Модуль I «Методология педагогики»
1. Методология – это:
а) учение о методах преподавания какой-либо дисциплины;
б) учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности;
в) учение о методах и средствах организации деятельности;
г) совокупность методов, применяемых в практической педагогической деятельности.
2. Единственным методом педагогического исследования из нижеперечисленных является:
а) метод проектов;
б) метод наблюдения;
в) метод проблемного изложения;
г) метод поощрения.
3. Педагогический эксперимент, устанавливающий реальное состояние дел в процессе обучения или воспитания, называется:
а) преобразующим;
б) лабораторным;
в) констатирующим;
г) аналитическим.
4. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему наук. Педагогика включает в себя:
а) социологию;
б) политологию;
в) психологию;
г) дидактику.
5. Педагогика тесно связана с рядом других наук. С ней взаимодействует:
а) теория воспитания;
б) частные методики;
в) психология;
г) социальная педагогика.
6. К функциям педагогической теории не принадлежит:
а) обобщение и систематизация практического опыта;
б) прогнозирование возможных результатов реализации теоретических положений;
в) социально-политическая деятельность, направленная на улучшение условий организации образовательного процесса;
г) выявление закономерностей образовательного процесса.
7. Дидактика – это:
а) теория воспитания;
б) теория обучения;
в) совокупность частных методик;
г) теория развивающего обучения.
8. Название какого из предметов и видов учебной деятельности, входящих в учебный план педагогического университета, совпадает с названием науки, формирующей его содержание:
а) педагогическая практика;
б) введение в педагогическую деятельность;
в) профессионально-педагогическое общение;
г) специальная (коррекционная) педагогика.
9. Педагогика включает в свою структуру:
а) философию;
б) биологию;
в) методику;
г) психологию.
10. Предметом педагогики является:
а) образование как педагогический процесс;
б) ориентация на личность;
в) формирование мировоззрения человека с помощью организованного влияния на него внешних социокультурных факторов;
г) обучение.
11. Обучение – это:
а) многогранный процесс взаимодействия человека с обществом;
б) процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которого происходит освоение человеческого опыта;
в) процесс целенаправленного формирования у ребенка принимаемой обществом системы ценностей;
г) процесс усвоения человеком социальных норм и типичных форм поведения.
12. Воспитание – это:
а) процесс социальной адаптации;
б) активное участие в жизни общества;
в) планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса;
г) процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.
13. Образование – это:
а) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства;
б) процесс организованного и стихийного влияния на личность;
в) общение ученика и учителя;
г) последовательность шагов по практической реализации педагогической теории.
14. Развитие – это:
а) объективный процесс последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека;
б) целенаправленная деятельность, формирующая у детей систему качеств личности, взглядов, убеждений;
в) развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимосвязи с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства общественно-культурных норм и ценностей, а также самореализации в обществе;
г) последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников.
15. Социализация – это:
а) специальная конструкция процесса обучения;
б) особый вид социальной деятельности, направленный на реализацию целей образования;
в) пожизненный процесс адаптации к требованиям общества;
г) взаимодействие человека с обществом, носящее двусторонний характер: адаптация и самореализация.
16. Педагогическое взаимодействие – это:
а) результат педагогического влияния;
б) преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях;
в) привлечение родительского актива к жизнедеятельности класса;
г) организация жизнедеятельности класса по различным направлениям, формирование воспитательного пространства класса.
17. В данную структуру педагогической системы не вписываются:
а) принципы;
б) методы;
в) домашние задания;
г) формы организации педагогического процесса.
18. В данной схеме иерархическую соподчиненность элементов педагогической системы (сверху вниз) нарушает следующий элемент:
а) цель;
б) содержание;
в) средства;
г) принципы.
19. Цель модернизации образования состоит в …
а) консолидации общества;
б) создании механизма устойчивого развития системы образования;
в) сохранении нации, ее генофонда;
г) развитии образования на основе неразрывной связи с современной наукой.
20. В структуру общего среднего образования не входят:
а) школы с углубленным изучением отдельных предметов;
б) гимназии;
в) образовательные учреждения интернатного типа;
г) дошкольные образовательные учреждения.