Методики исследования уровня жизнестойкости и успеваемости студентов
В исследовании использовалось диагностическая методика и анализ рейтинговой ведомости по итогам трех контрольных недель
Диагностический опросник «Жизнестойкость» С. Мадди, перевод и адаптация Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказов и социометрическая техника, разработанная Дж.Морено.
1. Диагностический опросник «Жизнестойкость» С.Мадди.
Данный опросник предназначен для диагностики уровня выраженности компонентов жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска).
Для того чтобы научиться преобразовывать изменения и связанные с ними трудности в преимущества через активное вмешательство в события, необходимо развивать в себе определенные установки и навыки. Убеждения, с помощью которых человек может найти смысл в новых условиях, реализовать их в свою пользу и выйти на другой уровень существования, осознавая свои реальные возможности, изучаются позитивной психологией. В рамках этого нового направления академических исследований разрабатывается конструкт, получивший название жизнестойкость (hardiness). Это убежденность, что быть в гуще событий полезнее, чем оставаться в стороне; понимание, что попытка влиять на происходящее всегда предпочтительнее пассивности; и, наконец, принятие риска, готовность действовать без гарантии положительного результата. Те, кто обладает таким набором качеств, устойчивы к стрессам, а в ситуации дефицита времени или ресурсов и в экстремальных ситуациях действуют эффективнее.
В отличие от копинг-стратегий как способов, алгоритмов действия, привычных и традиционных для человека, жизнестойкость — черта личности, установка на выживаемость, позволяющая справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста. Она подразумевает осознание и принятие человеком собственной уязвимости и своих реальных возможностей.
Компоненты жизнестойкости:
1) Вовлеченность - убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности.
2) Контроль - убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.
3) Принятие риска - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» - 0 баллов, «скорее нет, чем да» - 1 балл, «скорее да, чем нет» - 2 балла, «да» - 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» - 3 балла, «да» - 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкал представлены ниже.
Таблица 1
Ключ к определению уровня жизнестойкости по опроснику «Жизнестойкость» С. Мадди, перевод и адаптация Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказов
Прямые пункты | Обратные пункты | |
Вовлеченность | 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 | 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42 |
Контроль | 9, 15, 17, 21, 25, 44 | 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43 |
Принятие риска | 34, 45 | 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36 |
Таблица 2
Средние и стандартные отклонения общего показателя
Уровень | Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска |
Среднее | 80,72 | 37,64 | 29,17 | 13,91 |
Стандартные отклонения | 18,53 | 8,08 | 8,43 | 4,39 |
2. Анализ рейтинговой ведомости по итогам трех контрольных недель
В первом семестре у студентов в общем насчитывается 15 дисциплин.
Перечень обязательных видов работы студента по дисциплине включает выполнение всех форм текущего контроля, предусмотренных рабочей программой, в том числе с учетом установленного диапазона баллов, например:
- теоретические ответы и решение практических задач на семинаре – 0-4,
- выполнение и защита лабораторных работ – 0-4,
- выполнение контрольных работ – 0-2,
- подготовка докладов и рефератов – 0-2,
- сдача коллоквиумов – 0-4,
- тестирование – 0-4,
- участие в деловых играх – 0-2
- участие в исследовательской работе – 0-4,
- другие виды работ – 0-2.
Максимальная сумма баллов, которую студент может набрать по каждой дисциплине за семестр в ходе текущего контроля (за три контрольных недели), а также за выполнение курсовой работы, прохождение практики = 100.
Шкала баллов, т.е. их минимальное и максимальное количество за каждый вид работы, зависит от структуры дисциплины (соотношение аудиторных часов на лекции и практические, лабораторные занятия, организации самостоятельной работы студента), формы текущего и промежуточного контроля (зачет, экзамен).
Дисциплины структурируются по модулям (крупные темы, разделы, имеющие логическое завершение). Семестроваю дисциплина делится на три модуля, в которых преподаватель выделяет формы текущего контроля. Освоение каждого модуля обязательно завершается обобщающим контрольным мероприятием.
Дисциплинарные модули, формы текущего контроля и шкала баллов, по которым они оцениваются, отражаются в рабочей программе курса, утверждающейся на заседании кафедры перед началом учебного года, либо семестра, в котором ведется дисциплина.
Шкала перевода баллов в оценки:
- от 0 до 60 баллов – «незачет»,
- от 61 до 100 баллов – «зачет»,
- 60 баллов и менее – «неудовлетворительно»,
- от 61 до 75 баллов – «удовлетворительно»,
- от 76 до 90 баллов – «хорошо»,
- от 91 до 100 баллов – «отлично».