Прогностически значимые признаки, которые необходимо

Учитывать при массовом отборе юных спортсменов

В ДЮСШ, СДЮШОР

Признаки Массовый просмотр детей Отбор в учебно-тренировочные группы
Физическое развитие: длина тела весоростовой индекс жизненная емкость легких окружность грудной клетки сила мышц-сгибателей кисти длина стопы Общая физическая подготовленность: бег на 30 м со старта непрерывный бег 5 мин скоростной бег на месте 10 с челночный бег 3х10 м прыжок в длину с места подтягивание в висе бросок мяча 2 кг прыжок в высоту с места Функциональные возможности: PWC170 темпы прироста спортивных показателей специальная физическая подготовленность параметры тренировочной деятельности координационные способности   + + + – + –   + + + + – – – –   – – – – +   + + + + + +   + + + + + + + +   + + + + +

В таблицах 43 и 44 даны ориентировочные нормативы оценки физического развития и физической подготовленности юных спортсменов.

Таблица 43

Ориентировочные нормативы оценки физического развития

Спортсменов (мальчики и подростки)

(по данным лаборатории спортивного отбора ВНИИФК)

Показатели Оценка, уровень Возраст, лет
Рост, см     15 4 и выше 146-153 138-145 130-137 129 и ниже 160 и выше 153-159 146-152 139-145 138 и ниже 168 и выше 160-167 152-159 144-151 143 и ниже 177 и выше 168-176 159-167 150-158 149 и ниже 185 и выше 178-184 170-177 162-169 161 и ниже 188 и выше 180-187 172-179 164-171 163 и ниже
Вес, кг   48 и выше 41-47 34-40 27-33 26 и ниже 54 и выше 46-53 37-45 28-36 27 и ниже 58 и выше 50–57 42-49 34-41 33 и ниже 65 и выше 56-64 47-55 38-46 37 и ниже 75 и выше 64-74 53-63 42-52 41 и ниже 78 и выше 69-77 60-68 51-59 50 и ниже
ЖЕЛ, см3   3101 и выше 2601-3100 2101-2600 1501-2100 1500 и ниже 3501 и выше 3001-3500 2501-3000 2001-2500 2000 и ниже 3801 и выше 3301-3800 2801-3300 2301-2800 2300 и ниже 4601 и выше 4101-4600 3601-4100 3101-3600 3100 и ниже 5201 и выше 4601-5200 4001–4600 3401-4000 3400 и ниже 5801 и выше 5201-5800 4601-5200 4001-4600 4000 и ниже
Сила кисти руки (сильнейшей), кг   28 и выше 23-27 18-22 13-17 12 и ниже 35 и выше 29-34 23-28 17-22 16 и ниже 40 и выше 33-39 26-32 19-25 18 и ниже 46 и выше 39-45 32-31 25-31 24 и ниже 52 и выше 45-51 38-44 31-37 30 и ниже 5 5 и выше 48-54 41-47 34-40 33 и ниже
Длина руки, в % от длины тела   45,6 и выше 44,8-45,5 44,0-44,7 43,2-43,9 43,1 и ниже 45,6 и выше 44,8-45,5 44,0-44,7 43,2-43,9 43,1 и ниже 45,3 и выше 44,6-45,2 43,9-44,5 43,2-43,8 43,1 и ниже 45,6 и выше 44,5-45,5 43,4-44,4 42,3-43,3 42,2 и ниже 45,8 и выше 45,0-45,7 44,2–44,9 43,4-44,1 43,3 и ниже 45,8 и выше 45,0-45,7 44,2-44,9 43,4-44,1 43,3 и ниже
Длина стопы, в % от длины тела   16,6 и выше 15,8-16,5 15,0-15,7 14,2-14,9 14,1 и ниже 16,6 и выше 15,9-16,5 15,2-15,8 14,5-15,1 14,4 и ниже 16,6 и выше 15,9-16,5 15,2-15,8 14,5–15,1 14,4 и ниже 16,6 и выше 15,9-16,5 15,2-15,8 14,5-15,1 14,4 и ниже 16,5 и выше 15,8-16,4 15,1-15,7 14,4-15,0 14,3 и ниже 16,5 и выше 15,8-16,4 15,1-15,7 14,4-15,0 14,3 и ниже


Таблица 44

Ориентировочные нормативы оценки физической подготовленности юных спортсменов (мальчики и подростки)

(по данным лаборатории спортивного отбора ВНИИФК)

Показатели Оценка, уровень Возраст, лет
Бег на 30 м, с     5,6 и меньше 5,7-5,8 5,9-6,0 6,1-6,2 6,3 и больше 5,3 и меньше 5,4-5,5 5,6-5,7 5,8-5,9 6,0 и больше 5,1 и меньше 5,2-5,3 5,4-5,5 5,6-5,7 5,8 и больше 4,9 и меньше 5,0-5,1 5,2-5,3 5,4-5,5 5,6 и больше 4,7 и меньше 4,8-4,9 5,0-5,1 5,2-5,3 5,4 и больше 4,6 и меньше 4,7-4,8 4,9-5,0 5,1-5,2 5,3 и больше

Окончание табл. 44

Непрерывный бег 5 мин, м       –         –         –     1376 и больше 1281–1375 1186-1280 1191-1185 1190 и меньше 1446 и больше 1341-1445 1236–1340 1131-1235 1130 и меньше 1576 и больше 1476-1575 1376-1475 1276-1375 1275 и меньше
Прыжок в длину с места, см   170 и больше 155-171 140-154 125-139 124 и меньше 182 и больше 165-181 150-164 135-149 134 и меньше 198 и больше 183-197 168-182 153-167 152 и меньше 213 и больше 198-212 183-197 168-182 167 и меньше 238 и больше 219-237 200-218 181-199 180 и меньше 251 и больше 235-250 219-234 203-218 202 и меньше
Прыжки вверх с места, см     38 и больше 33-37 28-32 23-27 22 и меньше 40 и больше 35-39 30-34 25-29 24 и меньше 45 и больше 40-44 35-39 30-34 29 и меньше 50 и больше 45-49 40–44 35-39 34 и меньше 55 и больше 50–54 45-49 40-44 39 и меньше 60 и больше 55-59 50-54 45-49 44 и меньше
Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, см 270 и больше 230-265 195-225 160-190 155 и меньше 310 и больше 275-305 240-270 205–235 200 и меньше 355 и больше 320-350 285-315 250-280 245 и меньше 410 и больше 375-405 340-370 305-335 300 и меньше 480 и больше 445-475 410–440 375-405 370 и меньше 575 и больше 540-570 505-535 470-500 465 и меньше
Подтягивание из виса, количество раз   8 и больше 6-7 4-5 2-3 1 и меньше 9 и больше 7-8 5-6 3-4 2 и меньше 10 и больше 8-9 6-7 4-5 3 и меньше 13 и больше 10-12 7-9 4-6 3 и меньше 17 и больше 13-16 9-12 50–б 4 и меньше 17 и больше 13-16 9-12 50–0 4 и меньше

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. В таблице 45 перечислены требования, предъявляемые к занимающимся некоторыми видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей в спортивные школы. В таблице 46 дана характеристика тех физических качеств и морфофункциональных показателей, которые являются наиболее значимыми для отбора в определенном виде спорта.

Таблица 45

Требования, предъявляемые к занимающимся некоторыми

Видами спорта

Вид спорта Требования к спортсменам
необходимые дополняющие второстепенные
Баскетбол Волейбол Высокий рост, ловкость (мягкость движений) Быстрота, выносливость, прыгучесть Гибкость, сила рук и становая сила
Бокс Быстрота, ловкость (мягкость и точность движений) Сила рук, становая сила, выносливость, ростовесовой показатель более 100 Гибкость, сила ног
Борьба Ловкость (мягкость и точность движений) Сила рук, становая сила, выносливость, ростовесовой показатель более 100, быстрота Гибкость
Прыжки в воду. Фигурное катание на коньках Ловкость (во всех ее проявлениях), ростовесовой показатель более 100* Сила, гибкость Выносливость, быстрота
Гребля Высокий рост, длинные конечности, выносливость, ловкость Становая сила, сила рук и ног Быстрота, гибкость
Конькобежный спорт. Лыжный спорт. Легкая атлетика – бег на средние и длинные дистанции Выносливость, сила ног, ростовесовой показатель более 100 Ловкость, становая сила, быстрота Гибкость, сила рук
Плавание Выносливость, гибкость (плечевой и голеностопный суставы), ловкость (координация движений), «чувство воды» Высокий рост, сила, ростовесовой показатель более 100 Быстрота
Стрельба пулевая и стендовая Ловкость (тонкая координация движений) Выносливость Сила, гибкость, быстрота
Фехтование Ловкость (во всех ее проявлениях), быстрота Высокий рост, сила ног, выносливость Гибкость

*Ростовесовой показатель – разница между длиной и массой тела.

Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного значения и т.п.

Таблица 46

Наши рекомендации