Характеристика недоразвития речи у детей

Н.В. Новоторцева

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

ББК 74. 35 р 30 Печатается по решению

редакционно-издательского

совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Новоторцева Н.В. Методика развития речи у негово­рящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для сту­дентов педагогических вузов по специальностям 031700 «Олигофренопедагогика», 031800 «Логопедия» - включа­ет в себя тематический план, список литературы, вопро­сы, задания для самостоятельной и творческой работы. Программа развития речи детей и методические рекомен­дации к ней могут быть использованы педагогами, дефектологами, логопедами специальных коррекционных уч­реждений.

Рецензент: Л.В Байбородова, доктор пед наук,

профессор, зав. кафедрой педагогических технологий

© Н.В Новоторцева, 1999

Тематический план

№ п/п Название темы Кол-во часов
Закономерности усвоения языка ребенком
Этапы развития речи ребенка в норме.
  Критические периоды в развитии речи  
Связь общего психического развития ребенка с речевым развитием I
Особенности речи детей с нарушенным интеллектом
Родной язык как фактор развития и воспитания
Функции речи. Развитие форм речевого общения у детей
Развивающий потенциал речевой среды и его использование в педагогической работе
Задачи развития речи, средства обучения, методические принципы
Основные направления коррекционно развивающей работы
Содержание работы по развитию речи
Игры в логопедической и коррекционно- развивающей работе с детьми
  Всего...

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1.Проверьте, как вы овладели терминологией, используй­те «Словарь-справочник по дефектологии»: олигофре­ния, умственная отсталость, дебильность, имбецильность, идиотия, алалия, афазия, дизартрия, общее не­доразвитие речи, задержка речевого развития.

2. Дайте психолого-педагогическую характеристику ум­ственно отсталого дошкольника (имбецила).

3.Раскройте ваше понимание этиологии недоразвития речи.

4.Объясните термины: алалия, аграмматизм, коммуника­ция, экспрессивная речь, импрессивная речь, парафразия, моторная речевая зона, сенсорная речевая зона.

5.Раскройте ваше понимание комплексного подхода в работе по преодолению недоразвития речи.

6.Дайте сопоставительную характеристику речи нормаль­ного и умственно отсталого ребенка.

7.Составьте «Памятку» для родителей на тему «Если ребе­нок не говорит». Обсудите ее с педагогами и студентами.

8.Дайте советы родителям по развитию речи «безречево­го» ребенка.

9.Покажите на примерах возможность и эффективность использования различных видов деятельности в разви­тии речи детей.

10. Подберите речевой и дидактический материал по те­мам.

11.Организуйте со студентами попарные игровые действия, имитирующие аналогичную работу с детьми.

12. Подберите игры для работы с детьми конкретно по темам.

13. Составьте конспект занятия по указанной преподава­телем теме.

14. Составьте перечень игр для формирования связной диалогической речи у детей.

15.Перечислите возможные виды коллективной работы для формирования речевых коммуникативных умений у детей.

16. Продумайте игровые приемы к заданиям разной сте­пени сложности (по указанной теме).

17. Приведите примеры индивидуального подхода к де­тям в работе по развитию речи.

18. Подберите лексический материал (по указанной теме).

19.Подберите наглядный раздаточный и демонстрацион­ный материал (к указанному занятию).

20. Перечислите виды работы по развитию связной речи у детей.

21. Раскройте особенности, последовательность и задачи лексической работы с детьми.

22. Раскройте последовательность и основные приемы формирования грамматического строя речи у детей.

23. Определите последовательность и основные приемы развития просодии речи у детей.

24. Перечислите основные средства развития звукового строя речи у детей.

25. Определите основные направления коррекционного обучения безречевых детей.

Характеристика недоразвития речи у детей

Наши рекомендации