Физическое воспитание учащейся молодежи
После отмены крепостного права под влиянием общественного движения за улучшение системы физического воспитания в гражданских учебных заведениях, царское правительство пошло на некоторые преобразования в области просвещения. В 1964 году был принят новый школьный устав, по которому вводилась гимнастика как обязательный предмет в гимназиях и прогимназиях. Школьная реформа 1964 года утверждала новые положения и уставы о народных училищах, гимназиях и университетах. Но эта реформа не вносила коренных улучшений в систему школьного и высшего образования, так как не была подкреплена материальной базой и кадрами. Накануне военной реформы 1874 года главной целью правящих кругов было улучшить допризывную военно-физическую подготовку учащихся. В 1873 году было издано руководство по гимнастике для сельских школ, где прямо было сказано, что оно вводится для подготовки учащихся к службе в армии. Гимнастику преподавали офицеры и унтер-офицеры, не имевшие педагогического образования. Из этого видно, что в гражданские учебные заведения внедрялась военная гимнастика, не полезная для общего физического развития детей. В 1889 году министром народного просвещения была утверждена «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях». Активное участие в работе над этим документом принял А.Д.Бутовский, уделявший много внимания вопросам физического воспитания молодежи. В ней содержались положения о задачах физического воспитания, методика проведения уроков и перечень физических упражнений, в основе которых лежали гимнастика и игры. В школах была введена должность врача за наблюдением физического развития и здоровья учащихся. Такие же попытки предпринимались и в женских учебных заведениях. К сожалению не получила большого распространения в практике школьного физического воспитания система П.Ф.Лесгафта, так как не подходила для физической подготовки молодежи к военной службе. Предложения А.Д.Бутовского по усовершенствованию постановки физического воспитания в учебных заведениях также не были воплощены в жизнь. Общественность России пыталась компенсировать этот недостаток. По инициативе отдельных педагогов началось движение за улучшение физического воспитания в школах. Создаются филантропические общества, берущие на себя организацию внешкольных форм физического воспитания детей. В 1893 году при участии П.Ф.Лесгафта в Петербурге организовывается «Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи»(ОСФРУМ), которое открывает свои филиалы в Москве, Одессе, Томске, Тифлисе и других городах. К 1910 году насчитывалось 80 таких обществ. Под воздействием работы этих отделений во многих российских городах стали открываться детские площадки для занятий играми и другими физическими упражнениями во внеучебное время. Стали проводиться экскурсии, прогулки за город. Зимой заливались катки для катания на коньках, строились горки для катания на санках. Под влиянием прогрессивной общественности министр народного просвещения в 1902 году издал циркуляр, в котором предусматривалось введение в школах подвижных игр, военной гимнастики, гимнастики на снарядах, плавания, гребли, катания на коньках и лыжах, ручного труда, танцев и пения. Занятия предлагалось проводить в течение 30 минут в середине учебного времени. К сожалению, дальше рекомендаций дело не пошло.
Характерной особенностью начала 20 века был рост революционных настроений среди гимназической и студенческой молодежи. Напуганное этим правительство решило само создавать внешкольные полуспортивные и полувоенные организации для молодежи, воспитывая её в духе преданности своему строю. Наибольшее распространение в эти года получили «потешные» отряды, скаутские организации и кружки сокольской гимнастики. «Потешные» отряды были созданы в начале 1908 года при участии Николая II по примеру «потешных полков» Петра I. В этих отрядах мальчики под руководством офицеров обучались строевому делу, играли в военные игры, разучивали гимнастические упражнения. Среди лучших отрядов проводились парады – смотры. Попытка милитаризации школы вызвала возмущение и протест многих учителей и родителей. К 1914 году «потешные» отряды перестали существовать.
С 1910 года в России стали создаваться отряды скаутов-разведчиков по образцу английских. В отряды могли вступить дети только обеспеченных родителей, так как форму и инвентарь надо было покупать на собственные средства, платить членские взносы. Руководили отрядами приглашенные из Англии скаут-мастера. В них готовили будущий командный состав вооруженных сил. В качестве физического воспитания использовались подвижные и спортивные игры, походы, приёмы защиты и нападения, занятия легкой атлетикой, плаванием, проводились спортивные соревнования. Поощрялась активность и самостоятельность скаутов. Все это делало занятия увлекательными для молодежи. Скаутские организации стали возникать во всех крупных городах России. В 1914 году было учреждено общество «Русский скаут». К 1917 году это общество объединило более 50 тысяч скаутов.
Большой популярностью в России пользовались кружки сокольской гимнастики. Организация «Сокол» появилась в 1900 году. «Соколы» устраивали гимнастические соревнования и праздники. Русские «Соколы» принимали участие во всесокольских слетах. В 1913 году Россия вступила во Всеславянский сокольский союз.
Активизировалась спортивная работа и в студенческой среде. В Петербурге в 1911 году была образована студенческая спортивная лига. К 1914 г. студенческие спортивные кружки существовали в 40 их 105 вузов России, компенсируя в какой-то мере отсутствие физического воспитания как обязательного предмета в учебных планах высших учебных заведений.
Несмотря на все эти усилия, нельзя назвать удовлетворительной такую постановку физического воспитания учащейся молодежи в России в конце 19 – начале 20 веков.