Условия успешного семейного воспитания. Ошибки семейного воспитания

Успешность семейного воспитания проявляется в индивидуальном развитии ребенка: его физической культуры; культуры общения с близкими людьми; культуры домохозяйства и быта; культуры труда и досуга; культуры адекватного полоролевого поведения; культуры общения; культуры самоорганизации.

Успешное становление личности ребенка в семье достигается, если родители: последовательно удовлетворяют базовые потребности ребенка.

Семьи, нуждающиеся в корректировке их воспитательного влияния

В корректировке воспитательного влияния на ребенка нуждаются не только так называемые неблагополучные семьи, но и множество самых обычных, внешне благополучных семей. Можно выделить самые разные варианты намечающегося неблагополучия:

· семья однодетная может сформировать и «балованное дитя» (с безудержно растущими потребностями и конфликтными отношениями с обществом), и одинокого человека (с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого), и «узурпированного» родительской любовью (желающего как можно быстрее вырваться из-под этой гиперопеки).

· Семья многодетная может создать не только дружных детей-коллективистов, но и детей, педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением – если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек.

· Семья с низким материальным обеспечением может стать фактором неблагополучия ребенка, если в ней происходит: лишение детей много необходимого в удовлетворении их материальных и духовных потребностей (тормозится развитие детей); эксплуатация детей в качестве добытчиков материальных благ (вовлечение в работу, несоответствующую их возрасту, сопряженную с риском для жизни, подрывающую их физические силы, растлевающую духовно, отрывающую их от учебы и систематического воспитания в школе и семье); допущение, а иногда и стимулирование безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семью доход.

· Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маскулинизацию девочек и феминизацию мальчиков.

· Семьи со сводными детьми могут породить неприязненные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.

· Семьи с повышенной конфликтностью между членами семьи могут стать фактором ухода ребенка из-под благотворного влияния семьи.

· Семьи, умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые «находят себя» вне дома и школы – часто в асоциальных и антисоциальных компаниях сверстников.

Одной из функций работы классного руководителя является корректировкавоспитания в семьях отдельных учащихся:

- оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся: одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных дисциплин либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности;

- оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблем семейного воспитания, разрешение противоречий подросткового возраста, преодоление трудностей воспитания мальчиков и девочек в период их полового созревания, профилактика формирования вредных привычек (табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотических или токсических веществ), помощь в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи, профилактика правонарушений;

- индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; аморальными и противоправными, вовлекающими детей в пьянство и преступную деятельность; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей;

- можно выделить в отдельную группу семей, где воспитывает один родитель. Работа классного руководителя – оказание таким семьям всемерной поддержки: психологической, медицинской, педагогической и т.п.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье возникают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки. Перечислим ошибки, наиболее часто встречающиеся в семейном воспитании: обещание больше не любить; безразличие; слишком много строгости; детей не надо баловать; навязанная роль; денежная; наполеоновские планы; слишком мало ласки; ваше настроение; слишком мало времени для воспитания ребенка.

Контрольные вопросы по теме:

1. Что такое коллектив? Назовите его признаки.

2. Каковы стадии развития коллектива?

3. Как коллектив влияет на формирование личности?

4. Назовите способы развития детского коллектива.

5. Назовите основные стили семейного воспитания и охарактеризуйте их.

6. Какие Вы знаете ошибки семейного воспитания?

Литература:

1. Акутина С.П. Воспитание = семья и школа //Классный руководитель. №7. 2006. С. 26 – 41.

2. Амонашаили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М., 2008.

3. Дереклеева Н. Роль диагностик в работе по созданию детского коллектива //Воспитательная работа в школе. 2005. №1. С.107-112.

4. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.

5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

6. Селиванова Н.Л. Коллектив в современной школе: нужен ли он? //Народное образование. 2004. №2. С.157-161.

7. Слуцкий В.И. как из обычного класса сделать настоящий коллектив //Воспитательная работа в школе. 2009. №6. С.11-18.

Наши рекомендации