Тема 2. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении в условиях социального партнерства

Ключевые понятия:

Образовательное пространство, новация, нововведение, тенденция, структура, экспертиза, эмпирические знания, образовательное учреждение, инновационный процесс , дошкольное образование, инновация, инновационная педагогическая деятельность, модернизация

План изучения темы на лекционных занятиях

1. Выбор направления инновационной деятельности.

2. Этапы процесса опытно-экспериментальной работы.

3. Предпосылки становления инновационной деятельности.

4. Основные понятия инновации.

Краткое содержание теоретических вопросов

Понятие инновация. Понятия близкие к понятию «инновации» Существенные признаки инновационного процесса. Сущность педагогической инновационной деятельности. Закономерности протекания инновационных процессов в дошкольном образовании. Этапы процесса опытно-экспериментальной работы. Виды исследовательских работ. Основы организации исследовательской и проектной деятельности работы в сфере дошкольного образования. Состав компонентов методологического аппарата исследования: тема, проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи. Педагогический эксперимент: выбор критериев и показателей эффективности исследовательской деятельности, этапы проведения, мониторинг, анализ и оценка результатов. Методы исследования психолого-педагогических проблем. Наблюдение, эксперимент, методы опроса, тестирование, изучение передового педагогического опыта, изучение педагогической литературы. Проектная деятельность в образовании: сущность проектной деятельности, типология проектов. Этапы работы над проектом: диагностика, целеполагание, поиск информации, разработка и оформление проекта, защита проекта, реализация на практике, рефлексия. Деятельность на различных этапах проектирования. Примерная структура проекта. Организация проектной деятельности дошкольников. Занятия-проекты, их особенности, методика подготовки и проведения.

Практические занятия

1. Закономерности протекания инновационных процессов.

2. Требования к образовательной программе ДОУ

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме

1. Основные подходы к организации инновационной деятельности ДОУ.

2. Основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования

3. Источники инноваций в ДОУ

Вопросы (задания) для самоконтроля

1. Дать определение дошкольной педагогики как науки.

2. Назовите принципы, на которых основывается дошкольное образование?

3. Каковы цели и задачи дошкольного образования?

4. Что такое инновация?

5. Что характеризует инновации в образовании?

6. Какие понятия являются близкими к понятию «инновации»?

7. Каковы существенные признаки инновационного процесса?

8. Что такое педагогическая инновационная деятельность?

9. Проследите специфику развития образовательных программ дошкольного воспитания.

10. Какие проблемы являются актуальными для дошкольного образования?

11. Каковы закономерности протекания инновационных процессов?

12. Назовите требования к образовательной программе ДОУ

13. Перечислите типы и виды классификаций программ вариативных образовательных программ

14. Проанализируйте основные структурные компоненты программы

Тема 3 Методические и технологические основы педагогической деятельности воспитателя в ДОУ12

Ключевые понятия:

Альтернатива, педагогическая деятельность, деятельность детей, интеграция, комплексный, мышление педагогическое, среда(предметная), среда(развивающая предметная), среда(обогащённая), структура, функция

План изучения темы на лекционных занятиях

1. Состояние методической службы в ДОУ.

2. Роль старшего воспитателя в организации управленческой деятельности.

3. Методический кабинет в дошкольном учреждении.

4. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы.

5. Осуществление задач воспитания детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Краткое содержание теоретических вопросов

Формы и содержание методической работы воспитателя детей дошкольного возраста. Работа педагогического совета, методических объединений ДОУ. Самообразование, повышение профессиональной квалификации, аттестация педагогов как условие развития их профессиональной компетентности. Анализ примерных и вариативных программ дошкольного образования. Планирование образовательного процесса в ДОУ с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников

Практические занятия

1 Педагогическое творчество воспитателя.

2 Взаимосвязь профессиональной компетентности

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме

1. Методическая работа в ДОУ на современном этапе.

2. Организация и руководство методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода.

3. Изучение и анализ педагогической литературы по проблемам дошкольного образования.

4. Профессиональное совершенствование специалистов ДОУ.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Перечислите и охарактеризуйте основные направления совершенствования педагогического процесса в дошкольном образовании.

2. Охарактеризуйте личность старшего воспитателя дошкольного учреждения

3. Определите роль старшего воспитателя в организации управленческой деятельности.

4. Каково назначение методического кабинет в дошкольном учреждении?

5. Назовите основные функции дошкольного учреждения, отмеченные в «Типовом положение…».

6. В чём особенности и значение личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком?

7. Определите роль взрослого в развитии личности ребёнка.

8. Охарактеризуйте формы и содержание методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.

9. Кем и как организуется работа педагогического совета, методических объединений ДОУ?

10. Как осуществляется профессиональное совершенствование специалистов ДОУ?

11. Самообразование, повышение профессиональной квалификации, аттестация педагогов как условие развития их профессиональной компетентности.

12. Проанализируйте процесс планирования образовательного процесса с учетом преемственности в работе ДОУ и школы.

Наши рекомендации