Умеренность в использовании игр на занятии
Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды занятий:
1) ролевые игры на занятии (инсценирование);
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (занятие-соревнование, занятие-конкурс, занятие-путешествие, занятие - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди, произведи, расскажи и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе занятия (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
Различные виды внеклассной работы по изучению окружающего мира (экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися одного возраста разных групп и школ.
В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей, для расширения кругозора.
Содержание программы помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры.
В своей совокупности разделы данной программы должны способствовать развитию у детей внимания, мышления, памяти, творческого воображения, речи, восприятия, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, умению работать с книгой, доводить начатую работу до конца.
Эта познавательная программа рассчитана на четыре месяца. Занятия проводятся два раза в неделю, по два часа в день. Итого - 64 часа учебного времени.
Набор детей в группу свободный. В группе 12 - 15 человек.
Для реализации программы необходимы экскурсии на природу, посещение музея, библиотек.
Примерное распределение учебного времени по темам
N | Тема занятия | Количество часов | ||||
теория | практика | экскурсии | итого | |||
1. 2. | Вводное Книга - источник знаний Развитие познавательных способностей через изучение окружающего мира, природы и истории родного края с помощью игры Внимание Память Мышление Речь Восприятие Воображение Итоговое игровое мероприятие ИТОГО | |||||
Содержание программы
Введение
Знакомство с планом работы кружка. Правила поведения. Режим работы. Техника безопасности. Оснащение процесса. Выявление источников информации. Входной контроль.
Книга - источник знаний
Роль книги в расширении кругозора. Строение книги. Научно- познавательная литература и работа со справочными изданиями.
Практические задания
Изготовление книжки - самоделки. Оформление рукописной книги. Подготовка сообщений о своей школьной библиотеке, о домашней библиотеке. Оформление выставки личных научно - познавательных книг.
Экскурсии
Практические занятия
Подготовить сообщения о необычных растениях и об удивительном животном. Выполнить рисунки различных растений, животных. Рассказать или нарисовать любимый уголок малой родины. Тесты и игры.
Экскурсии
Посещение краеведческого музея. Прогулки по уголкам нашего города.
Особенности методики обучения
Учебно-воспитательный процесс направлен на развитее познавательных способностей детей, на развитие «умственного аппетита».
Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что школьники охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, викторинам. Потому, необходимо использовать в процессе занятий игровые формы. Примеры авторских игр приведены в приложении 4,5.
Игра должна соблюдать принцип от простого к сложному. Необходимо учитывать наличие занятий, которыми располагают слушатели.
Планируемый результат
Результатом обучения детей по данной программе является пополнение знаний, развитие познавательных способностей, желание детей работать с книгой. Педагог должен развивать у ребенка:
Ш внимание,
Ш память,
Ш мышление,
Ш речь,
Ш восприятие,
Ш воображение.
Контроль
Контроль проводится в игровой форме: игры, тесты, игровые программы, интеллектуально - познавательные игры, викторины и др.
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям увидеть результаты, создаёт хороший психологический климат в коллективе.
Необходимо продумать поощрение ребят.
Литература для педагога и детей
1.Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. - 2004. - №4.- С. 31.
2. Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. - Ярославль: Академия Холдинг, 2002. - 111 с.
3.Виноградов Н. Страницы древней истории Южного Урала. - Челябинск, 1997. - 212 с.
4. Володченко В.Ю. Игры нашего двора: Сборник. - М.: Дом, 1988. - 92 с.
5.Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 178 с.
6. Гальперштейн Л.Я. 100 настольных игр. - М.: Росмэн, 2000. - 156 с.
7. Детский праздник в школе, лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности. - Нижний Новгород, 1998. - 48 с.
8. Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. - М.: Педагогика - Пресс,1993. - 269с.
9. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. - М., 1990. - № 6. - С. 44.
10.Методические рекомендации по библиотечно-библиографическим урокам.- Миасс, 1989. - 52 с.
11. Обо всем на свете. - М.: Росмэн, 2000. - 226 с.
12. Природа родного края. - Челябинск,1997. - 53 с.
13. Тайны живой природы. - М.: Росмэн, 2000. - 342 с.
14. Чирва А. Книга в твоих руках. - М.: Просвещение,1985. - 111 с.