Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста
Физические качества – сложный комплекс биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно–силовые и временные характеристики движения человека
Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени
Средства развития: упражнения, выполняемые с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый); подвижные игры; скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание; упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой.
Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво
Средства развития: физические упражнения в основных движениях ( ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание, игры в мяч, прыжки, лазание); общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения – вдвоем, небольшой группой – с мячами; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения
Средства развития: упражнения с повышенной сопротивляемостью : упражнения с набивными мячами; упражнения, включающие поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера ( в парных упражнениях); упражнения, отягощенные массой собственного тела : общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения в основных движениях ( различные прыжки, лазание, ползание)
Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении
Средства развития::выполнение физических упражнений с большой амплитудой; общеразвивающие упражнения с предметами и без них; стретчинг – система упражнений, направленных на повышение гибкости, подвижности суставов
Выносливость – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности
Средства развития: Циклические упражнения : бег, ходьба
Значение физкультминуток, физкультурных пауз в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения
Физкультминутки – кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности. Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Длительность физкультминуток 1,5-2 мин.
Основные формы проведения физкультминуток
В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются, по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.
В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.
В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике.
В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями занятия под звукозапись. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.
В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворения обращается внимание на следующее:
- текст стихотворений должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
- преимущество отдается стихам с четким ритмом;
- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей.
В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Требования к проведению физкультминуток
· проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я 15-я мин занятия – в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала);
· упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
· упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;