Тестовые задания для самостоятельной работы студентов по Главе I
1. Что в переводе с греческого языка означают слова – Педагогика
Школа
2. Вставьте пропущенные словосочетания:
a) Педагогика – это наука о целенаправленном процессе ……. и ……. подрастающего поколения к самостоятельной жизни и деятельности.
b) Педагогика это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации ……. как фактора и средства ……. человека на протяжении всей его жизни.
c) Предметом педагогики как науки являются ……., ……. которые протекают в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательных учреждений, людей, их семей и существуют в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов ……., ……., ……., ……. личности.
3. Выберите из ряда понятий основные категории педагогики: воспитание, педагогические явления, педагогический процесс, личностное качество, знание, обучение, умение, навык, развитие, формирование, образование, педагогическая действительность.
4. Дополните схему и укажите взаимосвязи основных категорий педагогики
5. В какой группе указаны все отрасли педагогических знаний, составляющие систему педагогических наук?
a) Философия, социология, школьная гигиена, педагогика, психология, анатомия и физиология.
b) Основы педагогики, дидактика, теория воспитания, школоведение.
c) Педагогическая психология, педагогическая социология, социальная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.
d) Общая педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика, методика преподавания отдельных учебных предметов, история педагогики, сравнительная педагогика, профессиональная педагогика, социальная педагогика, превентивная педагогика, лечебная педагогика.
6. Вставьте пропущенные названия основных образовательных парадигм, реализация которых определяет общекультурное значение педагогики:
знаниевая и …;
технократическая и …;
педоцентристская и …;
социетарная и ….
7. Какая из образовательных парадигм:
a) признает в образовательных системах личность как высшую ценность и основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сотрудничество, оказание помощи и поддержку личности;
b) ориентирует на создание образовательно-развивающей среды и благоприятных условий для становления и эффективного развития всех детей, более полный учет их индивидуальных особенностей;
c) направлена не только на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, но и на освоение ими элементов культуры, общечеловеческих ценностей, способов познания, поведения, общения; при этом особое внимание уделяется формированию у обучаемых языковой, правовой, экологической культуры и др.;
d) ориентируется в процессе воспитания и образования прежде всего учет интересов, потребностей и индивидуальных особенностей всех участников образовательного процесса, превращая их в равноправных субъектов образовательной деятельности.
8. Вставьте пропущенные слова:
Методология педагогики – это учение о …, …, …, … познания и преобразования педагогической действительности.
9. Дополните систему основных методологических принципов педагогики:
системный, …, …, полисубъектный (диагологический), аксиологический, …, этнопедагогический, ….
10. Какой из методологических принципов педагогики предполагает:
a) ориентацию при организации и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат, главный критерий его эффективности; уникальность личности и учет ее индивидуальных особенностей;
b) развитие человека, становление его как творческой личности посредством освоения им культуры как системы ценностей;
c) что, деятельность является важнейшим фактором развития личности;
d) системное использование и учет данных всех человековедческих наук при организации и осуществлении педагогического процесса.
11. В какой группе указаны основные методы научно-педагогического исследования, направленные на изучение педагогического опыта?
a) Социометрические измерения, анализ, синтез, индукция, дедукция, эксперимент.
b) Наблюдение, эксперимент, беседа, изучение ученических работ и документации детских учреждений, сравнительно-исторический анализ, моделирование, математические методы.
c) Обобщение опыта, тесты анкеты, составление алгоритмов, моделирование.
d) Педагогическое наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, анализ и оценка результатов учебной деятельности, анализ педагогической документации.
[1] При разработке содержания главы использовались материалы из кн.: Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001; Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 2000.
1 Материал заимствован из кн.: Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001. – С. 25-27.
* Синергетика – научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах благодаря стабильным факторам и хаосу.
* Диверсификация – от латинского слова «изменение, разнообразие».
* Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качественных результатов (например, умственного развития человека или уровня его нравственного воспитания).
* Парадигма педагогическая – (греч. Paradeigma – пример, образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическимобществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.
* Антропология – 1) наука о происхождении и эволюции человека; 2) изучение физиологических, биохимических, генетических, социальных, педагогических факторов, влияющих на развитие человека.