Аксиологические основания современной педагогики

Аксиологический метапринцип вытекает из философского учения о ценностях - аксиологии. В последнее время "ценностный взгляд" на мир утвердился в отечественной науке столь широко и основательно, что его можно считать едва ли не доминирующим в тематике исследовательских проектов гуманитарных наук. Это объясняется тем, что ценности в природе и реальном бытии человека выступают в роли специфической призмы, преломляю-щей те или иные социально-психологические процессы. В этой связи по системе ценностей и ценностных ориентаций можно достаточно точно выявлять функциональную направленность и соц-ную значимость любого общественного процесса как системы.

Отсюда вполне естественным является "приложение" аксиоло-гического подхода и к изучению педагогических явлений и процессов, ибо, по мнению современных ученых и практиков, ценности определяют сущность образования, в том числе и воспитания человека. Именно ценности и формирование ценностного отношения к Миру в широком смысле представляют собой содержательное ядро и стратегическую направленность воспитания в наиболее ярких моделях и концепциях последнего, принадлежащих И. А. Зимней, В. А. Караковскому и др.

Ценность - это внутренне, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности. В связи с этим воспитательный процесс непосредственно связан с естественным (без давления и навязывания) введением разнообразных аксиологических ориен-тиров в духовно-прагматическую систему отношений человека к самому себе, другим людям, природе. При этом воспитатель не просто "презентует" воспитанникам определенные ценности, но создает условия для совместного с учениками открытия (понима-ния и переживания) их, что является важнейшей психологической предпосылкой интериоризации их воспитанниками.

Естественно, что содержательно категория ценности обусло-влена как социально, так и исторически. В процессе становления человечества и отдельных этносов менялся круг объектов отношения людей к окружающему их миру, к самим себе, к другим людям, к труду как необходимому способу самореали-зации, и одновременно с этим менялись и векторы отношения, определяющие ценности общественного сознания. Однако, несомненно то, что ценностные приоритеты всегда были связаны с человеком, смыслом его жизни и деятельности, протекающих в определенном этнокультурном контексте. Так, в античные времена доминирующими ценностями являлись истина, гармония, красота. В эпоху Возрождения в системе ценностей стали доминировать гуманизм, счастье, свобода, добро. Общеизвестна, например, специфическая "ценностная триада" общественного сознания дореволюционной России: монархия, православие, народ.

Приоритетным для нашего общества и, естественно, для совре-менного воспитания могут быть признаны такие ценности, как Человек, Жизнь, Семья, Родина, Труд, Коллектив в самых разно-образных вариантах их социально-психологических проявлений на гносеологическом, онтологическом и практическом уровнях.

В этой связи актуальное моделирование аксиологической системы возможно и на базе "межценностных" отношений. Например, сегодня все чаще манифестируется такая производная от ведущих смысловых конструктов ценность, как социальная мобильность, с формированием которой отдельные исследователи связывают надежду на выход нашего общества из кризиса. Одновременно многие педагоги обращаются к специфике нацио-нальных и общечеловеческих ценностей - социальных, духовных и психологических, пытаясь наметить плодотворные пути и отыскать соответствующие им механизмы эффективного формиро-вания у нынешних школьников ценностных ориентаций. В этом случае воспитание программируется как процесс, направленный на интериоризацию наиболее актуальных для современного россиянина национальных и общечеловеческих ценностей.

В качестве точек согласия в определении ценностной основы педагогики и воспитания в современных условиях следует считать ценностные ряды, отмеченные в законах "Об образовании" РФ, Концепции воспитания молодежи Брянской области.

Аксиологическим ядром в этих документах являются такие ценности, как Родина, неразрывно связанная с патриотизмом - любовью и уважением к Отечеству, гордостью за свою страну и свой народ, ответственностью перед нынешними и будущими поколениями соотечественников; коллектив, выражающаяся в сочетании личных интересов с общественными, во взаимной поддержке и помощи, обязательности и ответственности; труд, определяющая отношение к труду как необходимому способу самореализации человека и проявляющаяся в понимании значимости труда, уважении к людям труда, бережном использовании продуктов труда, исполнительности и инициативе; гуманизм как признание человека высшей ценностью, что связано с проявлением доброты, отзывчивости, понимания, милосердия; природа, содержащая мощный духовный и материальный потенциал,- условие, источник и среда жизни человека; здоровье как процесс сохранения и развития биопсихосоциальных функций человека, создающий основы оптимальной трудоспособности и социальной активности. Таким образом, можно утверждать, что аксиологический метапринцип как философско-педагогическая стратегия может являться фундаментальным основанием современной педагогики.

Введение аксиологического подхода в изучение педагогических явлений изменяет философские основы современной педагогики. Устоявшиеся методологические основы, на которых строится теория и практика педагогического процесса, не могут дать достаточно мощного толчка в развитии современной педагогической науки. Внешнее неблагополучие педагогической науки и ее кризис осознавались учеными и практиками давно. Потребовалось понять, чего недостает педагогической науке, чтобы сделать образование средством развития культурно-нравственного и интеллектуального потенциала нации, какие изменения следует произвести, чтобы создать условия для самоопределения человека в системе социальных и профессиональных ценностей.

Аксиологический подход, основные, аксиологические прин-ципы, гуманизация образования как основа аксиологического подхода помогают вывести на высокий уровень развития педагогику и связанные с ней науки, что позволит строить прогнозы развития и модели желаемого состояния образования. Аксиологический подход как одно из оснований современной педагогики изменяет теорию и практику образования в соответ-ствии с объективными требованиями социального прогресса, требованиями гуманизации российского общества в целом.

Контрольные вопросы по Педагогике:

1. Педагогика как наука

2. Воспитание

3. Понятийный аппарат педагогики

4. Связь педагогики с др. науками

5. Структура педагогической науки. Её ведущие отрасли

7. Источники и факторы развития личности

9. Аксиологические основания современной педагогики

10. Цель и задачи воспитания

14. Педагогика самовоспитания

15. Педагогика перевоспитания

17. Сущность, закономерности и принципы обучения

19. Формы организации обучения. Методы и средства

21. Педагогическое общение

24. Роль семьи и семейного воспитания

25. Содержание семейного воспитания




Наши рекомендации