращается к понятиям каждый раз на новом этапе развития, иногда даже повторяет пройденные пьесы. В школе музыкальный материал перемежается умной беседой, которую ведет с учеником Хальм. Тон беседы серьёзен и уважителен.
2.Одним из важных и исходных тезисов Хальма было воспитание самостоятельности ученика. В своих беседах он наводит ребёнка на мысли, заставляет рассуждать, думать, находить ответы.
3.Обучение нотной грамоте - начинает с двух линеек, не с пяти и не с 11ти. Сначала ребёнком усваивается сам принцип, направления движения, звуковысотности (впоследствии этот интересный принцип найдёт продолжение в школе «Путь к музыке» Л. Баренбойма). Мелодии вначале пишутся без тактовых черт.
4.Выработка ощущения живой руки – то есть думающей, слышащей. Этому способствует позиционная игра, где рука учится предвидеть дальнейший путь, игра интервалов вслепую, когда рука познаёт их. Мало упражнений на чистую технику, всё нужно играть выразительно, со смыслом – что тоже способствует воспитанию такой руки.
«Первоначальное музыкальное обучение». Фрида Лебенштейн (1927 год).
Интересная структура – две части: для ученика и для педагога. Лебенштейн впервые попыталась применить в фортепианном обучении систему относительной сольмизации «Тоника-до». Система предполагает постепенное слуховое освоение ладовых ступеней.
С первых пьес руки должны исполнять свои различные функции – поэтому автор отказывается от исполнения пьес в унисон двумя руками.
Большое значение уделяется развитию навыков музицирования – умению подбирать аккомпанемент, петь под свою игру, менять функции рук и так далее. Разучивая любую пьесу, ученик должен провести с ней ряд трансформаций, которые очень жёстко прописаны.
Школа Отто Ирмера
была издана в середине 50-х годов. Её достоинство заключается в художественном оформлении. Для обложки и внутреннего украшения сборника автор школы отобрал ряд произведений изобразительного искусства, которые могли бы помочь ребенку почувствовать дух той эпохи, когда создавались те или иные пьесы, помещенные в сборнике. Например, репродукция великолепных решетчатых внутренних ворот Вюрцбургского Собора, которые, по мысли Ирмера, должны ввести ребенка в духовную атмосферу баховского времени. Или снимок с тонкой гравюры Нильсона «Менуэт», а под снимком – давняя характеристика этого танца: «Менуэт – это изысканный, художественно оформленный комплимент. Благодаря своей грации и совершенству - это «король танцев». Начинается школа со страниц, где помещен текст, в котором говорится об истории фортепианного искусства.
Венгерская фортепианная школа
Школа Бартока-Решовски (1913 год), «Микрокосмос» (1939 год).
Бела Барток (1881 – 1945 гг.) венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист.
В 1913 году вышла школа Бартока-Решовски, которая считается новаторским учебником детской фортепианной игры.
Особенности школы:
1.Весь весь музыкальный материал был написан самими авторами. Сочинения – обработки фольклора или пьесы, с опорой на народную музыку – вводили ребёнка в мир современной музыки.
2.Школа призывает отводить сознание ученика от музыкальных стандартов, от квадратности.
3.Длительное время работа строится на двухголосных пьесах, без аккордов и педали. Это, по сути, современная полифония, и обращение к такой форме обучения, конечно, не было традиционным.
4.Основной упор в обучении делается на артикуляцию, так как именно с ней заключается выразительность музыки. Нюансировка играет второстепенную роль.
5. Никакой весовой игры, основной приём – пальцевой удар.
В 1939 году Барток окончил работу над ещё одним трудом, обойти который невозможно. Это «микрокосмос» - 153 пьесы, в шести тетрадях, созданные им в дидактических целях по степени возрастания технических сложностей, то есть, по сути, огромный учебник фортепианной игры. Барток писал, что это «концентрация всего музыкально-композиторского искусства».
Собственно школой сам автор считал лишь первые 60 номеров. Цель первых тетрадей – дать детям и подросткам учебный материал, начиная с простейшего, который был бы упорядочен в прогрессивной последовательности и охватывал всевозможные фортепианно-технические проблемы.
К каждой из тетрадей прилагаются упражнения, предваряющие сложности, которые встретятся в пьесах.
Издание не содержит в себе технических и теоретических описаний, ибо такого рода объяснения должны, по мысли автора, исходить от педагога.
Язык Микрокосмоса отличается всеми характерными для стиля Бартока особенностями – ладогармонической новизной, опорой на венгерский фольклор, острой ритмикой, меряющимися размерами и так далее. Барток предполагал, что в течение года или даже двух ученик, который занимается по этой школе, должен играть исключительно данные пьесы и ничего другого. Только в начале 4 тетради для примера приведены пьесы Баха и Черни.
Микрокосмос продолжает принципы, заключённые в школе Бартока-Решовски. Можно очертить основные из них ещё раз:
1.Длительное время ребёнка нужно воспитывать на полифонии, на линеарности.
2.Первоначальный этап строится только на позиционной игре. Подкладывание 1 пальца вводится только в №98.
3.На начальном этапе обучение должно строиться только на современной музыке.
Как школа Микрокосмос не получила признания. Однако многие номера из неё и из сборника Бартока «Детям» используются в практике обучения детей и играются многими пианистами.
«Школа фортепианной игры». Эрна Чёвек, 1966 год.
1.В основу школы вошёл принцип релятивной (или относительной) сольмизации. Плюс к этому в отличие от Лебенштейн, Чёвек выходит за пределы ступеней тоники и квадратных структур, переводя к сменам опорных звуков, мелодиям разной степени завершённости и так далее – то есть идёт в сторону обновления ладогармонического языка.
2.Позиционная игра на начальной стадии обучения. Широко используются упражнения для чтения нот Золтана Кодая (1943 год) – позиционные мелодии для разных рук.
3.Репертуар состоит из хороших произведений современных венгерских композиторов (других авторов в школе почти нет).
4.В школе есть элементы упражнений на развитие творческих способностей – использует музыкальные загадки, где ребёнок должен из нескольких предложенных вариантов выбрать правильный ответ.
Французские школы
В 1963 году вышла школа знаменитой пианистки Маргерит Лонг – случай уникальный, так как большие пианисты редко занимаются детской педагогикой. Школа очень традиционная, материал распределён по степени возрастающей сложности, пьесы перемежаются с упражнениями. Репертуар, однако, интересен, так как специально для этой школы многие композиторы писали пьесы – Мийо, Пуленк и другие.
В 1967 году вышла первая книга школы Мартено – объёмного пособия, рассчитанного на все годы обучения.
Пособие интересно тем, что опираясь на детскую психологию, старается практиковать «игровой метод», а также идти вслед за врождённой активностью детей – в школе долгое время учат не пьесы, а короткие мотивы-слова, которые играть нужно сразу в подвижном темпе.
Пособие комплексное, развивает ребёнка всесторонне – теория, чтение нот, слух, простейший анализ, техника и упражнения – есть всё. Пособие содержит материал для ребёнка и объёмные пояснения для педагога, буквально к каждому заданию (структура, судя по описанию, чем-то напоминает сборник «Путь к музыке»).
Американские школы
Школа Роберта Пейса, созданная в 1954 году, пособие, наполненное заданиями, стимулирующими творческое развитие ребёнка – досочинением, чтением с листа, транспонированием. Однако, всё это в традиционной манере, некими штампами, без попытки поиска нового языка, без отхода от мажоро-минора.
«Открытия за фортепиано». Йорам Папориш – американского композитора, который, судя по стилю его письма, шёл в направлении, предложенном Бартоком – ладогармонические находки, изменчивость метро-ритма и так далее.
Популярным в современном Китае являются учебники американского композитора Джона Томпсона (1889–1963). Это несколько пособий, изданных в 1936–1955 гг. Самые известные из них: «Первый этап современного курса игры на фортепиано» из 9-ти томов, «Самый легкий курс для фортепиано» из 8-ми томов.
Эти пособия считаются удачными, так как помимо упражнений знакомят ребенка с различными музыкальными жанрами. Пьесы несложные и очень привлекательные, каждая пьеса иллюстрирована интересной картинкой. Кроме того, в упрощенной фактуре представлены всемирно известные арии, фрагменты симфоний, отрывки из балетов.