Условия благоприятного семейного воспитания
Каждая семья обладает определенным воспитательным потенциалом – совокупностью материальных, духовных, эмоциональных, психолого-педагогических возможностей в воспитании детей. На воспитательный потенциал семьи влияют такие обстоятельства, как структура семьи, климат семейных отношений, семейные ценности, содержание деятельности, присущее разным поколениям, установки на распределение домашних обязанностей, жилищно-бытовые условия, физическое здоровье членов семьи и т.д.
В качестве основных принципов семейного воспитания можно выделить следующее:
– последовательность и согласованность родителей в своих требованиях к ребенку;
– сознательная забота, внимание, чуткость, любовь к ребенку;
– понимание и принятие потребностей ребенка, уважительное отношение к внутреннему миру растущего человека;
– вовлечение ребенка в жизнедеятельность семьи;
– искренность, открытость и доверительность отношений с ребенком;
– готовность оказания ребенку помощи и поддержки.
Анализируя влияние семьи на воспитание ребенка, надо видеть уровень этической и педагогической культуры родителей, потому что воспитание в семье – это «передача» ребенку родительского образа жизни, их взглядов, потребностей, оценочных суждений. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию.
В педагогической культуре родителей важнейшей составной частью является их подготовленность к воспитанию, что предполагает наличие:
- конкретных знаний по психологии, педагогике, медицине, этике, помогающих общаться и взаимодействовать с детьми;
- педагогического мышления, позволяющего вырабатывать стратегию и тактику семейного воспитания, устанавливать воспитательные приоритеты;
- умений и навыков проявлять педагогический такт, сочетать любовь и разумную требовательность, доверие и контроль.
ВОПРОС 44.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Взаимодействие школы и семьи направлено на развитие у детей физического здоровья, интеллектуальных способностей, трудовых умений, эстетического восприятия окружающего мира, нравственного поведения.
Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, а результат воспитания зависит от того, насколько они станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательные взаимодействия, выработанные совместные подходы, задачи, средства достижения намеченных результатов. Эффективность взаимодействия педагога с семьей ученика значительно повышается, если педагог выполняет свои обязанности не только по служебно-профессиональной необходимости, но и в силу нравственной потребности.
Педагог опирается на положительный опыт семейного воспитания, распространяет и использует его в воспитательном процессе. Важными условиями положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями, общение в виде диалога, такт и уважение к собеседнику, объективная оценка учителем поведения ребенка. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показывать, что педагог нуждается в родителях, их помощи, в объединении усилий по воспитанию.
Содержание работы педагога с родителями включает три основных направления:
- педагогическое просвещение родителей, повышение психолого-педагогической культуры, расширение знаний о проблемах воспитания;
- знакомство родителей с содержанием и методикой организации учебно-воспитательного процесса в школе и конкретном классе;
- вовлечение родителей в совместную деятельность, привлечение к сотрудничеству по воспитанию детей.
Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы: открытые уроки, родительские лектории, консультации психологов, юристов, врачей, творческие отчеты детей, посещение семьи и приглашение родителей в школу для индивидуальных бесед, родительские собрания, совместные дела (спортивные состязания, конкурсы, праздники, экскурсии, встречи-беседы).
Родительские собрания – традиционная форма коллективной работы с родителями. Они, как правило, проводятся один раз в учебную четверть. На них обсуждается проблема жизнедеятельности классного коллектива: вопросы успеваемости, дисциплины, отношения к ученическим обязанностям и поручениям, принимаются решения по созданию благоприятных условий организации учебной и внеурочной работы, по оказанию конкретной помощи отдельным учащимся и т.д.
Таким образом, основной целью союза «школа-семья» является создание единого воспитательного пространства для гармонического развития ребенка, заботы о его физическом и нравственном здоровье.