Характеристика основных концепций воспитания школьников
Воспитание определяется как процесс педагогической помощи ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социолизации, жизненном самоопределении. Это, с одной стороны, целенаправленная деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой - "восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций" Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое. Гуманистическая воспитательная система Караковского Ведущей идеей является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления. Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности. Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул. В воспитательной системе Караковского создан промежуточный тип деятельности, между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это ключевые общешкольные дела (термин В. А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями. Сборы и ключевые общешкольные дела составляют функциональное ядро воспитательной системы. В повседневной жизни школы наиболее характерной чертой выступает интеграция учебной и внеурочной деятельности. В школе используются коллективные, групповые формы работы на уроке; появились новые формы урока: уроки творчества, межпредметные, интегративные и разновозрастные уроки. Итак, модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы, которую реализовал В. А. Караковский, основана на целостной педагогической концепции "Мы - школа"; интеграции педагогических взаимодействий; коммунарской методике; высоком уровне неформальных межличностных отношений; творчестве; взаимодействии с наукой. Концепция Бондаревской. Воспитание строится на основе принципов природосообразности, культуросообразности, сотрудничества, ценностно-смыслового и индивидуально-личностного подходов. Причём эти принципы выступают не как руководящая идея, а как "условие, обеспечивающее движение воспитательного процесса по пути осуществления цели - становления личностного образа человека культуры". Воспитание ребенка как человека культуры Концепция воспитания И.П.Иванова Продолжил педагогическое наследие А.С.Макаренко (трудовое воспитание) и стал его последователем Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД (коллективного творческого дела), создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”. Методика проведения коллективных творческих дел - деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал “педагогика общей заботы”. Виды КТД: Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, "Снежная сказка", трудовой сюрприз, фабрика, мастерская). Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Художественные КТД. Цель: развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых;ьукреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (веселая спартакиада, "Космонавты и метеоры", спартакиада народных игр, сюита туристских игр, "Тайна", "Следопыт"). Общественно-политические КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной -организаторской деятельности Концепция воспитания А.А.Болдаева, З.А. Малькова, Л.И. Новиковой, И.А. Колесникова, А.С. Нагавкина, Е.Н. Барышникова и др. Начало 90-х г.г.. Концепция воспитания учащейся молодёжи в совр мире. Цель: всестороннее развитие личности (концепция ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание и соц взаим-ие с личностью) Идеи: 1)личностный подход (личность – высшая ценность) 2)природосообразность 3)культуросообразность 4)гуманизация межличностных отношений 5)опора на чувства воспитанников. Концепция О.С. Газманова и А.В. Иванова появилась в период демократ-ой перестройки школы; адресована классным воспитателям. Реальная цель: дать каждому шк-ку базовое обр-ие и культуру. (на их основе представить условия для реализации тех сторон личности, для к-ых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, гос власти. => достижение гармонии с самим собой через гармонию с окружающими. Особое внимание: формироанию у ребёнка культуры жизненного самоопределения, способности и культурно самореализ-ии, самоорг-ии. Концепция И.М. Ильинского Цель: форм-ие жизненноспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самому себе. Качества, необходимые каждому чел-ку: 1)быстрое приспособление к меняющимся условиям 2)высокая соц активность, целеустремлённость 3)способность к сам-му принятию решений 4)законопослушность, соц ответств-ть 5)нац-ое сознание, патриотизм. Системно-синергетический подход Н.М. Таланчука определяет путь в будущее через воспитание чел-ка разумного, цивилизованного, ориентированного на созидание. Цель: форм-ие гармонически развитой личности. Сущность всех пед явлений и процессов составляет системный синергетизм. Главная система в пед процессе – это взаим-ие воспитателя и воспитанников (представляет собой синергетическую целостность) Совр Петербургская концепция И.А. Колесникова, А.С. Нагавкина, Е.Н. Барышникова Цель: форм-ие у личности рефлексивного, творч-го, нравственного отношения к обственной жизни и соотнесение с жизнью др людей. Наряду с известными принципами выделяют принципы ценностно-смыслового равенства взрослого ребёнка, креативности, творч начала в воспитании. Вывод: Т.о., цели воспитания не остаются неизменными, в каждую конкретную историческую эпоху они претерпевают изменения.