Умеренность в использовании игр на занятии

Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды занятий:

1) ролевые игры на занятии (инсценирование);

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (занятие-соревнование, занятие-конкурс, занятие-путешествие, занятие - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди, произведи, расскажи и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе занятия (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

Различные виды внеклассной работы по изучению окружающего мира (экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися одного возраста разных групп и школ.

В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей, для расширения кругозора.

Содержание программы помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры.

В своей совокупности разделы данной программы должны способствовать развитию у детей внимания, мышления, памяти, творческого воображения, речи, восприятия, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, умению работать с книгой, доводить начатую работу до конца.

Эта познавательная программа рассчитана на четыре месяца. Занятия проводятся два раза в неделю, по два часа в день. Итого - 64 часа учебного времени.

Набор детей в группу свободный. В группе 12 - 15 человек.

Для реализации программы необходимы экскурсии на природу, посещение музея, библиотек.

Примерное распределение учебного времени по темам

 
N Тема занятия Количество часов  
    теория практика экскурсии итого  
1. 2. Вводное Книга - источник знаний Развитие познавательных способностей через изучение окружающего мира, природы и истории родного края с помощью игры Внимание Память Мышление Речь Восприятие Воображение Итоговое игровое мероприятие ИТОГО  
             

Содержание программы

Введение

Знакомство с планом работы кружка. Правила поведения. Режим работы. Техника безопасности. Оснащение процесса. Выявление источников информации. Входной контроль.

Книга - источник знаний

Роль книги в расширении кругозора. Строение книги. Научно- познавательная литература и работа со справочными изданиями.

Практические задания

Изготовление книжки - самоделки. Оформление рукописной книги. Подготовка сообщений о своей школьной библиотеке, о домашней библиотеке. Оформление выставки личных научно - познавательных книг.

Экскурсии

Практические занятия

Подготовить сообщения о необычных растениях и об удивительном животном. Выполнить рисунки различных растений, животных. Рассказать или нарисовать любимый уголок малой родины. Тесты и игры.

Экскурсии

Посещение краеведческого музея. Прогулки по уголкам нашего города.

Особенности методики обучения

Учебно-воспитательный процесс направлен на развитее познавательных способностей детей, на развитие «умственного аппетита».

Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что школьники охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, викторинам. Потому, необходимо использовать в процессе занятий игровые формы. Примеры авторских игр приведены в приложении 4,5.

Игра должна соблюдать принцип от простого к сложному. Необходимо учитывать наличие занятий, которыми располагают слушатели.

Планируемый результат

Результатом обучения детей по данной программе является пополнение знаний, развитие познавательных способностей, желание детей работать с книгой. Педагог должен развивать у ребенка:

Ш внимание,

Ш память,

Ш мышление,

Ш речь,

Ш восприятие,

Ш воображение.

Контроль

Контроль проводится в игровой форме: игры, тесты, игровые программы, интеллектуально - познавательные игры, викторины и др.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям увидеть результаты, создаёт хороший психологический климат в коллективе.

Необходимо продумать поощрение ребят.

Литература для педагога и детей

1.Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. - 2004. - №4.- С. 31.

2. Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. - Ярославль: Академия Холдинг, 2002. - 111 с.

3.Виноградов Н. Страницы древней истории Южного Урала. - Челябинск, 1997. - 212 с.

4. Володченко В.Ю. Игры нашего двора: Сборник. - М.: Дом, 1988. - 92 с.

5.Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 178 с.

6. Гальперштейн Л.Я. 100 настольных игр. - М.: Росмэн, 2000. - 156 с.

7. Детский праздник в школе, лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности. - Нижний Новгород, 1998. - 48 с.

8. Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. - М.: Педагогика - Пресс,1993. - 269с.

9. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. - М., 1990. - № 6. - С. 44.

10.Методические рекомендации по библиотечно-библиографическим урокам.- Миасс, 1989. - 52 с.

11. Обо всем на свете. - М.: Росмэн, 2000. - 226 с.

12. Природа родного края. - Челябинск,1997. - 53 с.

13. Тайны живой природы. - М.: Росмэн, 2000. - 342 с.

14. Чирва А. Книга в твоих руках. - М.: Просвещение,1985. - 111 с.

Наши рекомендации