Возможными механизмами переориентации выступают дезорганизация и реорганизация
Дезорганизация асоциальной группы предполагает процесс, направленный на разрушение ее структуры – связей между членами группы, внутренней дисциплины, согласованности. При этом группа распадается, но асоциальная направленность отдельных ее членов может сохраняться.
Реорганизация предполагает не только перестройку структуры асоциальной группы, но и изменение направленности. Необходимо помнить, что добиться перевода всех асоциальных групп в просоциальные задача нереальная. Некоторые асоциальные группы, особенно криминогенные, приходится разрушать.
Используемые при переориентации асоциальных групп методы целесообразно разделить на три вида: предупреждающие, пресекающие, разобщающие.
Для эффективной деятельности по переориентации асоциальных групп необходимо не только знать особенности жизнедеятельности данной группы, но и иметь представление о причинах появления подобного рода групп. Специалисты считают, что успешность данной работы гарантирована лишь в том случае, когда практические работники свои усилия будут направлять не на подавление и разрушение групп, а на искоренение причин и условий, порождающих эти группы.
Необходимым условием выступает вхождение педагога в доверительные и контактные отношения с членами группы. Так как наладить подобные отношения непросто, для повышения эффективности взаимодействия следует применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц); контактировать в первую очередь с участниками, занимающими антагонистические позиции в группе (с целью изменения их потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентации и т. п.).
Важно учитывать, что каждая группа оказывает сопротивление и даже принимает ответные контрмеры тем воспитательным воздействиям, которые направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры. Универсальных рекомендаций в данном случае быть не может, очевидно лишь, что опорой должно стать то положительное, что есть в данной группе, в отдельных ее членах.
Чтобы нейтрализовать деятельность уже сложившейся группы подростков, по мнению Шакуровой, нужно:
- выявить наиболее авторитетных лиц;
- изучить их направленность, интересы и склонности, роли, в которых они выступают в различных видах деятельности (учебной, игровой, спортивной, трудовой и т. п.);
- осуществлять за их поведением постоянный контроль и по возможности включать в общественно значимые виды деятельности, в некоторых случаях привлекать к руководящей работе на общественных началах;
- вести работу с лидерами групп, побуждая их к раскрытию, изменению своих взглядов, позиций, поведения;
- проводить воспитательную работу с членами группы с целью отрыва их от лидера и нейтрализации его влияния;
- находить способы развенчания лидеров в глазах подростков, подрывать их авторитет;
- постепенно вводить в группу положительно направленных подростков с целью разрушения группы изнутри. С этой целью можно перегруппировывать официальные группы.
Если не удается переориентировать группу, неизбежно встает вопрос о ее разрушении. По мнению И. П. Башкатова, к разрушению группы ведут: уменьшение взаимных выборов в группе и увеличение отрицательных выборов; усиление недовольства в группе в связи с распределением ролей; эмоциональная неудовлетворенность в результате постоянных неудач, ссор, конфликтов; ослабление межличностных связей в группе; девальвация групповых норм и ценностей; стремление отдельных членов выйти из состава группы.
К числу наиболее распространенных приемов воздействия при разрушении группы можно отнести:
- организацию социально полезной деятельности группы, которая рассчитана на выдвижение определенных членов группы, обладающих ярко выраженными знаниями, умениями и навыками в этой области, в качестве «новых» лидеров. Для этого надо хорошо знать интересы и склонности членов группы;
- организацию ситуаций, способствующих закреплению за «нужным» лидером на некоторое время ведущих официальных ролей;
- привлечение группы к интересным и увлекательным делам без разрушения установившихся дружеских связей между членами группы (например, выезд в военно-патриотический лагерь, участие в соревнованиях и т. п.). При этом важно, чтобы эти дела были повышенной трудности;
- искусственное создание противоречий между лидером и членами группы, что должно привести к ситуации, которая срабатывает по методу «взрыва», разбивает внутренние позиции лидера и влечет за собой его отрыв от группы;
- привлечение лидеров неформальных групп к участию в организации социально полезной деятельности.
Очевидно, что опасаться всех неформальных подростковых групп не стоит. Большинство из них возникает на основе потребности в общении, дружбе, понимании, как замещение не сложившихся отношений в первичных социальных группах (семье, классе, организации). Разрушение подобных групп нельзя считать панацеей. Зачастую они лишь временно приостанавливают свою деятельность, так как дезорганизуется лишь внешняя оболочка группы. Внутреннее содержание (психология группы, асоциальная направленность деятельности ее членов) остается нетронутым. Будучи живыми социальными образованиями, разрушенные группы проявляют готовность к самовоспроизводству. Они как бы делятся на более мелкие группы, которые со временем могут увеличиваться, объединяться. Чтобы приостановить этот процесс, необходимо больше внимания уделять не разрушению, а реорганизации группы, созданию социально-педагогических условий, нейтрализующих основные причины асоциального неформального поведения несовершеннолетних.