Учебные программы, учебники, учебные пособия специальной (коррекционной) школы VIII вида
Учебная программа — это нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению по каждому отдельному предмету. В программе приводится перечень тем изучаемого материала, даются рекомендации по количеству времени на каждую тему. Учебный материал распределяется по годам обучения. В настоящее время созданы типовые программы для первых классов по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Созданные программы учитывают особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.
Структура программы по каждому предмету имеет три раздела: «Пояснительная записка», «Содержание программного материала», «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».
В условиях специального обучения используют три способа построения программ: линейный, линейно-концентрический, концентрический.
При линейном способе учебный материал выстраивается как бы ПО одной линии, отдельные темы образуют непрерывную последовательную связь между собой.
Линейно-концентрический способ предполагает, что учебный материал выстраивается последовательно, с остановками на отдельных темах, которые изучаются более углубленно.
Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элементами содержания изучаемого материала. Это не просто повторение пройденного, а все более глубокое проникновение в сущ-11 (есть рассматриваемых явлений.
Содержание учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях, представляющих собой серьезную информационно-дидактическую модель обучения, помогающую учителю обучать, воспитывать, корригировать все психические процессы учащихся. Учебники выступают источником знаний. Это информационно-дидактическая модель обучения, помогающая педагогу и учащимся корректировать все психические процессы по обучению и учению. Учебник должен быть красочно оформлен, а содержание учебного материала доступно для учащихся. Сегодня специальная (коррекционная) школа VIII вида получает учебники нового поколения — с интересным содержанием, лаконичные, красочно оформленные, научно-взвешенные, соответствующие коррекционной направленности обучения.
Они включают тексты, задания, вопросы, памятки, таблицы, схемы, иллюстративный материал с подписями.
Учебных пособий для специальных (коррекционных) школ VIII вида издается недостаточно. Но этот пробел восполняют сами учителя. В школах имеется богатейший раздаточно-дидактический материал, создается уникальный опыт обучения учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии.
Учебные предметы специальной (коррекционной) школы VIII вида определены учебным планом (см. 2.4). Каждый конкретный предмет имеет свою специфику, логику рассматриваемых понятий, носит базовый характер.
Вопросы и задания
1. Раскройте принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения.
2. В чем особенности реализации принципа научности и доступности обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида?
3. Раскройте принцип связи обучения с жизнью.
4. Как реализуется принцип наглядности в обучении детей с нарушением интеллекта?
5. Раскройте принцип сознательности и активности в обучении.
6. В чем своеобразие реализации принципа систематичности и последовательности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида?
7. Раскройте принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
8. В чем особенности реализации принципа прочности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида?
9. Перечислите специфические дидактические принципы.
10. Охарактеризуйте принцип коррекционной направленности в обучении.
11. Что вкладывается в понятие «образование»?
12. Какое главное отличие в обучении детей с нарушениями интеллекта и нормально развивающихся школьников?
13. На что направлено содержание обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида?
14. Дайте краткую характеристику внутренним и внешним условиям обучения.
15. Какое принципиальное отличие основного учебного плана от плана для подготовительного класса?
16. Какие основные общеобразовательные модули имеются в учебных пианах?
17. Как распределяется учебная нагрузка по отдельным классам?
18. Какие направления составляют коррекционные технологии?
19. Проанализируйте учебный план, найдите и выделите основной блок общеразвивающих предметов, сгруппируйте их по направлениям.
20. Какие коррекционно-развивающие модели имеются в учебном плане специальной (коррекционной) школы VIII вида?
21. Какую функцию выполняют учебники и учебные пособия? Каковы педагогические требования к ним?
Рекомендуемая литература
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. И. П. Воронковой. — М., 1994.
Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: учеб. пособие для учителей / Г. М. Дульнев ; под ред. Г. М.Дульнева, Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. — М., 1981.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. — М., 2000.
Программы для 5 — 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. — Сб.1. — М., 2000.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный — 1—4 классы. — М., 2004.
Глава 3