Физическое развитие и охрана здоровья детей раннего возраста
В области физического развития и охраны здоровья детей перед педагогами стоят следующие задачи:
• Создавать условия для. укрепления здоровья детей (соблюдать рациональный режим дня; проводить работу по профилактике и снижению заболеваемости; способствовать становлению ценностей здорового образа жизни).
• Создавать условия Для развития различных видов двигательной активности.
• Способствовать формированию навыков безопасного поведения.
Важное значение для укрепления здоровья и физического развития детей имеет правильная организация режима питания, сна, бодрствования, прогулок.
Полноценное питание способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию его органов и тканей, повышает устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Промежутки между кормлениями в раннем возрасте составляют от 3,5 до 4,5 часов.
Пища должна быть калорийной с достаточным количеством витаминов. Питание необходимо организовать в соответствии с медицинскими требованиями и с учетом индивидуальной диеты.
Для полноценного усвоения пищи большую роль играют ее вкусовые качества, консистенция, правильная сервировка стола, удобная мебель. Пища должна быть достаточно теплой, твердая — удобно нарезанной.
Не менее важное значение имеет эмоциональное состояние ребенка во время приема пищи. Если он подавлен, испытывает тревогу и беспокойство, у него пропадает аппетит. Поэтому воспитатели должны поддерживать у детей хорошее настроение, не заставлять их есть через силу, ругать или поддразнивать. Многим детям свойственна разборчивость в отношении пищи, в раннем возрасте появляется чувство брезгливости, поэтому блюда должны быть вкусными и внешне привлекательными. Посуда должна быть нарядной, с рисунком на дне тарелки — это вызывает у ребенка желание доесть блюдо до конца, чтобы увидеть картинку.
Воспитатель кормит малышей, которые не умеют, есть самостоятельно. При этом необходимо проявлять терпение и деликатность, не допуская резких, грубых действий. Детям, которые умеют, есть самостоятельно, воспитатель при необходимости помогает.
Сон. У детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет длительность периода бодрствования составляет примерно 4,5 часа, поэтому они нуждаются в двух дневных снах. После 1,5 лет период бодрствования достигает 5—5,5 часов, дети обычно переходят на одноразовый дневной сон.
Необходимо учитывать, что потребность в сне у детей различна и может меняться в зависимости от состояния здоровья, погодных условий и пр. Поэтому следует проявлять гиб-кость в организации сна и бодрствования, ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на его индивидуальные особенности. Информацию об особенностях его сна воспитатель может получить от родителей и из собственных наблюдений. Не нужно выдерживать в кроватке ребенка, если он отказывается от второго сна, или заставлять бодрствовать, если он устал и хочет спать. Детей, которые спят дольше, следует укладывать первыми и поднимать последними, тех, кто спит меньше — наоборот. Легко возбудимые дети более других нуждаются в отдыхе, но засыпают с трудом. Их необходимо своевременно уложить спать, создать благоприятную обстановку.
В спальне или на веранде должно быть чисто, уютно, кроватки застелены красивым бельем. Готовя детей ко сну, воспитатель создает соответствующее настроение: рассказывает сказку, поет колыбельную, ненадолго включает тихую музыку.
В распорядке дня следует предусматривать ситуации, когда один воспитатель укладывает детей спать, а другой продолжает занятия с группой малышей, еще не готовых отдыхать.
Бодрствование. В периоды бодрствования как в групповом помещении, так и на прогулке с детьми проводятся развивающие игры-занятия, сочетающиеся с самостоятельной деятельностью детей. Педагоги должны стремиться соблюдать баланс между подвижными и спокойными видами деятельности, между совместной игрой детей и самостоятельными занятиями ребенка
Во время прогулки педагоги предоставляют детям возможность свободно поиграть, побегать. При этом необходимо следить, чтобы они не переутомлялись, своевременно предлагать спокойные занятия (собрать букет из опавших листьев, рассмотреть жука, построить дом из песка). Если же дети не могут найти себе интересное занятие, можно предложить им поиграть, чередуя подвижные и спокойные игры.
Следует уделять особое внимание одеванию ребенка для прогулки. Родителям нужно разъяснять, что одежда не должна стеснять движений, дыхания и кровообращения. В ней должно быть минимальное количество завязок и застежек, чтобы переодевание происходило легко и свободно; она должна соответствовать погоде, чтобы ребенок не перегревался и не переохлаждался.
Представление о ценностях здорового образа жизни начинает формироваться уже в первые годы, если взрослые подают детям пример соответствующего поведения, приучают к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно, что вредно для здоровья.
Постоянный пример взрослого' побуждает детей к подражанию, делает привычным соблюдение правил гигиены. Малышам подают пример и побуждают мыть руки, пользовать-ся салфеткой, носовым платком и др. Воспитатель должен мыть руки до и после каждой из следующих процедур: кормление, смена подгузников, медицинских процедур и пр.
Приучая детей к гигиеническим и оздоровительным процедурам, навыкам опрятности, педагоги должны стремиться, чтобы ребенку был понятен «мысли этих действий, чтобы ему было интересно, чтобы он не испытывал дискомфорта. Так, взрослые рассказывают, что ручки должны всегда быть чистыми (тогда он будет красивым и здоровым); утреннюю гимнастику нужно делать, чтобы стать сильным и ловким, и т.п. Совершая гигиенические и оздоровительные процедуры, желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стишками, потешками.
Можно использовать стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С. Капутикян, М. Мошковской и др.
Детей приучают умываться перед едой, после прогулки, пользования туалетом, а также в тех случаях, когда они испачкаются. В туалетной комнате должны быть низкие маленькие раковины, легко открывающиеся и закрывающиеся краны. Желательно, чтобы у каждого был свой шкафчик для туалетных принадлежностей, а в нем удобно расположенные вешалка для полотенца, полочка для мыльницы, зубной пасты и щетки.
Чтобы сделать процедуру умывания привлекательной для ребенка, взрослый старается заинтересовать его, например: «Сережа, давай помоем ручки, где твое мыльце? Посмотри, какое оно душистое, гладкое! Какая получится пена, когда ты намылишь ручки?» Малыш может самостоятельно намочить руки, взять мыло. Взрослый должен следить, чтобы вода не затекала в рукава, не попадала за воротник, иначе ребенку будет неприятно, он начнет капризничать и в следующий раз не захочет умываться. Если малыш вытирается самостоятельно, взрослый обращает его внимание на то, чтобы руки и лицо были сухими.
Приучая пользоваться горшком или унитазом, воспитателю следует позаботиться о том, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта. В туалетной комнате должны быть удобные детские унитазы и горшки. Нельзя принуждать малыша садиться на горшок, если он сопротивляется. Следует подгадать соответствующее время, предложить ему пойти в туалет, уговорить его. Обязательно нужно похвалить малыша, если он согласился сесть на горшок или сам попросился в туалет. Не надо ругать ребенка за испачканное белье, достаточно мягко выразить сожаление.
Воспитатель должен предостерегать детей от разнообразных злоупотреблений (не переедать сладкого, не переохлаждаться, не перегреваться на солнце). На доступном для ребенка уровне объяснять, какой вред все это может принести здоровью.
Формированию у детей ценностей здорового образа жизни способствует рассматривание вместе с детьми иллюстраций и тематических картинок, чтение стихов, сказок, просмотр мультфильмов и видеофильмов соответствующего содержания.
Работа по профилактике и снижению заболеваемости детей предполагает соблюдение ряда правил и проведение различных оздоровительных мероприятий.
Воспитатели следят за чистотой групповых помещений, материалов и игрушек. Ежедневно следует протирать мебель и стены, мыть игрушки, чистить ковры пылесосом, регулярно проверять и просушивать коврики, салфетки, нагрудники и скатерти стирать после каждого использования; тряпки для уборки помещений ежедневно мыть или менять; туалетные комнаты подвергать санобработке каждый день по мере надобности. Не менее важно следить за чистотой воздуха. Во время прогулок необходимо проветривать помещения. Можно поддерживать микроклимат при помощи вентиляции. Когда дети находятся в группе, воспитатели следят за тем, чтобы не было сквозняков.
Работники детских учреждений должны регулярно проходить полное медицинское обследование, а педагоги должны следить за состоянием здоровья детей. Если ребенок облился или испачкался во время еды, пользования туалетом, промок на прогулке, его следует сразу же переодеть в сухую чистую одежду. Необходимо обязательно выяснить у родителей, нет ли у него каких-либо хронических заболеваний, аллергии на пищевые продукты, реакции на солнце или пыльцу растений. При приеме детей следует спрашивать у родителей, как малыш спал, ел, вел себя утром. Воспитатель должен осмотреть его, обращая внимание на изменения уровня двигательной активности, наличие сыпи, припухлостей, воспалений, выделений из носа, ушей и глаз. Воспитатель фиксирует и передает сотрудникам другой смены и родителям все случаи и наблюдения, вызвавшие тревогу за здоровье ребенка (плохое настроение, раздражительность, вялость, плохой сон, отсутствие аппетита, отказ от игр и занятий и т.п.). Если в течение дня у него обнаруживается недомогание, необходимо обратиться к врачу, оказать первую помощь, вызвать родителей. В помещении группы должно быть такое место, где ребенок, испытывающий недомогание, может спокойно полежать. Воспитателю необходимо постоянно держать это место в поле зрения. При подозрении на инфекционное заболевание малыша следует поместить в изолятор, в экстренных случаях вызвать неотложную помощь.
Некоторые дети постоянно нуждаются в приеме лекарств, поэтому воспитатель должен уметь осуществлять соответствующий уход за ними. Лекарства надо давать ребенку в точном соответствии с инструкциями на упаковке или рекомендациями врача и с письменного разрешения родителей. Все медикаменты, должны быть в упаковке производителя, снабжены наклейкой с именем ребенка и инструкциями по применению.
Лекарственные препараты должны храниться в недоступном для детей месте или в запирающейся аптечке. Конечно, воспитатели не могут разбираться во всех областях медицины, но необходимыми навыками ухода и оказания первой помощи они должны обладать, в частности при ушибах, носовых кровотечениях, укусах насекомых, отравлениях, ожогах. В помещении каждой группы должна быть укомплектована аптечка первой помощи, содержащая:
• новые одноразовые перчатки;
• невскрытые упаковки спиртовых или антисептических салфеток;
• ножницы;
• пинцет;
• термометр;
• лейкопластырь;
• стерильные марлевые и ватные тампоны;
• бинт;
• средство от укусов насекомых;
• инструкцию по оказанию первой помощи.
Каждый ребенок должен иметь индивидуальные подгузники, постельное белье, одеяло, полотенца. Игрушки, которые грызут дети, должны быть помечены и находиться в специальных бачках для хранения и мытья.
В целях профилактики и снижения заболеваемости детей проводятся оздоровительные мероприятия: различные виды закаливания, воздушные и солнечные ванны, массаж, витамина, фито и физиотерапия, корригирующая гимнастика. Все эти процедуры должны проводиться специалистами по рекомендации и под наблюдением медицинского персонала и при согласовании с родителями.
В целях рациональной организации работы по профилактике и снижению заболеваемости детей можно создавать специальные группы для часто болеющих, с которыми проводятся соответствующие процедуры, занятия, устанавливается индивидуальный режим дня.
Для развития двигательной активности необходимо:
• обеспечить должное оснащение — спортивное оборудование и инвентарь;
• организовать групповое пространство таким образом, чтобы дети могли свободно передвигаться по всей комнате, имели доступ к спортивным снарядам и игрушкам;
• проводить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры.
Воспитатели создают условия для развития у детей основных движений — ходьбы, бега, лазанья, бросания и др.; координации движений; формирования правильной осанки. Для этого в детском учреждении должны быть специальное оборудование и материалы: лесенки, горки, дорожки с препятствием, скамеечки, мячи и пр. Эти приспособления стимулируют детей к разного рода движениям: подниматься и спускаться по лесенке, перешагивать, подлезать, проползать, переносить, идти в определенном направлении, соблюдать равновесие, ходить по разной поверхности, бросать, метать в цель и пр.
Спортивное оборудование, инвентарь и игрушки должны быть в спортивном зале, в групповом помещении (спортивный уголок, мини-стадион) и на участке.
Педагоги могут использовать разнообразные формы организации двигательной активности детей: организуют подвижные игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками, бегом. Эти игры проводятся как в групповом помещении, так и во время прогулки. Следует включать элементы двигательной активности во все занятия с детьми, поддерживать их стремление к подвижным играм.
Воспитатели проводят также утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после дна и пр. В эти занятия включаются обще-укрепляющие упражнения, в положении стоя, сидя, лежа, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног. При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности, в частности мягкость и податливость скелета, недостаточное развитие мускулатуры и связочного аппарата, быструю утомляемость. Некоторые движения вредны детям. Нельзя предлагать им висеть на руках, прыгать с высоты, добиваться правильного исполнения тех или иных упражнений путем длительного повторения.
Чтобы пробудить у детей интерес к занятиям, педагоги проводят их в игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий («прыгаем как зайчики», «ходим как мишка», «птички полетели», «цветочки растут» и т.п.). При этом взрослые не должны ограничивать стремление детей к творческому само-выражению в двигательной активности, напротив, следует стимулировать и поощрять малышей в придумывании двигательных элементов.
Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального подхода. Педагоги должны ориентироваться на состояние здоровья каждого ребенка, темпы его физического развития, медицинские показания. Они наблюдают за самочувствием детей, варьируют содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого, соблюдая баланс между подвижными и спокойными занятиями, не допуская перевозбуждения и переутомления малышей. Малоподвижных детей вовлекают в подвижные игры, слишком подвижных переключают на более спокойные игры. Если возникает необходимость в коррекции движений ребенка, педагоги должны использовать не порицания, а игровые приемы, переключение, поощрение.
В целях формирования у детей навыков безопасного поведения взрослые должны разъяснять и предостерегать малышей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Их нужно оберегать от контактов с мелкими, хрупкими, колющими, режущими, пожароопасными предметами, предметами бытовой химии, лекарствами и пр. Все это должно находиться вне зоны досягаемости детей. Им объясняют, что нельзя гладить и дразнить незнакомых животных, брать в рот грязные предметы, траву, цветы и пр.; необходимо соблюдать осторожность при контактах с домашними животными, избегать ядовитых, жалящих насекомых и пр.
При этом необходимые ограничения следует вводить таким образом, чтобы не напугать ребенка и не сковывать его любознательность. Надо проводить беседы с детьми, читать им книги, рассматривать вместе иллюстрации, организовывать дидактические игры на соответствующие темы.
Важное значение для укрепления здоровья и физического развития детей имеет правильная организация режима питания, сна, бодрствования, прогулок. График сна и бодрствования должен быть гибким и устанавливаться в зависимости от возрастных и индивидуальных различий детей. Питание должно быть организовано в соответствии с медицинскими требованиями и с учетом индивидуальной диеты. Во время прогулки воспитатели предоставляют малышам возможность свободно поиграть, побегать, следят, чтобы они не переутомлялись, своевременно предлагают спокойные занятия.
Представление о ценностях здорового образа жизни начинает формироваться уже в первые годы жизни, если взрослые подают детям пример соответствующего поведения, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют и рассказывают, что полезно, что вредно для здоровья; формируют навыки личной гигиены: мыть руки, пользоваться салфеткой, носовым платком, туалетом.
В детском учреждении проводится работа по профилактике и снижению заболеваемости детей, которая предполагает соблюдение ряда правил (поддерживать чистоту в помещениях, следить за состоянием здоровья каждого и др.) и проведение различных оздоровительных мероприятий.
Воспитатели заботятся о безопасности детей: создают безопасную среду, предостерегают их от поступков, угрожающих жизни и здоровью, обучают правилам безопасного поведения.
Ласково прощаясь с ребенком, воспитатель готовит его к завтрашней встрече: «До свидания, Катенька! Завтра придешь, будем играть снова. До завтра!»
Раздевание и одевание детей занимают много времени в течение дня. Эти процедуры также следует использовать для развития у них самостоятельных действий, поэтому надо предоставить им возможность упражняться в последовательности операций. Малыши могут наблюдать за тем, как одеваются сами другие дети, попытаться подражать им. Имитируя действия других, действуя по показу воспитателя или следуя его простым инструкциям, они учатся снимать и надевать одежду, расстегивать и застегивать застежки. Желательно, чтобы застежки были удобными (на молнии, на липучках), более старшие дети учатся расстегивать и застегивать пуговицы.
Помогая малышу одеваться и раздеваться, воспитатель должен быть спокойным и терпеливым, не ругать, не подгонять ребенка, не совершать резких и грубых действий. Все должно сопровождаться ласковой речью, называя предметы одежды, рассказывая, что и для чего в данный момент взрослый и ребенок делают: «Сейчас мы возьмем носочки и наденем их, чтобы ножки не замерзли, потом наденем сапожки. Вот так, молодец!» Предлагая ребенку попробовать самому выполнить то или иное действие, нужно подбодрить его, вселяя в малыша уверенность в успехе и помощи взрослого: «Олечка, смотри, ты уже почти научилась сама надевать варежки. Попробуй теперь сама надеть вторую рукавичку. Что, пальчик застрял? Не беда, я тебе чуть-чуть помогу, и все получится. Вот молодец!»
Уход за внешним видом. Взрослые привлекают внимание детей к их внешнему виду, деликатно побуждают пользоваться носовым платком, устранять непорядок в одежде, прическе: «Анечка, у тебя бантик развязался, давай завяжем его, сделаем красивую прическу». Помогая малышу заправить рубашку, причесаться, высморкаться, можно подвести его к зеркалу и вместе порадоваться, похвалить его: «Вот молодец, теперь у тебя все в порядке». Не следует стыдить ребенка, привлекать внимание других детей к непорядку в его внешнем виде. Когда малыш радуется чистой красивой одежде, аккуратной прическе и испытывает чувство брезгливости от испачканной обуви, непричесанных волос, он сам охотно просит взрослого помочь ему устранить эти недостатки.
Помощь воспитателю. Наиболее успешно разнообразные социальные навыки формируются у детей в процессе сотрудничества со взрослыми. Малыши наблюдают за их деятельностью и по мере возможности включаются в нее. Воспитатель обращает их внимание на все, что делает сам, рассказывает, что и для чего он это делает, предлагает детям помочь ему. Малыши могут помогать накрывать на стол (приносить и раскладывать ложки, салфетки и пр.), убирать и мыть игрушки, развешивать полотенца.
Уход за вещами и игрушками. По окончании игры или занятия педагог побуждает малышей вместе с ним складывать игрушки на место. Нужно объяснить им, что любую игрушку легко найти, если она всегда находится «в своем домике». Воспитатель предлагает малышам помыть игрушки, искупать кукол, постирать их одежду.
Они учатся вешать одежду, ставить обувь, класть на место шапку, шарф и варежки в своем шкафчике. Чтобы легко отыскать его, на дверцу обычно прикрепляют картинку. Пусть малыш выберет ее сам. Раздеваясь для дневного сна, дети складывают одежду на стульчик; ставят обувь под кроватку. Раздевая и одевая самых маленьких, педагоги также побуждают их помогать: показать, где шапочка, куда поставить сапожки, положить на место варежки.