В. Факторы и концепции развития человека. Ценностно-целевые основания современной педагогики

Ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная; образование как ценностьобщественная; образование как ценностьличностная.

Чрезвычайно важно видеть как общее, так и особенное в содержании указанных аксиологических блоков, их взаимопроникновение и взаимодополнение, свидетельствующие о целесообразности и даже необходимости системного, комплексного подхода к анализу и синтезу данных характеристик. Системность же в подходе, в свою очередь, предполагает целостность самого понятия"ценность" применительно к образованию.

Недостаточно лишь констатировать аксиоматически самоочевидную государственную ценность образования. Да, конечно, нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. В этом смысле любое государство должно быть заинтересовано в развитии образования, придания этой сфере приоритетной государственной значимости. Но одними декларациями о государственной ценности образования ограничиваться нельзя. Эти декларации и лозунги, даже если они провозглашаются на самом высоком государственном уровне, обычно носят откровенно популистский характер, не подкрепляясь ни конкретным механизмом реализации, ни достойным финансовым, материально-техническим, информационным, кадровым, правовым и научно-методическим обеспечением.

Нет необходимости доказывать, что постсоветская Россия переживает едва ли не наиболее трудные времена в своей многовековой истории. Переход от тоталитаризма к демократическому общественному устройству страны оказался крайне болезненным и трудным. Необходимые экономические и социальные широкомасштабные реформы требуют главного — заинтересованной и сознательнойчеловеческой поддержки,активного участия всего народа в построении свободного гражданского, экономически состоятельного общества. Решить подобные глобальные проблемы перехода от одной социальной системы к другой в одночасье, "кавалерийским наскоком", невозможно — сказывается естественное ментальное сопротивление общества, привыкшего жить в условиях совершенно иных ценностей и приоритетов.

Казалось бы, государственная мудрость должна подсказывать выход из этого сложнейшего положения: наряду с решением текущих социально-экономических проблем, уделять стратегически приоритетное внимание сфере образования, воспитанию поистине нового Человека, способного жить и трудиться в принципиально новых условиях демократии и свободы, но, вместе с тем, в жестких и порой жестоких условиях рыночной экономики и конкуренции по всему спектру человеческих отношений... Вполне естественно, что это требует повышенной ответственности человека за собственную судьбу, судьбу своих детей и близких, судьбу своей страны, ее будущее. Воспитать такого человека нелегко. Без коренных сдвигов в сфере образования, без решительного изменения отношениягосударства к этой сфере решить данную задачу вообще не удастся.

Крайне важно содержательно раскрыть и детализировать ценностные приоритеты образования для государства,доказать эти приоритеты,убедить высших руководителей государства в жизненной важности образовательной сферы для прогрессивного развития страны, общества, его граждан.

Государство и общество — понятия отнюдь не идентичные, а взаимоотношения между ними являются весьма сложными. Далеко не всегда устремления государства и общества в развитии образования совпадают.

При всей важности коллективистских начал, предопределяющих государственно-общественную значимость образования, они не отражают главного —личностной ценности образования, индивидуально мотивированного и стимулированногоотношения человека к собственному образованию, его уровню и качеству.

В любом случае невозможно претендовать на какую бы то ни было доказательность в характеристике ценностных аспектов образования и, тем более, в их прогностическом обосновании, забывая оединстве государственной, общественной и личностной составляющих категории"ценность образования", ее системной, интегративной сущности. Толькогармония всех трех указанных аксиологических блоков создает необходимые предпосылки для перехода от фактически внешней по отношению к сфере образования, преимущественно социокультурной и социально-экономической категории"ценность", к внутренней, собственно образовательной, психолого-педагогической категории"цель",как в ее наиболее общем, глобальном, интегративном выражении, так и в дифференцированном, иерархически структурированном виде применительно к конкретным звеньям образования, отражающим его уровневый и профильный характер.

Философско-методологическое обоснование целей образования, естественно, должно предшествовать структуризации и собственно методической аранжировке этих целей, их конкретизации. Но именно в процессе конкретизации идиагностирования целей, оценки возможностей практической реализации выдвигаемых целей можно преодолеть еще далеко не изжитые декларативность и лозунговость целеполагания в образовании, когда вместо глубинных общечеловеческих и специфических (для народа данной страны) образовательных ценностей и целей, выдвигаются абстрактные, трудно технологизируемые призывы типа "формирования гармоничной, всесторонне развитой личности"...

Технология целеполагания еще ждет своей междисциплинарной, системной разработки. В ней должны быть синтезированы подходы к обоснованию механизмов включения в собственно образовательную сферу таких материально-духовных, ментальных ориентиров, которые способствовали быединству знаний и духовных, нравственных ценностей, придавали бы движению к достижению целей образования равнодействующую целенаправленность при всех естественных различиях индивидуально-личностных траекторий обучения, воспитания и развития человека.

В любом случае, однако, личностным ценностям образования должен принадлежать приоритет во всей междисциплинарной процедуре исследований, связанных с философско-методологическим осмыслением проблемы"Образование как ценность", ибо и государственные, и общественные ценности образования не могут лишь дедуктивно распространяться на личностные образовательные ценности, ограничивая их заданными пределами и рамками. Очень важно видеть и использоватьиндуктивную логику формирования образовательно-ценностных ориентиров, когда индивидуально-личностные ценности образования во всем их многообразии проецируются на плоскость интегративно понимаемых государственных и общественных образовательных ценностей и идеалов.

Наши рекомендации