Формы и методы сотрудничества детского сада и семьи

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Нередко можно наблюдать, как родители солидаризуются с не всегда справедливым мнением воспитателя, обвиняющего ребенка в лености и упрямстве, непонимании и баловстве, чтобы, в свою очередь, избавить себя от навязываемой опеки над собственным ребенком. А некоторые просто самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.

Поэтому нам хотелось быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.

В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;

Педагогические беседы с родителями;

Круглый стол с родителями;

Тематические консультации;

Конференции с родителями;

Совместные досуги;

Диспуты;

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;

Организация “уголков для родителей”;

Посещение семьи;

Оформление витрин (фотомонтажей);

Дни открытых дверей;

Родительские университеты;

Работа с родительским активом группы.

Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей.

Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей и детского сада потому, что любить надо уметь и любить надо учить. Очень часто приходится наблюдать, что любящие родители не умеют любить своих детей.

Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.

Нам необходимо было в кратчайшие сроки сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания, а для этого важно знать каждую семью. Известно, что знакомиться с семьей можно как до прихода ребенка в детский сад или в течение первых месяцев.

Посещение детей и их родителей – одно из самых важных направлений во взаимодействии с семьей. Цели таких визитов могут быть разными:

1. Познакомить родителей с программой обучения и точно выяснить уровень развития ребенка.

2. Увидеть условия, в которых воспитывается ребенок и оказать необходимую помощь родителям в воспитании ребенка, если они в таковой нуждаются.

3. Совместно разрабатывать стратегии совершенствования воспитания и обучения детей и помочь членам семьи закреплять пройденный материал в домашней обстановке.

4. Но главной целью каждого домашнего визита должно быть установление более тесного контакта с ребенком и семьей.

В случае, когда личный контакт невозможен, используем информационные стенды:

1. Доски объявлений :

- объявления о собраниях;

- объявления о предстоящих мероприятиях;

- информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе;

- высказывание детей в течение дня;

- ежедневные расписания;

- благодарности родителям.

Информация на стенде может дублироваться или развивать информацию, фигурирующую в записках, в беседах.

2. Брошюры:

Помогают родителям ознакомиться с программой. Они могут содержать краткое изложение философии, общую информацию о ней.

3. Справочники:

Содержат более подробную информацию о программе: описание центров активности; задачи, поставленные в каждом центре на развитие ребенка.

4. Информационные бюллетени:

Могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными):

- информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т.д.;

- описание событий, происходящих в детском саду;

- описание видов занятий, проводящихся в группе, а так же мер, по поддержке этих занятий дома;

- изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе (“Осень”, “Моя семья”, “Домашние животные” и т.д.);

- благодарности добровольным помощникам;

- просьба принести какие-либо материалы или оказать какую-либо помощь.

5. Индивидуальные кармашки:

(каждый день, несколько раз в неделю).

В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях.

6. Личные фотоальбомы, альбомы, дневники, которые передаются от педагога к родителю и обратно:

- короткие сообщения о достижениях ребенка;

- извещение о особых событиях;

- благодарность родителям;

- здоровье ребенка;

- личный рост.

Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме. Для тех, кто не привык пользоваться такой техникой, подойдут другие варианты.

7. Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т.д.

8. Отчеты.

Наши рекомендации