Тема 8. Образовательные технологии( 2 часа)

Эволюция представлений об образовательных технологиях. Признаки образовательных технологий. Классификация образовательных технологий.

Основные понятия: образовательная технология, компонент образовательной технологии, классификация образовательной технологии.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

Дополнительная:

1.Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.

2.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

3.Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008

4.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

5.Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.:Юрайт, 2013.

6.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.-256с.( и иные работы этого автора, изданные позднее)

Задания для СРС

1.Проведите анализ содержания определений «технология обучения» «образовательная технология», «педагогическая технология» ( 5-6 определений каждого понятия). Установите подходы авторов, проведите группировку позиций исследователей.

2.Выполните, опираясь на собранный материал учебных пособий и научных источников, алгоритм создания педагогической технологии.

Планы и содержание практических(семинарских) занятий

Практическое занятие №1.

Тема: Педагогическая наука

Основные понятия: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, задача педагогической науки, категория педагогики, отрасль педагогики, междисциплинарные связи, внутридисциплинарные связи

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Основные подходы к пониманию педагогики как научной дисциплины.

2) Задачи педагогической науки.

3) Проблема определения объекта и предмета педагогики.

4) Категории педагогики.

5) Дифференциация и интеграция педагогических знаний.

6) Формы связей педагогики и других наук.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, учебная дискуссия . Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, защита творческих заданий, написание эссе, составление словаря терминов науки

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

Дополнительная:

1.Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.

2.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

3.Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008

4.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

5.Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.:Юрайт, 2013.

Задания для СРС.

1.Напишите в объеме одной страницы эссе «Является ли педагогика искусством». Свою точку зрения подкрепите аргументами.

2.Составьте обобщающую таблицу « Задачи педагогики как науки», предусмотрев в таблице разделы: перечень задач, краткая характеристика задачи, в каких учебных пособиях указаны ( авторы).

3. Проанализируйте определения педагогических категорий ( по своему выбору) в 5-6 учебных пособиях и словарях. Найдите общее и особенное.

4. Дайте определения 5-6 категорий других наук, которые использует педагогика.

Практическое занятие №2.

Тема: Целостность педагогического процесса

Основные понятия: педагогический процесс, образовательный процесс, учебно-воспитательный процесс, целостность педагогического процесса, функции педагогического процесса, движущие силы ЦПП , этапы ЦПП, компоненты педагогического процесса

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Сущность педагогического процесса.

2) Движущие силы педагогического процесса.

3) Структура и логика педагогического процесса.

4) Взаимосвязь целостности педагогического процесса и целостного подхода к формированию личности воспитанника.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, схематизация дидактического материала учебного пособия, сравнительный анализ родственных дефиниций

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

Дополнительная:

1.Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.

2.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

3.Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008

4.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

5.Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.:Юрайт, 2013.

Задания для СРС

1.Опираясь на тексты рекомендованных учебных пособий , установите общее и особенное понятий «педагогический процесс», «целостный педагогический процесс», «образовательный процесс». Представьте результаты сравнительного анализа

2..Составьте «лист сжатия информации» темы «Целостный педагогический процесс», опираясь на тексты глав 10( параграфы 4 и 5) и 11пособия по педагогике В. А. Сластенина и др. .Лист сжатия информации-это краткое , схематизированное изложение дидактического материала по конкретной теме в объему е развернутой страницы формата А4.

3.Приведите примеры, демонстрирующие задачный характер педагогического процесса.

4. Известно, что воспитание и обучение являются подсистемами педагогического процесса. Докажите, что их связь носит не механический, а структурно-логический характер. Оформите доказательства в виде тезисов.

Практическое занятие №3. Тема: Дидактика как отрасль педагогики

Основные понятия: дидактика, объект дидактики, предмет дидактики, категория дидактики, дидактическая концепция, дидактическая система.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Объект, предмет, цель и задачи дидактики.

2) Понятийный аппарат дидактики.

3) Основные тенденции в развитии дидактических учений.

4) Характеристика дидактических систем: а)дидактоцентристской,

б)педоцентристской ,

в) современной.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, . Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, периодизация дидактических учений, составление характеристики дидактических систем, составление словаря понятий.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

Дополнительная:

1.Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.

2.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

3.Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008

4.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

5.Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.:Юрайт, 2013.

Задания для СРС

1.Составьте глоссарий основных дидактических понятий. В глоссарий включите те понятия, которые отнесены авторами пособий к дидактическим категориям. Не забудьте указать авторов определений и источник получения информации.

2.Предложите свой план характеристики дидактических систем, опираясь на предложенную П. И. Пидкасистым типологию систем. В соответствии с планом выполните характеристику дидактоцентристской, педоцентристской и современной систем.

3.Напишите в объеме 1 страницы аналитическую записку «В чем выражаются преимущества дидактоцентристской и педоцентристской систем?»

Практическое занятие №4.

Тема: Процесс обучения

Основные понятия: обучение, преподавание, учение, движущие силы обучения, принципы обучения, закономерности обучения, функции обучения, компонент процесса обучения.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Сущность процесса обучения, его многомерный характер.

2) Движущие силы процесса обучения.

3) Функции процесса обучения.

4) Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, обобщение дидактического материала с последующей схематизацией его, написание эссе, подбор примеров из практики обучения,

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

Дополнительная:

1.Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.

2.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

3.Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008

4.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

5.Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.:Юрайт, 2013.

Задания для СРС

1.Напишите эссе «В чем выражается воспитывающая функция процесса обучения?» Свои аргументы подкрепите анализом школьного опыта .

2.Подготовьте тезисы сообщения «Идеи воспитывающего обучения И. Ф. Гербарта».

3.На материале своего учебного предмета ( математика, физика, информатика) предложите примеры дедуктивного и индуктивного изложения дидактического материала. Аргументируйте свою позицию.

Практическое занятие №5.

Тема: Содержание обучения как компонент образовательного процесса

Основные понятия: цель обучения( образования), задача обучения, содержание образования, компонент содержания образования, образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебник.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Содержание образование как дидактическая категория. Основные подходы в его понимании в дидактической науке.

2) Компоненты содержания образования.

3) Принципы и критерии отбора содержания современного школьного образования.

4) Основные теории формирования содержания образования:

-дидактический материализм;

-дидактический формализм;

-дидактический утилитаризм;

-функциональный материализм;

-теория операциональной структурализации.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, терминологический диктант, проверка самостоятельного задания, деловая игра. Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов , составление таблицы обобщающего характера, игровая деятельность обучающего характера.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

Дополнительная:

1.Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.

2.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

3.Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008

4.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

5.Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.:Юрайт, 2013.

Задания для СРС

1.Напишите эссе «Какие факторы отбора содержания образования мне представляются важными?» Аргументируйте!

2.Подготовьте «интервью» со сторонниками той или иной теории отбора содержания образования. В качестве интервьюируемых могут быть школьные учителя, выдающиеся дидакты. Продумайте вопросы и ответы на них таким образом, чтобы содержание теории было максимально понятно слушателям. Задание выполняется в составе учебных звеньев.

Практическое занятие №6.

Тема: Методы, приемы и средства обучения

Основные понятия: метод обучения, прием обучения, классификация методов обучения, средство обучения.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Сущность метода обучения. Многообразие подходов исследователей к его оценке.

2) Прием обучения как составная часть метода.

3) Классификации методов обучения.

4) Средство обучения как дидактическая категория. Их функции. Виды средств, попытки их классификации .

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар Методы – поисковая беседа, проверка выполнения различных видов СРС, терминологический диктант. Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно-сопоставительный анализ определений, составление плана, тезисов сообщения.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

Дополнительная:

1.Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.

2.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

3.Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008

4.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

5.Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.:Юрайт, 2013.

Задания для СРС

1.Из различных учебных пособий выпишите и сравните определения метода обучения. Установите общее и особенное.

2.Составьте «лист сжатия информации» «Классификации методов обучения».

3.Составьте план и тезисы ответа на последний вопрос семинара. Подумайте, какие средства обучения наиболее важны для познания вашего предмета?

Практическое занятие №7.

Тема: Форма обучения как дидактическая категория

Основные понятия: форма обучения, форма учебной деятельности учащегося, виды форм организации текущей учебной деятельности, урок как основная форма организации текущей учебной деятельности.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Понятие о форме обучения. Развитие форм обучения в истории дидактики.

2) Формы учебной деятельности учащегося.

3) Многообразие форм организации текущей учебной работы.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар Методы - дискуссия, индивидуальный и фронтальный опросы, решение педагогической ситуации, метод актуализации исторического опыта школы, дидактическая игра. Виды учебной деятельности - чтение сообщений, сравнительно-сопоставительный анализ определений, сопоставление родственных дидактических понятий, выполнение листа сжатия информации , подготовка устного журнала, выполнение портфолио.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

Дополнительная:

1.Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.

2.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

3.Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008

4.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

5.Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.:Юрайт, 2013.

Задания для СРС

1.Проведите сравнительно-сопоставительный анализ определения «форма обучения»в работах

( учебниках) известных дидактов. Установите синонимический ряд ( т. е. цепочку родственных определений). Подумайте, почему применительно к форме обучения существует такая терминологическая неопределенность?

2.Первое учебное звено выполняет портфолио в электронной или рукописной формах «Развитие форм обучения в истории дидактики». Особо выделите те формы обучения, которые применяются( или применялись ) в отечественной школе.

3.Учебное звено из четырех студентов готовит «устный журнал» «Формы учебной деятельности учащегося», страницы которого расскажут о парной, групповой, коллективной и индивидуально-обособленной формах. Журналисты расскажут и о возможностях применения этих форм для изучения своего предмета.

Практическое занятие №8.

Тема: Место образовательных технологий в педагогическом процессе

Основные понятия: образовательная технология, компонент образовательной технологии, классификация образовательной технологии.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Многообразие подходов к определению сущности образовательных ( педагогических) технологий.

2) Основания для классификации педагогических технологий.

3) Этапы создания педагогической технологии.

4) Характеристика технологии современного традиционного обучения( по предмету своей специальности).

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар Методы – учебный диалог, индивидуальный и фронтальный опросы , терминологический диктант, имитационная игра. Виды учебной деятельности-исследовательский поиск ( ретроспективный анализ по проблеме), алгоритмизация дидактического материала, учебно-имитационная деятельность, беседа с учителем, сбор и анализ опыта обучения по предмету.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

Дополнительная:

1.Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.

2.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

3.Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008

4.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

5.Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.:Юрайт, 2013.

6.Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика, 1997, №3. С.20-27

7.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство "Гном и Д", 2001( использовать и последующие работы этого автора)

Задания для СРС

1.Выделите основные этапы истории изучения педагогических ( образовательных )технологий опишите кратко содержание каждого этапа. Представьте итоги вашей работы в виде схемы или таблицы.

2.Побывайте в школе, проведите встречу с учителем –предметником и соберите материал о современном традиционном обучении по предмету своей специальности. Результаты можете представить в виде имитационной беседы с учителем.

Планы и содержание лабораторно-практических занятий

Лабораторно-практическое занятие №1.

Тема: Методология педагогической науки.

Основные понятия: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, методология, методология педагогики, педагогическое исследование, виды педагогических исследований, логика педагогического исследования, критерии педагогического исследования, методы педагогического исследования.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Понятие о методологии и уровнях методологического знания.

2) Основные методологические подходы в педагогических исследованиях.

3) Виды, логика, критерии и этапы педагогических исследований,

4) Методы педагогических исследований.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-лабораторно-практическое занятие. Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, написание аналитической записки, анализ педагогического опыта, обобщение дидактического материала.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

7.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

Дополнительная:

1.Зеер Э.Ф., Павлова, А.М., Сыманюк, Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие/ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.В. Краевский. - М.: «Академия», 2005. - 256 с.

3. Львов Л.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие/ Л.В. Львов. - Челябинск: ЧГАУ, 2005. - 144 с.

Задания для СРС.

1.Опираясь на материал рекомендованных пособий, сформулируйте основные проблемы методологии педагогики.

2.Составьте таблицу «Основные методологические подходы в педагогических исследованиях», предусмотрев разделы: методологический подход, краткая характеристика подхода, значимость подхода для полноты педагогического исследования.

3.Предложите темы(1-2) различных видов педагогических исследований.

4.Составьте тезисы развернутого ответа на вопрос «Логика, критерии и этапы педагогического исследования».

Лабораторно-практическое занятие №2.

Тема: Закономерности и принципы ЦПП.

Основные понятия: целостный педагогический процесс, закон ЦПП, закономерность ЦПП, принцип ЦПП

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Понятие о законах ЦПП.

2) Закономерности ЦПП, их множественный характер.

3) Принципы ЦПП, их характеристика.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-лабораторно-практическое занятие. Методы – индивидуальный и групповой опросы, работа в составе учебных звеньев . Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, схематизация дидактического материала учебного пособия, анализ педагогического опыта,

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

7.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

Дополнительная:

1. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов/ С.Л. Вигман. - М.: Проспект, 2006. - 207 с.

2. Каменская Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для вуза/ Е.Н.Каменская. - М.: Дашков и К, 2006. - 316 с.

3. Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики: Учеб. пособие для вузов/ П.А Пономарев. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 445 с.

Задания для СРС

1.Опираясь на тексты рекомендованных учебных пособий , раскройте понятия «закон педагогического процесса( педагогики), «закономерность ЦПП», «принцип ЦПП» Представьте результаты сравнительного анализа в виде трех обобщающих таблиц , предусмотрев в них разделы: содержание понятия, авторство понятия.

2.Составьте схему «Внешние и внутренние закономерности ЦПП».

3. Подготовьте компьютерные презентации «Принципы организации педагогического процесса» и «Принципы руководства деятельностью воспитанников» в составе учебных звеньев( два звена в подгруппе).

3.Опираясь на свой ученический и студенческий опыт, приведите примеры соблюдения/нарушения принципов ЦПП в педагогической практике. Свою позицию аргументируйте в виде тезисов.

Лабораторно-практическое занятие №3

Тема: Современные теории обучения

Основные понятия: дидактика, объект дидактики, предмет дидактики, категория дидактики, дидактическая концепция, дидактическая система.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Ассоциативные теории обучения:

1.Развитие теории ассоциативного обучения в 17-19 вв. (Я.А. Коменский, Д. Локк, И. Ф. Гербарт).

2.Концепция развивающего обучения Л. В. Занкова.

3.Концепция опережающего обучения С. Н. Лысенковой.

2) Деятельностные теории обучения:

1. Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной.

2. Теория учебной деятельности В. В. Давыдова –Д. Б. Эльконина

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-лабораторно-практическое занятие. Методы – деловая игра (пресс-конференция), индивидуальный и фронтальный опросы. Виды учебной деятельности- анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, ретроспективный анализ первоисточников выдающихся дидактов, разработка и организация деловой игры, презентации учебно-исследовательских проектов.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

7.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

Дополнительная:

1.Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988( и последующие издания)

2.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996.( и последующие издания)

3.Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. ( и последующие издания)

Задания для СРС:

Для проведения лабораторного занятия целесообразно выполнять задания не индивидуально, а в составе учебных звеньев

Первое звено готовит компьютерную презентацию «Развитие теории ассоциативного обучения в 17-19 вв.». Для выполнения этой работы необходимо ознакомиться с теоретическим наследием Я. А. Коменского, Д. Локка, И. Ф. Гербарта. Затем необходимо отобрать материал по ТЕМЕ презентации. Презентацию необходимо сопроводить не только портретами педагогов и тестом, но и материалами обобщающего характера ( таблицами, схемами).

Второе звено готовит деловую игру – пресс-конференцию «Идеи развивающего обучения Л. В. Занкова и В. В. Давыдова- Д. Б. Эльконина». Членам этого учебного звена необходимо прежде всего ознакомится с технологией проведения игры-пресс-конференции. Двум интервьюируемым предстоит в течении 4-5 минут изложить взгляды этих дидактов, а затем ответить на вопросы «журналистов» из своего учебного звена и всех «зрителей». Обязательно следует отразить обширный опыт применения этих идей в практике отечественной школы.

Третье учебное звено готовит аналитический доклад «В чем преимущества идей опережающего обучения С. Н. Лысенковой». Им необходимо самостоятельно разыскать печатные и интернетисточники о деятельности этого педагога-исследователя. Форма представления доклада-на усмотрение учебного звена.

Четвертое учебное звено готовит компьютерную презентацию «Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной и возможности ее использования в ходе изучении предмета ( или математики, или физики, или информатики)

Лабораторно-практическое занятие №4.

Тема: Закономерности и принципы процесса обучения.

Основные понятия: обучение, преподавание, учение, движущие силы обучения, принципы обучения, закономерности обучения, функции обучения, компонент процесса обучения.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Понятие о законах обучения.

2. Внутренние и внешние закономерности обучения.

3. Принципы и правила обучения.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-лабораторно-практическое занятие. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, упражнения на решение педагогических ситуаций. Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, обобщение дидактического материала с последующей схематизацией его, написание аналитической записки, анализ педагогического опыта.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

7.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

Дополнительная:

1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

2. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.

3. Современная дидактика: теория – практика./ Под ред. И.Я. Лернера, И.И. Журавлева. – М., 1994.

4. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2004( и посл. Издания).

Задания для СРС

Наши рекомендации