Вершинная психология( Гуманистич)
Психология как наука
Психология – наука о душе. Исторически формир.и развивается как раздел философии. Термин психология возникает в 17в. Однако как наука, она появилась в XIX веке, Вильгельм Вундт отделил науку психологию. Психология трактуется как наука о закономерностях и механизмах психических явлений. Психические явления –т факторы внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальным свойством субъекта явл непосредственная представленность субъекту. Психич процессы не только проичсходят в нас, но и непосредственно нам открываются. . Мы не только видим, чувствуем, мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим В психологии объект и субъект познания сливаются, совпадают.
Родоначальником экспериментальной психологии считается Вильгельм Вундт, а 1879 год, год основания Вундтом психологической лаборатории при Лейпцигском университете, традиционно считается годом рождения научной психологии. Вундт отождествлял понятия психика и сознание. По мнению Вундта психология является наукой о структурах сознания, поскольку раскрыть суть явления, в том числе и психического, можно только проанализировав составляющие его простейшие элементы - это т.н. структуралистский подход. По мнению структуралистов основным материалом сознания служат ощущения, образы и чувства. С 1881 года Уильям Джеймс в США осуществляет другой подход к анализу психики. Его группа опиралась в своих исследованиях на следующий методологический принцип: сознательная жизнь - это непрерывный поток, а не ряд дискретных элементов. Современная психология - наука, изучающая психические явления, процессы и психическую деятельность как особенный вид реальности в ее специфических характеристиках, в системе наиболее общих психологических категорий - образа, мотива, действия
Методы психологии.
Для сбора фактического материала психологией наиболее широко используются следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов дея-тельности, анкета, тесты, + лонгитюдный.
Наблюдения – целенаправленное изучение действий и поступков личности в различных естественных ситуациях. Наблюдение ведётся в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности. При этом важно, чтобы объект наблюдения не знал, что его изучают. Распространённый вид наблюдения – включённое наблюдение, когда исследователь взаимодействует с испытуемым. Плюсы метода: сохранение естест-венности. Минусы: долговременность.
Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях. Этот метод основной в психологии. Он позволяет установить причины психического явления. Плюсы: появление изучаемых психических явлений в ожидаемое время. Минусы: неестественность. Различают два вида психического эксперимента: лабораторный и естественный. В лабораторных условиях используется аппаратура. А в естественном эксперименте просто создаются определённые условия.
Метод беседы – сбор фактов в процессе личного общения. Позволяет изменять вопросы в соответствии с полученными ответами, использовать косвенные вопросы.
Метод изучения продуктов деятельности. ( предметов, рисунков) Используется как вспомогательный. Плюсы: неоднократное исследование продуктов.
Метод анкеты – письменный самоотчёт испытуемого по специально разработанной программе. Плюсы: возможность получения большой по объёму информации. Минусы: невозможность соотнести ответов с реальным поведением.
Тесты предназначены для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных науке психологических особенностей. (Тест Маховера «Нарисуй человека»
Сравнительный метод- предполагает при наличии общей задачи и единого предмета исследования изучения нескольких объектов и сравнения результатов. Лонгитюдный метод- изучение психических явлений в развитии. Предполагает одних и тех же испытуемых в течении длительного времени. В заключение необходимо подчеркнуть, что в реальной практике современных психологических исследований имеет место сочетание различных методов и методик, а также постоянное совершенствование известных и разработка новых их модификаций.
3. Психология и педагогика.
Педагогика- наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования людей. Психологическая подготовка- это целеустремленный процесс формирования у людей положительного отношения к жизни и деятельности, внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути. Она осуществляется в ходе обучения и воспитания, но помимо общих и специальных учебно-воспитательных мероприятий.
Задачи педагогики:
1. обучение и воспитание;
2. разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления;
Основные категории педагогики:
1. народная педагогика - занимается традиционными народными методами и приемами;
2. педагогика высшей школы - изучает особенности обучения, воспитания и развития людей, в процессе получения высшего образования;
3. школьная педагогика - исследует особенности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения образования в средних школах;
4. коррекционная педагогика- занимается обучением и воспитанием людей в интересах коррекции их личности и деятельности;
5. профессиональн педагогика- ориентиров. на изучение процессов обучения, воспитания и подготовки представит. Различн.профессий;
6. педагогика неформального образов.- изучает не традиционные методы и способы обучения и воспитания;
Для сбора фактического материала психологией наиболее широко используются следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, анкета, тесты.
Бихевиоризм.
Основные направления и школы психологии XX века:
Бихевиоризм, гештальтпсихология( объект- восприятие),вюрцбургская школа( сделали мышление предметом исследования), психоанализ Фрейд(глубинная психология), когнитивная психология( интнлект.и мыслит.процессы), гуманистическая психология (вершинная) Рождерс, внимание к личноти(гл задача личн.- самоактуализация)стать тем, кем способен)
Бихевиоризм(повеление) возник в конце XIX.в США. Основоположники: Торндайк, Уотсон. Основная концепция этого предм базировалась на том, что предметом психологии является не сознание и деятельность сознания, а поведение. Поведение выражается в тех или иных поступках, действиях, реакциях и зависит от внешнего воздействия (стимула).
Таким образом, по мнению бихевиористов, можно сопоставить характеристику стимула и характеристику поведения. Задавая определённую последовательность стимулов, можно получить планируемые эффекты и, если необходимо, закрепить эту связь. Выявление внутренних механизмов не требуется для установления зависимости «стимул-реакция». Концепция бихевиористов получила подтверждение на практике, но в ней оказалось множество недостатков, особенно в создании общей объясняющей модели поведения, т.к. игнорировал активный характер психической деятельности, не давал объяснения высоким духовным проявлениям человека.
Глубинная Психология.
Основные направления и школы психологии XX века:
Бихевиоризм, гештальтпсихология( объект- восприятие),вюрцбургская школа( сделали мышление предметом исследования), психоанализ Фрейд(глубинная психология), когнитивная психология( интнлект.и мыслит.процессы), гуманистическая психология (вершинная) Рождерс, (внимание к личноти(гл задача личн.- самоактуализация)стать тем, кем способен)
Психоанализ возник в начале XX века. Основатель – австрийский психолог З. Фрейд. Он видел основную задачу в психологии в познании глубинных механизмов психики. Психика – свойство высокоразвитых живых организмов отражать окружающую среду в форме ощущений, образов, переживаний и способность формировать адекватные способы поведения в этой среде. Фрейд разделил психику на два уровня: сознательный и бессознательный. При чём роль бессознательного в поведении человека намного больше, чем сознательного. Человек может осознавать, что он воспринимает, вспоминает, мыслит, испытывает эмоции; человек может осознавать, что именно он воспринимает, вспоминает и т.д. В то же время осознаваемость не означает, что он всегда осознает содержание своего психического акта, ни то, что он всегда осознает себя в этом процессе. Этот вид психологии направлен на познание внутреннего Ego(Я) человека. Оно управляет поведением человека. По мнению Фрейда, сон и сновидения являются факторами, способствующими энергетическому равновесию.
А фактором нарушения энергетического равновесия является тревожность.
6. Когнитивная психология.
Основные направления и школы психологии XX века:
Бихевиоризм, гештальтпсихология( объект- восприятие),вюрцбургская школа( сделали мышление предметом исследования), психоа- нализ Фрейд(глубинная психология), когнитивная психология( интнлект.и мыслит.процессы), гуманистическая психология (вершинная) Рождерс, внимание к личноти(гл задача личн.- самоактуализация)стать тем, кем способен)
Согласно основным идеям когнитивной психологии, решающую роль в поведении человека играют интеллектуальные и мыслительные процессы. Мышление – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач. Поэтому главной задачей психологии является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. В теории Келли утверждается, что любое событие, происходящее с человеком, открыто для многократного интерпретирования. Единственной и достаточной причиной мотивации людей является сам факт жизни и вытекающее из этого факта желание прогнозировать будущие события. Из этого следует, что 1) люди как правило ориентируются на будущее. 2) Активно форми- руют представление об окружении, а не просто пассивно реагируют на него. 3) Ни прошлые, ни настоящие события не являются определяющими в поведении человека, а он сам, обычно контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов. (при условии, что он не предпочтёт обратное). Основной постулат Келли – поведение человека направлено на прогноз событ- ий. В результате диапазон поведения зависит от личностных конструктов – моделей и систем, при помощи которых происходит восприятие мира. Для каждого человека эти системы носят уникальный характер. Выделяют три основных типа конструктов: 1) упредительный – тип конструкта, который стандартизирует свои элементы, чтобы они были исключительно в его диапазоне (то, что попадает в одну классификацию, исключается из другого; 2) констелляторный конструкт – тип конструкта, который позволяет его элементам принадлежать одновременно другим сферам, при этом элементы идентифицированы особым образом и фиксированы (стереотипное мышление); 3) предполагающий конструкт – тип конструкта, который позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативные взгляды на мир.
Люди делятся на когнитивно простых (имеют конструктную систему, в которой не ясны различия между конструктами, затрудняющиеся отличать себя от других, не способны прогнозировать поведение других) и когнитивно сложных (наоборот). ( в кот.неясны различия).
Вершинная психология( Гуманистич)
Основные направления и школы психологии XX века:
Бихевиоризм, гештальтпсихология( объект- восприятие),вюрцбургская школа( сделали мышление предметом исследования), психоа- нализ Фрейд(глубинная психология), когнитивная психология( интнлект.и мыслит.процессы), гуманистическая психология (вершинная) Рождерс, внимание к личноти(гл задача личн.- самоактуализация)стать тем, кем способен)
Гуманистическая психология возникла в конце 60-х XX века. Представители – Роджерс, Маслоу. Основной принцип – оптимистический взгляд на псироду человека, утверждение личностного характера чел жижни, внимание к личности.
По мнению Ви.Франкла, основной проблемой человека в условиях современной цивилизации является утрата людьми смысла жизни, пребывание в экзистенциальном вакууме. Франкл разработал метод логотерапии – возвращение психического здоровья чечез поиск и обретение смысла жизни. Маслоу зафиксировал такие потребности людей как: физиологические, потребность в безопасности, в любви,
в признании, в самоактуализации (стать тем, кем способен).
8. Психика. Этапы развития психики в филогенезе.
Психика – свойство высокоразвитых живых организмов отражать окружающую среду в форме ощущений, образов, переживаний и способность формировать адекватные способы поведения в этой среде. Она сформировалась в процессе эволюции. Осн принципы формирования и функциониров психики чел а следов.и её изучения- единство психики и деятельности, её индивидуальный хар-р и её целостность. В каждом психическом акте присутствуют сознательный и бессознательный уровни. Психика формируется в процессе жизнедеятельности. Психика – основа активности и деятельности людей. Признаки деятельности: сознательность, социальность, предметность, целенаправленность. Деятельность- единство внешн и внутр сознания и поведения.
Филогенез в психологии – процесс возникновения и исторического развития психики и поведения человека и животных. Основной проблемой при изучении филогенеза считают: выделение главных этапов эволюции жизни человека. Одной из самых распространённых является схема Бюллера (инстинкт-навык-интеллект)
1. Инстинкт – совокупность врождённых навыков в психике животного и человека.
2. Навык – инстинкт с дополнениями, относительно окружающей среды.
3. Интеллект – наивысшая стадия, рациональное познание.
Сознание – высший уровень организации психики человека; способность осознанно воспринимать окружающий мир и собственные переживания. К основным признакам сознания относят: рефлекторность (способность отдавать себе отчёт о своих протекающих процессах), экстравертированность, самоуправление, самоконтроль, связь сознания с языком и речью, способность к коммуникации. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная деятельность людей.