Характеристика общего недоразвития речи у детей
ОНР – речевая патология, при которой наблюдается недоразвитие всех компонентов языковой системы ( лексики, грамматики, фонетики). Этот термин предложила Р. Е. Левина. ОНР это лог. Заключение, которое подчеркивает в какой степени сформированы все компоненты языковой системы и в зависимости от уровня речевого развития логопед определяет содержание коррекционного обучения. ОНР может выступать как самостоятельный дефект, а может быть в сочетании с алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием. Внешние проявления при алалии и ОНР одинаковы, но динамика разная. ОНР сохранный слух и интеллект. Р. Е. Левина определила категории детей, у которых к определенному возрасту речь не сформирована в полном объеме. Ею были выделены 3 уровня речевого развития.1 уровень- отсутствие общеупотребительной речи.2уровень- начатки общеупотребительной речи.3 уровень- развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематическим недоразвитием.В 2000 году Филичевой выделен 4 уровень- развернутая фразовая речь с остаточными элементами л.-г. и ф.-ф. недоразвитием.Общее для всех уровней: позднее появление речи, ограниченный словарный запас, недоразвитие грамматического строя, недостаточная сформированность слоговой структуры, звукопроизношения, ф.с. Левина, Спирова доказали что существует прямая взаимосвязь между уровнем р.р. и возможностями усвоения детьми письма и чтения. Левина предложила принцип предупредительного подхода к детям д. возраста. В 70-е годы издано типовое положение о группах и дет. садах для детей с нарушением речи. Обследовать: связную речь, словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение, ф.с. слоговую структуру. Если ОНР, то ошибки носят устойчивый характер. 1 уровень. Фразовой речи нет. Общение с помощью лепетных слов. Жиринкова доказала, что и понимание речи отстает от нормы. Характерен полисемантизм ( многозначность слов). Ребенок должен получать лог. помощь с 2-х летнего возраста 4 года. Занятия индивидуальные или маленькими подгруппами, используя различные игровые фрагменты ( например, кукольный театр). Ставить ребенка в ситуации, когда ребенок вынужден подражать определенному реч. высказыванию. Учим воспроизводить действия, крики животных, муз. инструментов. Эти слова учим объединять в короткие предложения. 1-я модель предложения это обращение плюс повеление. 2 уровень. Появляются первые предложения, грамматические категории, падежные формы. Активный словарь- предметный и глагольный. Аграмматизм. Трудности с употреблением предлогов. Не сформированы навыки словообразования. Существительные в исходной форме. Помощь с 4-х летнего возраста 3 года. Занятия проводятся на любом фонетическом материале, но на этом этапе включаются занятия по формированию звукопроизношения, слоговой структуры слова ( А. К. Маркова). 3 уровень. Фраза есть. Стойкие ошибки в формировании каждого из компонентов языковой системы. Эти ошибки касаются того лексического материала, который мало знаком и редко встречается в повседневной жизни. Связанные высказывания ребенка фрагментарны. Ограничены возможности словообразования. Помощь с 5-летнего возраста на два года. В программе предусмотрены 3 типа занятий: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. По содержанию: занятия по формированию лек.-гр. Категорий; занятия по формированию связной речи; фонетические занятия. 4 уровень. Недостатки отмечаются в смазанном виде, но во всех реч. системах. Нечеткость звуков, трудности в тонких фонетических дифференциациях ( ч-ть ), затруднения в звуко-слоговой организации. Это выражается не в отдельных словах, а во фразах, словах сложных по семантике. Ошибочность операций звукового анализа и синтеза. Помощь 1 год. Учебный год разделен на два периода.Дети с ОНР без специальной коррекционной помощи не могут преодолеть трудности самостоятельно, следовательно не будут готовы к школе. Авторы: Левина Р.Е., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Жаренкова Г.И
50. Этиология нарушений речи у детей и взрослых. Профилактика нарушений речи у детей. Причина - воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора или их взаимодействия Большой вклад в решение данной проблемы внесли исследования крупнейшего отечественного патофизиолога И. В. Давыдовского Причины: внешние (экзогенные) Внутренние (эндогенные) Причины: Социально-психологические
различные неблагоприятные влияния окружающей среды
v Биологические:
Функциональныенарушения соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе
Психоневрологическиеумственная отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций
Органические:центральные периферические
Недоразвитие и поражения мозга, инфекции, травмы в перинатальный и натальный период и далее поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата
При оценке нарушений речи у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы.
Первый (1—2 года жизни)
Второй критический период (3 года)
Третий критический период (6—7 лет)
Итак, этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов. Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. В нашей стране уделяется много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия. Задачи: а) предупреждение речевых нарушений — первичная профилактика; б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии — вторичная профилактика; в) социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, — третичная профилактика. Научно обоснованная система диспансеризации, воспитания и обучения детей общеобразовательных и специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи в нашей стране служит фундаментом для реализации профилактической помощи населению.
- 51..Оборудование логопедического кабинет. Мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи или полки для оборудования;
- Зеркала: настенное большое зеркало с ширмой, индивидуальные маленькие и средние зеркала по количеству детей;
- Зонды логопедические : массажные и для постановки звуков; а также вспомогательные средства для исправления звукопроизношения (шпатели, резиновые соски-пустышки); обязательно: средства для санитарной обработки инструментов: емкость средняя или малая, спиртовой раствор, ватные диски (вата), ватные палочки, салфетки, марля, марганцовка и т.п.
- дидактические материалы для обследования и коррекционной работы:
-альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов;
- наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, предлоги, схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов, словообразовательные схемы и уравнения и т.п.); - дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия (посуда, овощи-фрукты, дикие и домашние животные, транспорт, детеныши животных, одежда, обувь и т.п.), целый предмет и его части, части тела человека, и животных, слова-действия, признаки предметов (качественные, относительные, притяжательные), слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением и т.п.
- дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам: согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; глаголов с местоимениями; простые и сложные предлоги; простые и сложные предложения; однородные члены предложения, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами и т.д.
- дидактические пособия по развитию связной речи: картины, серии картин; наборы предметных и сюжетных картинок для распространения или уточнения сюжетной линии; игрушки для составления рассказов-описаний, сборники сказок, рассказов для составления пересказов, различные детские хрестоматии; загадки, потешки, поговорки, скороговорки (в зависимости от возраста и уровня речевого развития детей) и т.п.
- дидактические пособия по развитию оптико-пространственных ориентировок: листы бумаги, плоскостные и объемные геометрические формы, настенные и настольные панно, модули, лабиринты, игры Монтессори, эвристические кубики и т.п.
- дидактические пособия по развитию моторно-графических навыков: наборы для развития чувствительности и подвижности рук, настенные и настольные панно и модули, игры Монтессори, конструкторы, ручки, карандаши, фломастеры, глина, пластилин и .т.п.
- дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука букв, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и др. изображения букв, изображения букв со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради, прописи и т.п.
- логопедическая документация: индивидуальные речевые карты, тетради для индивидуальных логопедических занятий, планирование индивидуальной и подгрупповой работы по периодам обучения, тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда, отчет логопеда о проделанной работе (в конце учебного года), график и тематика проведения родительских собраний и т.п.
52.Система коррекционной работы по устранению фонетеко-фонематического недоразвития.
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» предназначена для дошкольников старшей и подготовительной группы. Содержание первой части «Логопедическая раб от а по преод олению фоне тико-фонема тич е с к о г о н е д о р а з в и т и я у д е т е й в с т а рше й группе» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает решить две задачи — нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реализация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольников в общеобразовательное дошкольное учреждение. Во второй части программы «Логопедическая раб от а по преод олению фоне тико-фонема тиче с ког о нед ора з вития у д е т ей в под г от овит ель ной группе» внимание специалистов также акцентируется на отклонениях в развитии фонематического восприятия дошкольников и недостатках произносительной стороны речи. Дети за период пребывания в подготовительной группе специализированного учреждения должны овладеть тем объемом знаний, умений и навыков, который определен как настоящей программой, так и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к обучению в общеобразовательной школе. Программа включает такие разделы, как «Формирование произношения» и «Формирование элементарных навыков письма и чтения», разработанные с учетом имеющихся у дошкольников отклонений в речевой деятельности. Принципиальным является выделение специального пропедевтического периода, направленного на воспитание правильного произношения в сочетании с интенсивным формированием речезвукового анализа и синтеза, который предшествует овладению детьми элементарными навыками письма и чтения.4 Выделен также период формирования элементарных навыков письма и чтения, органически связанный с процессом нормализации звуковой стороны речи во всех ее аспектах (правильное произношение звуков, орфоэпически правильная речь, дикция, культура речевого общения). Общая цель коррекционно-развивающей программы — освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова. В связи с этим рекомендуется активное употребление языка в специально организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и развивающегося фонематического восприятия. Соблюдение данных условий создаст надежную базу для выработки навыков чтения, письма и правописания. Структурирование содержания программы осуществлялось на основе тщательного изучения речевой деятельности детей 6—7 лет с ФФН, выделения ведущей недостаточно- сти в структуре речевого нарушения при разных речевых аномалиях. Авторами программы являются: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Данной программе соответствует Приложение 1. В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» освещаются основные этапы коррекционно-логопедической работы в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. В пояснительной записке данной программы приводятся характеристики детей, раскрывается организация коррекционно- развивающего процесса, рекомендуется речевой материал. В программах представлены результаты многолетних экспериментальных исследований авторов в тесном содружестве с логопедами-практиками. Данная программа содержит четыре части: «Ло г о п е д и ч е с к а я р а б о т а с д е т ьми I у р о в ня речевого развития». Авторы: Т. В. Филичева, Т. В, Туманова. «Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. «Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.