Глава x физическое воспитание допризывной молодежи

ЗНАЧЕНИЕ

Одним из факторов боевой готовности воинов Советской Армии и Воешю* Морского Флота является их высокзя физическая подготовленность, основы которой закладываются в процесс физического воспитания подрастающего поколения. Объективная необходимость высокой физической подготовленности допризывников обусловлена сокращением сроков воинской службы при одно­временном повышении требований к знаниям и умениям современного воина, что пашлп свое отражение в принятом Законе о всеобщей воииской обязанно­сти советских граждан (1967 г.).

Физическая подготовленность некоторой части населения еще не а полной мере отвечает требованиям, которые предъявляет к человеку современная служба в рядах Вооруженных Сил СССР. По многолетним данным испытаний физической подготовленности молодых солдат, проведенных в первые месяцы их воинской службы (Л. Ф. Евсеева), только 15,6% подтвердили нормы ГТО (3972 г.), 17,7% (1985 г.), 28,8% (1988 г.). Это свидетельствует об отсутствии у многих новобранцев готовности к перенесению физических цагрузок, харак­терных для учебно-боевой деятельности. Все это накладывает существенный Отпечаток на задачи, содержание и организацию физической подготовки до­призывников, которая должна воспитывать физические качества, быть военно-прикладной дисциплиной и формировать готовность к перенесению неблаго­приятных факторов среды.

Еще в первые годы существования советской власти был сформулирован важнейший принцип обучения и воспитания подрастающего поколения, за­ключающийся в обеспечении неразрывной связи физического воспитания с обо­ронной деятельностью социалистического государства на основе всеобщего военного обучения трудящихся (Всевобуч). Физическая подготовка в рамках Всевобуча органически объединила физкультурную работу в школах с задачз-ын укрепления обороноспособности страны. Опыт Всевобуча был использован впоследствии при формировании советской системы допризывной подготовки молодежи. Большую роль в дальнейшем становлении этой системы сыграли созданные в довоенные годы во всех школах страны оборонные кружки (Осоавнахнм, «Юный кавалерист», «Ворошиловский стрелок» н др.). Наряду с военно-технической подготовкой в этих кружках серьезное внимание уделя­лось физической подготовке с широким использованием средств физического воспитания.

Требования, предъявляемые воинской службой к физической подготовлен­ности допризывного контингента, отражаются в нормативных показателях. В системе физического воспитания всего населения контрольную функцию за физической подготовленностью осуществляют с помощью Всесоюзного комп­лекса ГТО. В системе физической подготовки войск необходимые требования к физической подготовленности сформулированы в «Наставлении по физиче­ской подготовке в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» (НФП—87).

СИСТЕМА

Под системой допризывной подготовки понимается совокупность взаимо­действующих компонентов подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР и управление этим процессом в соответствии с требованиями предстоящей учебно-боевой деятельности (В, А. Щеголев).

Основными компонентами допризывной подготовки являются: военно-тех­ническая подготовка, физическая подготовка.

В допризывной подготовке существует два этапа: первый — этап началь­ной военной подготовки, второй—этап непосредственной подготовки к при­зыву.

На первом этапе осуществляется подготовка допризывной молодежи (от 15 до 17 лет). Она проводится в основном в общеобразовательных шко­лах (IX—XI классы), техникумах и СПТУ.

Основные усилия на этом этапе должны быть направлены иа увеличение объема двигательной активности допризывной молодежи, повышение эффек­тивности форм, средств и методов физической подготовки и усиление их военно-прнклэдной направленности, совершенствование системы проверки и оценки физической подготовленности юношей, воспитание у них актнвно-гзоло-жнтельного отношения к занятиям.

Второй этап допризывной подготовки охватывает период с момента приписки юношей к призывным участкам и до призыва их на действительную военную службу. В это время подготовка имеет конкретную военную направ­ленность, связанную с приобретением одной из воинских специальностей. А это определяет содержание специфической задачи физической подготовки — совер­шенствование специальных физических качеств, формирование яоенло-приклад-

пых навыков и развитие высокой функциональной готовности организма к во­енной службе. Юноши, не имеющие среднего образования, начальную военную подготовку прохпдит в учебных пунктах ДОСААФ на предприятиях, стройках, колхозах, совхозах и организациях.. Учебные пункты создаются по решениям исполнительных комитетов местных Сонетов народных депутатов на одном или нескольких предприятиях, в колхозах с числом обучающихся не менее 20 юно­шей допризывного возраста. Для проведения занятий по физической подготов­ке на учебных пунктах приглашаются штатные работники добровольного спор­тивного общества или преподаватели и руководители физического воспитания учебных заведений.

Руководство и контроль за физической подготовкой юношей допризывного возраста осуществляет Госкомспорт СССР через республиканские, краевые, об­ластные, окружные, городские и районные комитеты по физической культуре и спорту, советы добровольных обществ. Он же разрабатывает и издает Програм­му физяческоЛ подготовки на учебных пунктах, учебно-методические пособия. Значительную помощь учебным заведениям и учебным пунктам в проведении военно-патриотической и оборонно-массовой работы оказывает ЦК ДОСААФ СССР. Через подчиненные комитеты ДОСААФ участвует в разработке Про­граммы начальной военной подготовки молодежи на учебных пунктах, издает учебники, учебные и методические пособия, плакаты и мишени, обеспечивает ими учебные пункты и учебпые заведения, организует работу спортивных сек­ций по военно-прикладным видам спорта.

Управление физической подготовкой лопризывннков осуществляется по официальным каналам и регламентируется соответствующими руководящими документами в виде установленных учебных программ, инструкций, приказов, распоряжений, отчетов и донесений.

СОДЕРЖАНИЕ

Эффективность физической подготовки допризывной молодежи обусловлена объективными факторами: иерархией руководства, централизованным планиро­ванием, подготовкой руководителей занятий, финансовым обеспечением, конт­ролем п г. п.

Наиболее полно содержание физической подготовки па этапе начальной военной подготовки определено в «Комплексной программе физического воспи­тания учащихся общеобразовательной школы» (1987 г.). В ней представлено основное содержание обязательных и добровольных форм занятий, комплекс­ное использование которых может создать хорошие предпосылки для выполне­ния функций военнослужащего. Эта программа была дополнена разработанны­ми в 1987 г. НИИ физиологии детей н подростков АПН СССР методическими рекомендациями по усовершенствованию физической подготовленности допри­зывников. Для усиления военно-прикладной направленности занятий в Комп­лексную программу включены упражнения из «Наставления по физической подготовке». Среди этих упражнений — сгибание и разгибание рук в упоре лежа н в упоре на брусьях, прыжок толчком двумя ноглми с поворотом на 180°, прыжок кувырком вперед через препятствие (рейку, ленту) высотой до 120 см, лазанье по канату на скорость, челночный бег, простейшие приемы борьбы самбо, метание гранаты (500 г) на дальность, упражнения с гирей (16 кг), кросс (3 км), марш-бросок и др. В занятия включаются также вое­низированные эстафеты, состоящие из таких этапов, как транспортировка ране­ного, метание гранаты из различных положений (стоя, лежа, с колена) в не­подвижную цель, по движущейся мишени, бег в противогазе, преодоление пре­пятствий с автоматами или макетом автомата. Для воспитания волевых качеств, повышения психической подготовки будущих воинов применяются передвижения на узкой опоре, бревне на высоте 1,5 м, лазанье по канату, натянутому между двух опор, прыжки с высоты на песчаный грунт, спуски на лыжах с гор. Формированию у юношей устойчивости к укачиванию и кислород­ной недостаточности способствует выполнение различных акробатических и гим­настических упражнений, а также интенсивные беговые нагрузки при преодоле­нии коротких и средних дистанций,

Большое внимание должно улеляться воспитанию физических качестп юношей. Важнейшим условием повышения их уровня является систематическое использование повышенных по интенсивности и объему тренировочных нагру­зок, увеличение моторной плотности занятий с помощью, как правило, «круго­вого» метода тренировки, применение многопропускных снарядов, тренажера. Типовыми средствами совершенствования физических качеств служат бег на скорость, кросс, марш-бросок, ходьба на лыжах, упражнения на гимнастических снарядах и с отягощениями. Особое место занимает работа на типовых поло­сах препятствий. Они создают условия не только для комплексного воспитания необходимых физических качеств, но и позволяют оценить степень физической готовности допризывника. С помощью 60-метровой экспериментальной полосы препятствий было выяснено, что эффективными средствами физической подго­товки молодежи для службы в армии являются упражнения интенсивного общего и локального воздействия с акцентом на развитие профессионально важных групп мышц: ]) прыжки малой интенсивности (сложнокоординашюн-ные прыжки на месте), средней интенсивности (многоскокн с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах), высокой интенсивности (слрыгнвание с возвышений более 2 м); 2) силовые упражнения с партнером обшего воздействия (присе­дания с партнером на плечах), локального воздействия (упражнения с партне­ром лежа для развития мышц задней поверхности бедра); 3) специальные бе­говые упражнения (бет с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени) (М. А. Гусев).

Задачи допризывной физической подготовки юношей могут быть решены только при тесной взаимосвязи урочных занятий. Важным условием результа­тивности такой системы является качество уроков физической культуры н начальной военной подготовки и преемственность с ними самостоятельных занятий школьников по месту жительства, в школьных спортивных секциях, группах ОФП, ГТО, в ДЮСЩ, секциях ДОСААФ и соревнованиях по много­борью комплекса ГТО, спортивному ориентированию, военно-прикладным видам спорта.

В целях усиления тренировочного эффекта различных форм физического воспитания организуются дополнительные еженедельные внеклассные занятия по обшей физической подготовке продолжительностью не менее 30—40 мин, которые проводят, кроме школьных педагогов, инструктора-общественники. Для улучшения физической и военно-прикладной подготовки старшеклассников широко используются зо внеурочных занятиях различные мероприятия Все­союзной военно-спортивной игры «Орленок».

В процессе военно-патриотического и физического воспитания у юношей развевается потребность в систематических занятиях физическими упражнения­ми, формируется умение самостоятельно, настойчиво тренироваться для овла­дения двигательными кавыками и совершенствования физических качеств, формируются знания о требованиях к физической подготовленности воинов Вооруженных Сил СССР.

Проблемы допризывной подготовки могут быть решены только при усили­ях всего педагогического коллектива, комсомольской организации, производст­венных и сельскохозяйственных предприятий, ветеранов войны, воинских под­разделений — всех тех, кто добросовестно трудится на ниве просвещения, и тех, кто активно участвует в учебно-воспитательной работе.

Наши рекомендации