Глава 1. теоретический аспект фольклора как
Введение.
Актуальность проблемы исследования обусловлена совокупностью факторов научного, социального и прикладного значения. Она определяется, прежде всего, современными тенденциями в образовании, характеризующимися существенным повышением внимания к проблеме этнокультурного воспитания подрастающего поколения. В наше время наиболее активной является проблема сохранения национальных традиций, установление связей между старой, преимущественно крестьянской, и современной культурами. [27;268]При этом значение фольклора вряд ли можно переоценить. Второй проблемой, которую приходится решать педагогам и которая неразрывно связана с первой, является установление способов и путей возвращения народной песни, игры в детскую среду. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию. Сегодня проблема этнокультурного воспитания приобретает все более значимый характер. Воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа. При этом особую роль играют новые образовательные технологии, в частности, технологии этнокультурного воспитания. Решение данной проблемы предполагает, в первую очередь, глубокое знание традиций и обычаев, а также активизацию педагогической деятельности по приобщению подрастающего поколения к традиционной культуре этноса. Данной проблеме посвящены работы Т.И. Баклановой, Е.П. Белозёрцева, MB. Богуславского, И.Ф. Гончарова, М.С. Жирова, А.В. Нестеренко, МЛО. Новицкой, В.Т. Пряниковой, Т.Я. Шпикаловой и др. По их мнению, процесс этнокультурного воспитания является актуальной социокультурной и педагогической проблемой, решение которой позволит не просто сохранить традиционную культуру и исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и инновационно осмыслить их, перенести в будущее.[19] Теоретические представления об этнокультурном воспитании заложены в трудах ПН. Волкова, В.Н. Ганичева, И.Ф. Гончарова, Г.Б. Корнетова, М.Ю. Новицкой, З.И. Равкинаи др. Между тем, проблема использования фольклора для этнокультурного воспитания, на наш взгляд, недостаточно разработана в современных психолого-педагогических исследованиях. В связи с этим возникает противоречие между потребностью общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в поликультурном пространстве и необходимостью осознания человеком своей этнической принадлежности, ориентацией на традиции, ценности своего народа, а также между возможностями фольклора, способными обеспечить разностороннее воспитание детей, и уровнем их использования в системе этнокультурного воспитания современной школы. [1]С учетом этих противоречий была выбрана тема курсовой работы проблема которой сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия, методы и технологии эффективного этнокультурного воспитания младшего школьного возраста посредствам фольклора. Объект исследования - этнокультурное воспитание детей младшего школьного возраста. Предмет исследования - этнокультурное воспитание младших школьников посредствам фольклора.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи; проанализировать сущность понятий «этнокультура» и «этнокультурное воспитание» в контексте рассматриваемой проблемы;
1. выявить роль фольклора в процессе этнокультурного воспитания младших школьников;
2. определить структурно-содержательную и функциональную характеристику этнокультурного воспитания посредством фольклора выявить содержание этнокультурной воспитанности, ее критерии и уровни;
3. рассмотреть виды народных игр, как вспомогательное средство воспитания этнокультуры у школьников младших классов.[2]
Построение данной системы определяется целью - приобщением детей к традиционной русской культуре, формированием начальной положительной этнической идентичности с помощью фольклора. Достижение данной цели обусловлено решением следующих задач: развитие этнохудожественных интересов, потребности в этнокультурной деятельности, ценностных ориентиров, творческих способностей, идеальных потребностей, создание положительного психоэмоционального фона развития личности. В соответствии с целью и задачами содержание этнокультурного воспитания с помощью фольклора представлено как система знаний о национально-культурных традициях, о национально-значимых ценностях, о предпочитаемых формах поведения, сведений из видов фольклора как частной формы культурного наследия народа, коммуникативных знаний и умений и навыков, использование народной игры (речь, движение, действие в публичной ситуации).[4;27] Этнокультурное воспитание младших школьников посредствам фольклора выполняет ряд важных функций; повышение этнической осведомленности, формирование этнического самосознания, этнической идентиности, выработка устойчивой системы ценностей, обеспечение целостного представления о национальной культуре, обогащение общей культуры ребенка, социализация, формирование потребности в этнокультурной деятельности, первичных представлений об окружающем мире в его пространственных, временных, динамических и энергетических измерениях.[7]
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОЛЬКЛОРА КАК