Социометрический опрос

Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Термин «социометрия» в переводе означает измерение социальных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней, определить социометрический индекс личности.

«Внутри любой группы может существовать круг лиц, с требованиями которых члены считаются, на позиции которых ориентируются. Этот круг лиц обозначен как значимый круг общения, …круг лиц, с мнением и позицией которых (часто неосознанно) считаются» А. В. Петровский.

В ходе социометрического опроса испытуемым предлагаются вопросы («Например, если ваш класс расформируют, с кем бы ты хотел остаться в новом коллективе в первую, вторую, третью очередь? или К кому бы ты обратился в своем классе за советом и помощью в сложной жизненной ситуации в первую, вторую, третью очередь?»), подсчитывается количество положительных выборов, полученных каждым членом коллектива, полученные данные переносятся в социограмму. Число выборов по группам:

1гр. – «Социометрические звезды» – число выборов в 2 раза больше среднего количества.

2гр. – «Предпочитаемые» – среднее число выборов.

3гр. – «Пренебрегаемые – число выборов меньше среднего.

4гр. – «Изолируемые» – не получившие ни одного выбора.

Для определения социометрического индекса личности в коллективе используется известная формула: S´=R+/(N-1), где S – величина индекса; R+ – количество положительных выборов; N – число партнеров в коллективе.

Следует отметить, что считается одним из спорных в науке вопрос верности отнесения испытуемых к так называемым «отвергнутым» и «социометрическим звездам». Опыт показывает, что и «лидер» и «отвергнутый» могут получить максимальное количество выборов в зависимости от ситуации, для которой устанавливаются социометрические показатели. Анализ данных, полученных в ходе исследования позволяет установить различные проявления межличностных отношений: предрасположенности, предпочтения, избегания, игнорирования, отвержения.

С помощью социометрии в социальной педагогике можно:

- наглядно увидеть характер отношений в детском коллективе, характер отношения коллектива к ребенку, имеющему ту или иную проблему социальной жизни;

- на основе анализа личных качеств лидера и отверженного выяснить критерии, по которым члены данного коллектива оценивают своих товарищей;

- сравнить мнение педагогов с мнением ребят;

- проводимые через определенный интервал социометрические исследования позволяют установить динамику изменений отношений в коллективе;

- результаты социометрического исследования могут быть исходными данными для осуществления социально-педагогической поддержки развития детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Но данный метод имеет не только очевидные достоинства, но и ряд недостатков, которые несколько снижают его ценность.

Так, с помощью социометрического метода только фиксируются имеющиеся отношения в коллективе, но не объясняются; кроме того, при оценке даются не только имеющиеся, но и желаемые отношения.

Тестирование

Тестирование – целенаправленное исследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно изучать характеристики личности и педагогических явлений и процессов. Метод тестирования (от англ.test – проба) используется в науке чаще всего как метод диагностики испытуемых.

Тестирование – далеко не новый метод исследования. Еще в 80–90-е гг. XIX века исследователи изучали индивидуальные различия людей с помощью тестов (А. Кеттел, Ф. Гальтон и др.). От других методов тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. Как правило, тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений. Различают тесты выявления у школьников элементарных умений, уровня обученности и воспитанности, тесты определения профессиональной предрасположенности. В педагогической психологии используются тесты достижений: креативные, проективные, личностные и др.

Существуют различные виды тестов: тест напоминания, тест дополнения, альтернативный тест, выборочный, тест сличения, комбинированный тест и др. Наряду с очевидными преимуществами тестирование имеет и ряд недостатков:

- относительная трудность создания хорошего теста, проверенного опытным путем, имеющего устойчивый коэффициент надежности;

- причиной неправильного ответа на предложенное задание в ходе тестирования может быть не только недостаток необходимых знаний, но и неверное понимание задания испытуемым;

- не всегда можно выяснить как испытуемый нашел ответ, путем логических рассуждений или случайно.

Наши рекомендации