Прогностически значимые признаки, которые необходимо
Учитывать при массовом отборе юных спортсменов
В ДЮСШ, СДЮШОР
Признаки | Массовый просмотр детей | Отбор в учебно-тренировочные группы |
Физическое развитие: длина тела весоростовой индекс жизненная емкость легких окружность грудной клетки сила мышц-сгибателей кисти длина стопы Общая физическая подготовленность: бег на 30 м со старта непрерывный бег 5 мин скоростной бег на месте 10 с челночный бег 3х10 м прыжок в длину с места подтягивание в висе бросок мяча 2 кг прыжок в высоту с места Функциональные возможности: PWC170 темпы прироста спортивных показателей специальная физическая подготовленность параметры тренировочной деятельности координационные способности | + + + – + – + + + + – – – – – – – – + | + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
В таблицах 43 и 44 даны ориентировочные нормативы оценки физического развития и физической подготовленности юных спортсменов.
Таблица 43
Ориентировочные нормативы оценки физического развития
Спортсменов (мальчики и подростки)
(по данным лаборатории спортивного отбора ВНИИФК)
Показатели | Оценка, уровень | Возраст, лет | |||||
Рост, см | 15 4 и выше 146-153 138-145 130-137 129 и ниже | 160 и выше 153-159 146-152 139-145 138 и ниже | 168 и выше 160-167 152-159 144-151 143 и ниже | 177 и выше 168-176 159-167 150-158 149 и ниже | 185 и выше 178-184 170-177 162-169 161 и ниже | 188 и выше 180-187 172-179 164-171 163 и ниже | |
Вес, кг | 48 и выше 41-47 34-40 27-33 26 и ниже | 54 и выше 46-53 37-45 28-36 27 и ниже | 58 и выше 50–57 42-49 34-41 33 и ниже | 65 и выше 56-64 47-55 38-46 37 и ниже | 75 и выше 64-74 53-63 42-52 41 и ниже | 78 и выше 69-77 60-68 51-59 50 и ниже | |
ЖЕЛ, см3 | 3101 и выше 2601-3100 2101-2600 1501-2100 1500 и ниже | 3501 и выше 3001-3500 2501-3000 2001-2500 2000 и ниже | 3801 и выше 3301-3800 2801-3300 2301-2800 2300 и ниже | 4601 и выше 4101-4600 3601-4100 3101-3600 3100 и ниже | 5201 и выше 4601-5200 4001–4600 3401-4000 3400 и ниже | 5801 и выше 5201-5800 4601-5200 4001-4600 4000 и ниже | |
Сила кисти руки (сильнейшей), кг | 28 и выше 23-27 18-22 13-17 12 и ниже | 35 и выше 29-34 23-28 17-22 16 и ниже | 40 и выше 33-39 26-32 19-25 18 и ниже | 46 и выше 39-45 32-31 25-31 24 и ниже | 52 и выше 45-51 38-44 31-37 30 и ниже | 5 5 и выше 48-54 41-47 34-40 33 и ниже | |
Длина руки, в % от длины тела | 45,6 и выше 44,8-45,5 44,0-44,7 43,2-43,9 43,1 и ниже | 45,6 и выше 44,8-45,5 44,0-44,7 43,2-43,9 43,1 и ниже | 45,3 и выше 44,6-45,2 43,9-44,5 43,2-43,8 43,1 и ниже | 45,6 и выше 44,5-45,5 43,4-44,4 42,3-43,3 42,2 и ниже | 45,8 и выше 45,0-45,7 44,2–44,9 43,4-44,1 43,3 и ниже | 45,8 и выше 45,0-45,7 44,2-44,9 43,4-44,1 43,3 и ниже | |
Длина стопы, в % от длины тела | 16,6 и выше 15,8-16,5 15,0-15,7 14,2-14,9 14,1 и ниже | 16,6 и выше 15,9-16,5 15,2-15,8 14,5-15,1 14,4 и ниже | 16,6 и выше 15,9-16,5 15,2-15,8 14,5–15,1 14,4 и ниже | 16,6 и выше 15,9-16,5 15,2-15,8 14,5-15,1 14,4 и ниже | 16,5 и выше 15,8-16,4 15,1-15,7 14,4-15,0 14,3 и ниже | 16,5 и выше 15,8-16,4 15,1-15,7 14,4-15,0 14,3 и ниже |
Таблица 44
Ориентировочные нормативы оценки физической подготовленности юных спортсменов (мальчики и подростки)
(по данным лаборатории спортивного отбора ВНИИФК)
Показатели | Оценка, уровень | Возраст, лет | |||||
Бег на 30 м, с | 5,6 и меньше 5,7-5,8 5,9-6,0 6,1-6,2 6,3 и больше | 5,3 и меньше 5,4-5,5 5,6-5,7 5,8-5,9 6,0 и больше | 5,1 и меньше 5,2-5,3 5,4-5,5 5,6-5,7 5,8 и больше | 4,9 и меньше 5,0-5,1 5,2-5,3 5,4-5,5 5,6 и больше | 4,7 и меньше 4,8-4,9 5,0-5,1 5,2-5,3 5,4 и больше | 4,6 и меньше 4,7-4,8 4,9-5,0 5,1-5,2 5,3 и больше |
Окончание табл. 44
Непрерывный бег 5 мин, м | – | – | – | 1376 и больше 1281–1375 1186-1280 1191-1185 1190 и меньше | 1446 и больше 1341-1445 1236–1340 1131-1235 1130 и меньше | 1576 и больше 1476-1575 1376-1475 1276-1375 1275 и меньше | |
Прыжок в длину с места, см | 170 и больше 155-171 140-154 125-139 124 и меньше | 182 и больше 165-181 150-164 135-149 134 и меньше | 198 и больше 183-197 168-182 153-167 152 и меньше | 213 и больше 198-212 183-197 168-182 167 и меньше | 238 и больше 219-237 200-218 181-199 180 и меньше | 251 и больше 235-250 219-234 203-218 202 и меньше | |
Прыжки вверх с места, см | 38 и больше 33-37 28-32 23-27 22 и меньше | 40 и больше 35-39 30-34 25-29 24 и меньше | 45 и больше 40-44 35-39 30-34 29 и меньше | 50 и больше 45-49 40–44 35-39 34 и меньше | 55 и больше 50–54 45-49 40-44 39 и меньше | 60 и больше 55-59 50-54 45-49 44 и меньше | |
Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, см | 270 и больше 230-265 195-225 160-190 155 и меньше | 310 и больше 275-305 240-270 205–235 200 и меньше | 355 и больше 320-350 285-315 250-280 245 и меньше | 410 и больше 375-405 340-370 305-335 300 и меньше | 480 и больше 445-475 410–440 375-405 370 и меньше | 575 и больше 540-570 505-535 470-500 465 и меньше | |
Подтягивание из виса, количество раз | 8 и больше 6-7 4-5 2-3 1 и меньше | 9 и больше 7-8 5-6 3-4 2 и меньше | 10 и больше 8-9 6-7 4-5 3 и меньше | 13 и больше 10-12 7-9 4-6 3 и меньше | 17 и больше 13-16 9-12 50–б 4 и меньше | 17 и больше 13-16 9-12 50–0 4 и меньше |
На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.
В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.
Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. В таблице 45 перечислены требования, предъявляемые к занимающимся некоторыми видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей в спортивные школы. В таблице 46 дана характеристика тех физических качеств и морфофункциональных показателей, которые являются наиболее значимыми для отбора в определенном виде спорта.
Таблица 45
Требования, предъявляемые к занимающимся некоторыми
Видами спорта
Вид спорта | Требования к спортсменам | ||
необходимые | дополняющие | второстепенные | |
Баскетбол Волейбол | Высокий рост, ловкость (мягкость движений) | Быстрота, выносливость, прыгучесть | Гибкость, сила рук и становая сила |
Бокс | Быстрота, ловкость (мягкость и точность движений) | Сила рук, становая сила, выносливость, ростовесовой показатель более 100 | Гибкость, сила ног |
Борьба | Ловкость (мягкость и точность движений) | Сила рук, становая сила, выносливость, ростовесовой показатель более 100, быстрота | Гибкость |
Прыжки в воду. Фигурное катание на коньках | Ловкость (во всех ее проявлениях), ростовесовой показатель более 100* | Сила, гибкость | Выносливость, быстрота |
Гребля | Высокий рост, длинные конечности, выносливость, ловкость | Становая сила, сила рук и ног | Быстрота, гибкость |
Конькобежный спорт. Лыжный спорт. Легкая атлетика – бег на средние и длинные дистанции | Выносливость, сила ног, ростовесовой показатель более 100 | Ловкость, становая сила, быстрота | Гибкость, сила рук |
Плавание | Выносливость, гибкость (плечевой и голеностопный суставы), ловкость (координация движений), «чувство воды» | Высокий рост, сила, ростовесовой показатель более 100 | Быстрота |
Стрельба пулевая и стендовая | Ловкость (тонкая координация движений) | Выносливость | Сила, гибкость, быстрота |
Фехтование | Ловкость (во всех ее проявлениях), быстрота | Высокий рост, сила ног, выносливость | Гибкость |
*Ростовесовой показатель – разница между длиной и массой тела.
Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.
Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного значения и т.п.
Таблица 46